Как проходила социальная эволюция человека

Человеческое общество: история, эволюция и типы

Видео: Человеческое общество: история, эволюция и типы

Содержание:

История созданиячеловеческое общество Это одна из основных областей изучения социальных наук, таких как антропология, социология, археология или история. За века структура человеческих обществ сильно изменилась.

Сегодня западное общество основано на капиталистической экономической системе. Однако так было не всегда. Общества, как и люди, постоянно меняются и развиваются. Эти изменения приносят новый образ жизни, образ мышления, ценности, преимущества и трудности для тех, кто в них живет.

Обычно парадигма, с помощью которой анализируются общества, соответствует их экономической организации и способу управления ресурсами. Каждый из этих элементов придает ему особую характеристику.

История и эволюция

От доисторических времен до современной эпохи способ организации людей в обществе прошел через несколько совершенно разных фаз.

Собранная информация о древних обществах позволяет нам лучше понять нашу культуру.

Доисторические общества

Изучение времени до появления письменного слова довольно сложно. Из-за отсутствия записей того времени большая часть текущих данных о доисторических временах получена из археологии и сравнения людей с другими видами приматов.

Поэтому существует множество теорий о том, как выглядели доисторические общества. Вот некоторые из наиболее важных:

– Теория Томаса Гоббса

Томас Гоббс, один из важнейших антропологов семнадцатого века, считал, что существование общества невозможно без организации в форме государства. Следовательно, доисторические люди существовали бы в состоянии постоянной борьбы друг с другом, что сделало бы невозможным возникновение любого типа культуры.

Следовательно, первые общества были созданы на основе общественного договора, чтобы избежать борьбы за ресурсы и иметь возможность действовать сообща.

Теория Руссо

С другой стороны, Руссо также верил в теорию общественного договора как в происхождение обществ. Однако он думал, что в своем естественном состоянии люди будут искать себе выгоду, не причиняя вреда другим, и что для того, чтобы быть в обществе, им придется жертвовать ради общего блага.

Теория Генри Мэна

Что касается организации примитивных обществ, Генри Мэн думал, что они будут сформированы патриархальными группами; то есть семьями, во главе которых стоит влиятельный мужчина, защищающий женщин и детей.

– Теория Зигмунда Фрейда

Идея Мэна напоминает идею Зигмунда Фрейда о ранних обществах, который думал, что примитивные социальные группы будут напоминать группы горилл.

Следовательно, был бы «альфа-самец», у которого в распоряжении был бы гарем женщин для защиты и обеспечения еды, а остальным самцам пришлось бы соревноваться, чтобы воспроизводить потомство.

– Терия де Энгельс

В противоположность этим идеям Энгельс считал, что фундаментальной единицей примитивных обществ является клан.

Доисторические люди организовывали бы себя в племена, которым они отдавали бы абсолютный приоритет; Эта преданность могла быть достигнута, потому что доисторические люди не имели представления об отцовстве и, следовательно, считали детей племени детьми всех.

Древние общества

Независимо от формы доисторических обществ, появление сельского хозяйства полностью изменило то, как люди должны были относиться друг к другу.

Отказ от кочевого образа жизни, который существовал до сих пор у первых людей, в сочетании с большим изобилием пищи и ресурсов, стал катализатором формирования первых великих культур.

По мнению некоторых историков, скопление людей в одном пространстве привело к спорам из-за ресурсов. Так возникла концепция частной собственности, которой до этого не существовало.

Чтобы избежать некоторых конфликтов, возникающих в результате этого изменения, общества начали организовываться и становиться более похожими на окружающую среду, которую мы имеем сегодня.

Первые общества

Первые великие общества (такие как Месопотамия, Греция или Римская империя) основывались на большом разделении труда.

В то время как низшие слои общества (такие как рабы и крестьяне) были заняты физическим трудом и производством продуктов питания и ресурсов, правящие классы могли заниматься искусством, войной и философией.

Эти первые цивилизованные общества начали производить свои собственные культурные проявления; например, изображения их богов, театр, поэзия, музыка или скульптура.

С другой стороны, наука и техника в этих древних обществах значительно продвинулись вперед до такой степени, что современные общества смогли соответствовать своим знаниям только после Средневековья.

Например, Древняя Греция была первой цивилизацией, развившей демократическую систему; однако голосовать могли только граждане, которые соответствовали определенным требованиям.

Общества в средние века

После падения Западной Римской Империи европейский континент погрузился в десять веков, отмеченных бедностью, голодом, отсутствием культуры и отсутствием развития.

Хотя на Востоке римская традиция продолжалась в Византийской империи, Западная Европа потеряла значительную часть своих достижений из-за вторжений варваров на континент.

Феодальная система

Общества, которые развивались в то время, были высоко иерархичными и основывались на феодальной системе. Эта система состояла из пакта между низшими классами общества (такими как крестьяне) с дворянством, которые должны были защищать их от опасностей в обмен на дань.

Эта феодальная система вместе с контролем католической церкви едва ли способствовала развитию культуры и науки в Европе в течение десяти веков. В других частях света происходило большее культурное развитие, как, например, в арабских королевствах того времени.

Иллюстрация

Начиная с 15 века, серия великих изменений полностью изменила европейское общество. Открытие Нового Света, Просвещение и формирование первых Конституций заставили мир очень быстро трансформироваться.

Читайте также:
Иерофант Таро Тота: общее значение и описание карты

В то время общества основывались на идее позитивизма; то есть вера в то, что люди всегда продвигаются вперед. Поэтому в будущее смотрели с оптимизмом, чему в некоторой степени способствовал огромный взрыв научных и технических знаний того времени.

В это время класс буржуазии начал приобретать реальную власть; то есть те люди, которые не родились дворянами, но разбогатели благодаря своей коммерческой деятельности.

Кроме того, искусство развивалось очень быстро, впервые за несколько веков отошло от церкви, и появились такие новшества, как опера.

Индустриальная революция

Промышленная революция вызвала новые гигантские изменения в организации двух обществ. С появлением машин ручной труд стал менее обременительным, и общественная власть перешла к тем, у кого было больше средств производства (а не земли).

В это время появился новый социальный класс: пролетариат, который был людьми, которым приходилось обменивать повседневную работу в обмен на зарплату промышленников.

Искусство и культура изменились, чтобы отразить новые реалии этого класса, и появились очень важные философы, такие как Маркс, которых беспокоили условия своей жизни.

Во время промышленной революции технологии развивались экспоненциально, создавая такие изобретения, как паровой двигатель, печатный станок или первые бытовые приборы. Эти общества начали все больше и больше поворачиваться к капитализму, экономической системе, основанной на личном труде и индивидуализме.

20 век и современное общество

20-й век был временем больших изменений в технологиях и культурных достижениях, но он также был одним из самых кровавых в истории человечества.

Две мировые войны и великие исторические диктатуры контрастируют с такими важными достижениями, как прибытие человека на Луну, искоренение многих заразных болезней и создание коммуникационных технологий, которые мы знаем сегодня.

Технический прогресс

Из-за великих технологических достижений того времени наши нынешние общества не похожи на те, которые существовали на протяжении всей истории. Большая часть населения посвящена предоставлению услуг, научные исследования продвинулись в геометрической прогрессии, а культура во всем мире стала в значительной степени унифицированной.

Уже в 21 веке, благодаря общему экономическому буму, которым мы наслаждаемся, сегодняшние общества гораздо больше озабочены благополучием всех своих граждан. Был большой бум в таких вопросах, как экология, феминизм или социализм.

Кроме того, из-за стремительности изменений, которые мы переживаем сегодня, современные общества ставят перед собой ряд уникальных проблем в истории.

Рост материального благосостояния повлек за собой снижение умственного благополучия населения, что можно увидеть в философских течениях, таких как постмодернизм, критическая теория или нигилизм.

Типы компаний

На протяжении истории люди создавали различные типы обществ. Социологи разделили разные классы на шесть категорий:

Общества охотников и собирателей

Это группы людей, которые зависят в основном от диких продуктов. Примерно до 12–11 тысяч лет назад, когда в Юго-Западной Азии и Мезоамерике возникли сельское хозяйство и одомашнивание животных, все народы были охотниками и собирателями.

Пока люди не начали одомашнивать растения и животных около 10 000 лет назад, все человеческие сообщества были охотниками-собирателями. Сегодня только небольшая часть населения мира выживает таким образом, и они обитают в изолированных и негостеприимных районах, таких как пустыни, замерзшая тундра и густые дождевые леса.

Доисторические охотники-собиратели часто жили группами по несколько десятков человек, состоящих из различных семейных единиц. Они разработали инструменты и полагались на изобилие пищи в этом районе, если они не могли найти пищу, они переезжали в другой район. Вероятно, в основном мужчины охотились, а женщины ели.

Пастырские общества

Скотоводческое общество – это социальная группа пастухов, образ жизни которых основан на пастбище и обычно кочевой. Повседневная жизнь сосредоточена на уходе за стадами.

Пустынные районы или районы, в которых трудно выращивать растения, – это пасторальные общества, которые существуют уже сотни лет. Поскольку они не могли заниматься сельским хозяйством, они полагались на мясо и молочные продукты своего стада.

Садоводческие общества

Садоводческие общества возникли около 7000 г. до н.э. на Ближнем Востоке и постепенно они распространились на запад через Европу и Африку и на восток через Азию.

В садоводческом обществе люди живут за счет выращивания растений для употребления в пищу, без использования механизированных инструментов или животных.

Сельскохозяйственные общества

В сельскохозяйственном обществе экономика основана на выращивании и содержании сельскохозяйственных культур и земель. Люди ведут более оседлый образ жизни, чем кочевые общества охотников-собирателей или полукочевые пастухи, потому что они постоянно живут рядом с возделываемыми землями.

Первые цивилизации, основанные на сложном и продуктивном сельском хозяйстве, возникли во время разливов рек Тигр, Евфрат и Нил.

Индустриальные общества

В индустриальном обществе технологии массового производства используются для производства большого количества продукции на заводах.

Индустриальное общество использовало внешние источники энергии, такие как ископаемое топливо, для увеличения скорости и масштаба производства, уменьшая потребность в человеческом труде.

Постиндустриальные общества

Постиндустриальное общество – это этап развития общества, на котором сектор услуг генерирует больше богатства, чем производственный сектор экономики.

Для этого общества характерен переход от экономики, основанной на производстве, к экономике, основанной на услугах, переход, который также связан с социальной реструктуризацией.

Американский социолог Дэниел Белл ввел термин постиндустриальный в 1973 году в своей книге. Наступление постиндустриального общества, который описывает несколько характеристик постиндустриального общества:

Читайте также:
Какие карты Таро бывают и как выбрать самые сильные для себя

-Переход от производства товаров к производству услуг.

-Замена рабочих физического труда техническими и профессиональными рабочими, такими как компьютерные инженеры, врачи и банкиры.

-Замена практических знаний теоретическими.

– Повышенное внимание уделяется теоретическим и этическим последствиям новых технологий, что помогает обществу избежать некоторых негативных последствий внедрения новых технологий, таких как экологические катастрофы.

-Разработка новых научных дисциплин, например, связанных с новыми формами информационных технологий, кибернетики или искусственного интеллекта.

-Увеличение внимания к университетам и политехническим институтам, которые обучают выпускников, которые создают и направляют новые технологии, имеющие решающее значение для постиндустриального общества.

Социальная эволюция человека

social_evolution_socionica

Считается, что человекообразные приматы — стадные существа. Спорить с этим трудно, так как и люди и обезьяны бегают бандами. Но вот вопрос: а самые первые прапредки человека унаследовали стадность от динозавров или колоний вольвоксов? Или это благоприобретенная привычка, лежащая в основе кумовства и групповщины?

Но так или иначе, дикие и одомашненные приматы живут стаями. Размер стаи влияет на скорость социальной эволюции приматов. В условиях избытка продовольствия, отсутствия избыточного давления со стороны соседних племен (стай) при нормальном, близком к относительному нулю воспроизводстве потомства, племя не эволюционирует.

Для изучения социальной эволюции мы можем воспользоваться описаниями наблюдений за племенами, живущими в первобытных условиях, а так же наблюдением за нашими кузенами, сходными с нами во многих отношениях.

Необходимо определить само понятие социальной эволюции. Под социальной эволюцией мы будем понимать, прежде всего, увеличение и качественное усложнение связей между членами общества, а так же увеличение и усложнение иерархических ступеней в обществе, принимая за 100% эволюционного развития сегодняшний европейский социум.

Совершенно очевидно, что никакое общество не может быть не иерархично. Иерархия заложена уже в самом различии особей по половым, возрастным и физическим данным. Древний закон джунглей гласит: «кто с топором — тот и с мясом». Наивные идеалисты, пытавшиеся игнорировать этот закон, как раз и выполняют роль мяса. И только здоровенные Конаны-варвары могут позволить себе проповедь невмешательства и ненасилия.

10 секретов Мастера Таро

Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний

Таро и Деньги

5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко

Руны без страха и энергозатрат

Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей

Иерархия очень грубо может быть классифицирована как «необходимая» и «бесполезная». В «необходимой иерархии» власть вождя, как правило, присваивается вождем при относительном согласии членов общества благодаря бесспорному превосходству по личным качествам над всеми остальными членами общества.

Такой вождь отличается более высокой (по сравнению с другими членами) степенью адаптации, высокой скоростью реакции как физиологической, так и интеллектуальной, физической силой, умением принимать решения, не рефлексируя над правильностью или неправильностью своих действий, и добиваться контроля и послушания в исполнении своих решений другими членами общества.

Такие вожди выдвигаются в кризисных ситуациях и в мирное время удерживают власть зачастую благодаря социальной инертности других членов общества. «Бесполезная иерархия» возникает как социальная традиция, когда делается возможным приход к власти тех, кто по своим личностным качествам не отличается от остальных членов социума. В мирное, нестрессовое время, общество не нуждается в лидерах и вождях, довольно успешно предупреждая возможные конфликты с помощью саморегуляции.

Речь идет о внутренних напряжениях, не связанных с агрессивным воздействием внешней среды. Роль вожака в таких ситуациях сводится только к поддержанию статус-кво. Чем более бесполезна созданная иерархия, тем сильнее ущемляются личностные свободы, и вырастает относительная величина социального долга членов социума. При этом относительное равенство сменяется демонстративно подчеркиваемым неравенством. Условно фактор, провоцирующий подобную ситуацию, может быть назван «фактором манны небесной».

Ведь грустным солдатам
Нет смысла в живых оставаться
И пряников, кстати, всегда
Не хватало на всех…

В «бесполезных иерархиях» пряников действительно на всех не хватает, так как пряник из продукта питания превращается в символ власти. Еще один любопытный элемент социальной эволюции может быть измерен численно и выражен как соотношение количества населения на площадь поселения. Чем выше относительная величина этого показателя, тем большее количество адреналина получает индивидуум.

В крупных мегаполисах горожане находятся в состоянии постоянного стресса только благодаря перенаселению, без учета любых других факторов. В «бесполезных иерархиях» структура социума сохраняется, на наш взгляд, неизменной и состоит из следующих элементов: вождь и особы, приближенные к императору; социально активная часть населения (а под социальной активностью подразумевается склонность и способность проявлять немотивированную и не обусловленную агрессию); социально пассивная часть (жертва агрессии, направленной внутрь социума).

В качестве жертв чаще всего выступают социально бесполезные члены общества, то есть люди, не способные на проявление агрессии. В рамках гендерных различий эта роль часто достается женщинам в обществах им. Первого Мачо. Теория предполагает существование таких же феминистских обществ, но имеющиеся в наличии исторические данные не могут быть признаны достаточными для того, чтобы согласиться с их существованием.

Руны без страха

Как правильно применять Руны

Вечерний час при свечах

Книга для новичков в Таро

10 секретов Таро

Азбука Таро

Таро и Деньги

Запишись и получи подарок!

Поскольку ни одного племени неандертальцев (не будем говорить о питекантропах) не дожило до наших дней, нельзя с уверенностью утверждать, каков был численный состав первобытного человеческого племени-стада. Есть авторы, допускающие величину такого племени в 15-30 особей, принадлежащих к 2-3 поколениям, и такая версия нам представляется наиболее приемлемой, что позволяет нам игнорировать мнение других авторов.

Читайте также:
Как с помощью Таро"Колесница" достичь желаемого

Утята, только что вылупившиеся из яиц и вместо мамы-утки увидевшие Конрада Лоренца, переживают момент импринтинга. Такой же момент переживает товарищ, решившийся изучать Нечто. Все последующие книги он рассматривает через призму прочитанной им первой, или же произведшей на него наибольшее впечатление.

При изучении социальной эволюции мой личный импринт произошел на книгу И.У. Ачильдиева «Власть предыстории». Вот некоторые положения из этой книги.

Гоминиды после эволюционного скачка, приведшего к их появлению начали активно вырабатывать комплексы фиксированных действий (КФД). Вырабатываемые КФД были направлены на поддержание существования у гоминидов определенной общности, называемой «пра-толпой». Нахождение в пра-толпе давало гоминидам следующие преимущества:

Резонансное увеличение силы индивидуума. Всем известно, что в минуты опасности средний человек способен совершать физические действия, намного превосходящие показатели выдающихся современных спортсменов. Нахождение в пра-толпе сопровождалось экстатическим возбуждением, растормаживая мышечные блоки.

Асимметрия головного мозга. Асимметрия головного мозга позволяла гоминидам сохранять направление миграции: леворуких заносило вправо, праворуких — влево.

Противопоставление большого пальца. Для борьбы с хищниками пра-толпа выработала особую тактику. Необходимо отметить, что Ачильдиев подчеркивает, что пра-толпу необходимо рассматривать как единое существо, как единую целостность.

Эта тактика включала в себя создание критической массы членов пра-толпы, поддерживающих друг друга эмоционально криками и ритмичными действиями (ударами по груди и притоптыванием) и наносящих рубящие удары сверху вниз, что закономерно закрепило следующую асимметрию: левая толчковая нога у правшей и правая толчковая нога у левшей. Для тычкового горизонтального удара противостояние большого пальца не является необходимостью.

Увеличение объема головного мозга. Гоминиды, находящиеся внутри толпы, были вынуждены скачкообразно увеличить свои эвристические способности, что привело к значительному и тоже скачкообразному увеличению объемов головного мозга.

Образование речи. Необходимость в оперативной информации и улучшении взаимодействия компонентов пра-толпы привела к образованию второй сигнальной системы. Пра-толпа успешно могла действовать только тогда, когда все члены, ее образующие, были унифицированы. Но в структуре пра-толпы выделились компоненты, выполняющие различные функции, а развитие второй сигнальной системы привело к появлению «Инакомыслия» (термин Ачильдиева).

В то же время члены пра-толпы, образующие ее отдельные части, стали осознавать свои различия, что впоследствии закрепилось в системе каст и половозрастной дифференциации. Выделение мутантов из пра-толпы и есть образование человека современного нам типа. Ачильдиев вычленяет следующие явления, присущие человеку вообще и по его мнению составляющие древнейший образ социума.

О социальной эволюции человечества в антропологии

Кодермятов, Р. Э. О социальной эволюции человечества в антропологии / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов, Е. В. Павловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1860-1862. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20077/ (дата обращения: 19.07.2022).

Ключевые слова: антропология, эволюция, антропологический принцип, механизмы эволюции, факторы эволюции, человеческая жизнедеятельность, адаптивный процесс, воздействие, социальная эволюция.

Специальной наукой о человеке как об особом биологическом виде является антропология. В прошлом столетии с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке. Современная антропология значительно ограничила свой предмет. Термин антропология закреплен за дисциплиной, изучающей природное происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально. Антропология включает в себя 3 раздела:

1. Учение о происхождении человека (антропогенез) — об изменении природы ближайшего предка человека под влиянием различных условий жизни и деятельности;

2. Морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменений физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности);

3. Этногенез (расоведение).

В ХIХ в. Л. Фейербах ввел в философию антропологический принцип: категория человека была обоснована им как главная категория новой философии. Антропология в понимании Л. Фейербаха есть универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний [1].

Из антропологического принципа берут начало философские концепции, авторы которых полагают понятие «человек» в качестве основной мировоззренческой категории и на ее основе разрабатывают систематические представления о природе и обществе. В России последователем антропологического принципа в философии был Н. Г. Чернышевский. Наиболее полно и обстоятельно антропологический принцип был реализован М. Шелером в разработанной им философской антропологии.

Антропологический принцип был положительно воспринят не только представителями философских и педагогических наук. Стремление включить в объяснительные схемы категорию человека характерно для многих конкретных наук, предметная область как бы поворачивалась в сторону человека. Категориальный строй антропологически ориентированной науки обогащался понятиями и схемами, заимствованными из гуманитарных дисциплин [4].

Одна из тенденций развития современного научного знания заключается в его гуманитаризации, в возникновении все большего числа региональных антропологий, в интеграции конкретно-научных знаний в целостную картину мира.

Антропогенез — учение о происхождении человека. Антропогенез, раскрывая место человека в животного мира, указывает на его реально существующую видовую эволюцию: с биологической точки зрения человек — один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов. Человеческая эволюционная история вместила предшествующую историю живого на Земле как необходимый этап. Как биологический организм человек характеризуется принадлежностью к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Развитие эволюция гоминид завершается появлением человека и его общества, существа не только биологического, но и социального: разумного и универсального во Вселенной [8]. Антропоген — геологическая эра, самая молодая в истории Земли. По различным оценкам охватывает от 0,6 млн. лет до 3,5 млн. лет. Это эпоха появления предков человека, зарождения и становления человека современного типа и человеческого общества. Появление человека и человеческого общества в истории Земли является революцией в развитии живого, по значимости сравнимой с появлением живого из неживого. Генетическое сходство человека и представителей животного мира (человекообразные обезьяны) заставляло ученых прошлого и современности изучать вопрос его происхождения сопоставлением с миром животных. Эти вопросы рассматривает приматоведение — дисциплина, изучающая обезьян, и антропоидов (человекообразных обезьян, предков человека, человека современного типа).

Читайте также:
Как создать собственный расклад Таро: памятка тарологу

Механизмы и факторы эволюции предков человека были сходными с механизмами и факторами эволюции других типов живых существ на Земле. Биологическая совместность человека и всего живого мира планеты — результат всеобщей эволюции биологических существ планеты. Эта эволюция — результат адаптивного процесса. Под адаптацией в широком смысле слова понимается гармония организмов со средой обитания. В узком смысле слова адаптация — это процесс приспособления к естественному и социальному окружению; адаптации способны обеспечить выживание и сохранение не только отдельной особи, но и всего вида, популяции в конкретной среде. Адаптивные признаки организмов — связаны со средствами решения проблем, поставленных перед организмом окружающей средой [3].

Овладение знаниями о мире, силах, в нем действующих, превращение образования в институт социальной жизни позволяет накопить необходимые для жизнедеятельности материальные и духовные ценности, развить мифологию, религию, культуру [10]. В прошлом и современности культурный прогресс вел к росту продолжительности человеческой жизни: средняя продолжительность жизни гоминид и особенно их численность на планете росли именно в период цивилизации. Становление цивилизации в естественноисторических условиях улучшает положение и возможности человека во Вселенной, способствует развитию культуры, полезных знаний и зачатков наук, письменности.

Физическая антропология тесно связана с экологическим подходом, становлением экологии человека. Так, биологическая эволюция, как считают ученые-антропологи, перестала играть решающую роль в развитии человечества с тех пор, как человек выделился из животного мира. Не зафиксировано возникновение новых видов рода Homo Sapiens и физиологически человек неизменен уже несколько тысяч лет. Определяющим фактором в развитии человечества становится развитие общества.

Экологическая антропология древнего общества сосредоточена на изучении групп охотников, рыболовов, собирателей, приручающих животных, преимущественно в плане изучения адаптации к разнообразным возможностям основного ресурса (объекта охоты, наличия приручаемых животных, рыболовных и растительных ресурсов). Изучаются предметы охоты, рыболовства, методы добычи или выращивания животных и того, что тесно связано адаптацией древних обществ [2].

В изучении традиционного общества меняются объекты антропологического исследования и уже земледельческие и животноводческие племена, их социальная организация, культурные артефакты, ведение домашнего хозяйства приковывают внимание экологически ориентированных антропологов. Рассматривается ниша, занимающая традиционный уклад и его представители в окружающей среде. Позднесредневековая окружающая среда и деятельность человечества, капиталистическое производство изучаются системно [9;11]. Производители всегда были способны защитить себя и семью, свои земли и предприятия от факторов внешнего природного окружения, признают современные ученые. Однако политика государств, войны, неуспехи дипломатии или, напротив, удачное решение международных дел становились фактором экологического развития в колониях европейских стран. Экологические неопределенности ХХ века актуализировали изучение экологической антропологии, связанной с современным обществом. И именно последние десятилетия ХХ века указали на решительное изменение экологической ситуации в странах мира. Окружающая среда уже признается агрессивным пространством человеческой жизнедеятельности (как для отдельных этнических групп, так и человечества в целом) [5].

В самом общем виде окружающая среда трактуется тем надчеловеческим, которое влияет на людей, природным миром, в котором люди живут. Следует признать, что окружающая среда все больше включает биоантропологический аспект.

Заметную роль в истории человечества играет антропогенное влияние на окружающую среду. Это влияние в антропологическом исследовании охватывает огромный шлейф понятий и широкую область социально-научных знаний. Интерес к человеку в научно-эволюционном аспекте давно перестал быть чисто теоретическим: американский антрополог М.Мид (1901–1978) уже в середине ХХ века указывала на противостоящую спорам о мутациях, длящихся несколько поколений, панику американской общественности, вызванную обнаружением в молоке стронция-90, который может «повредить моему ребенку теперь». В современную эпоху обострилась ранее несущественная проблема сохранения телесности Homo Sapiens как родового существа: загрязнение окружающей среды создает устойчивые средовые условия несвойственных и даже вредных изменений тела человека, его систем и органов. Причем наиболее прогрессивные человеческие системы (психика, эмоциональная сфера и др.) испытывают это надприродное воздействие этих средовых условий в увеличивающихся размерах. Примечательно, что с техническим ростом сплетение этих факторов способно совершить удар по человеку и его жизненным системам [6].

Конечно, в современном мире, как и во времена написания М. Мид «Духовная атмосфера и наука об эволюции», где американский антрополог назвала линии экоантропологического исследования, антропологическое знание увязываются с творческими возможностями, предоставляемыми новой техникой, расширением человеческих возможностей, контролированием изменений, происходящих между близкими поколениями, достаточным экологическим анализом эволюции индивидуума и общества [7].

Читайте также:
Лилии Ленорман: общее значение и толкование карты

Человеческое во Вселенной выражает качество самосознающего разума, определяющего отношение человека к другим людям в действиях, мыслях, характеризующее ориентацию сохранения и поддержания их совместного существования. Антропологам в изучении экологических аспектов социальной эволюции важно указать контекст биологического развития (биологическим анализом), общественного развития (анализом ресурсов развития), культурных изменений (освоением образцов поведения, стиля жизни).

Для решения наиболее важных проблем социальной эволюции человечества необходимо знание режимов прибылей и собственности (общих, частных, единичных) в обществе.

1. Антропология. Хрестоматия. Москва. Изд-во: Институт прикладной психологии. Воронеж. Изд-во: НПО «МОДЕК».1998.

2. Алексеев В. П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993.

3. Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М, 1980.

4. Ефимов Ю. И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л., 1981.

5. Келер В. Р. Homo sapiens. Человек разумный. М.: Молодая гвардия, 1964.

6. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

7. Льюис Д. Человек и эволюция. М.: Прогресс, 1964.

8. Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. М.: Высшая школа, 1977.

9. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966.

10. Сенцов А. Э., Остроумова А. Ю., Тумакова Н. А. Выражение концепта «обладание» в русской лингвокультуре // Казанская наука, Изд-во: Казанский Издательский Дом, Казань. — 2010. — № 9. — С. 521–524.

11. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, антропологический принцип, животный мир, адаптивный процесс, американский антрополог, современный тип, социальная эволюция, человеческая жизнедеятельность, человеческое общество, экологическая антропология.

Ключевые слова

антропология, эволюция, антропологический принцип, механизмы эволюции, факторы эволюции, человеческая жизнедеятельность, адаптивный процесс, воздействие, социальная эволюция

Похожие статьи

Об антропологических основаниях социальной работы

Антропологические познания углубляют философско-социологическую трактовку социальных явлений, процессов

Классической является типология, данная на уровне социоантропологического анализа американским социальным антропологом Р.Линтоном.

Научный статус социальной и культурной антропологии: границы.

Для современного состояния социально-гуманитарного знания важным является вопрос о переопределении

Американские антропологи считали, что культура более широкое понятие, чем общество.

Они и составляют начальный этап развития социальной антропологии.

История развития учения о человеке (антропологии).

АНТРОПОЛОГИЯ – англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой (Claude Owen Lovejoy) входит в десятку величайших специалистов по австралопитекам.

Антропологическое измерение научной картины мира

Будучи общими формами деятельности людей, они проникают во все сферы человеческой жизни в качестве формообразующих и нормообразующих компонентов, образуют важнейшую часть наших знаний о мире. Мы полагаем, что эти знания.

Проблема «антропологической катастрофы» и пути выхода из нее

Современный человек живет в «мире растущей сложности». Этот мир рождается на наших глазах, и в

Основные термины (генерируются автоматически): разум, антропологическая катастрофа, первичная истина, примирение, теоретическое мышление, человеческий разум.

Религия и наука о сущности человека | Статья в журнале.

Согласно научной антропологии, человек есть био-психо-социальное существо.

В основу своей теории он положил принцип эволюции, понимание общества как организма.

Наиболее крайнее течение социального дарвинизма — расово-антропологическая школа.

Сложность, холархия и синергия как принципы бытия человека

Автор выделяет три принципа, которые должны лежать в основании новой антропологии: сложность

Современная западная культура утратила простые отношения с вещами.

«Человеческое» Платон, как известно, связывал с бессмертным и вечным миром идей.

Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм

Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда».

Какой же тип экологического сознания преобладает у современных россиян?

Культурная антропология как система понятий и факторов.

Вико, Ш. Монтескье в своих работах рассматривали культуру как природу, преобразованную в процессе человеческой деятельности.

Л. Уайт, выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог

Факторы, обусловливающие развитие культурной антропологии.

Эволюция человека – древний человек и этапы развития

1 комментарий/ 11304

В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих в общих чертах осветить ход антропогенеза.

Выделяють четыре условных стадии (отрезка) антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов:

1) австралопитеки (предшественники человека);

2) питекантропы (древнейшие люди, архантропы);

3) неандертальцы (древние люди, палеоантропы);

4) человек современного типа, ископаемый и современный (неоантропы).

Но в учебной литературе чаще выделяют следующие этапы эволюции человека, о чем ниже.

Первые отличия человека разумного

Одним из важнейших показателей человека разумного является речь. Для того чтобы овладеть членораздельной речью, человеку необходим мозг, критическая масса которого составляет 750 грамм. Именно возникновение речи отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных, она отличается очень важным показателем – речь человека абстрактна, люди понимают друг друга, общаясь с помощью слов.

Первый этап становления человека как представителя рода Homo – возникновение членораздельной речи.

Второй этап становления человека – проявление заботы о стариках. По сравнению с животными, которые при нападении хищников готовы пожертвовать молодым и старым поколениями, человек при появлении речи берег своих стариков, так как понял, что они представляют собой очень важный носитель нужной информации, а разумного человека необходимо беречь для получения знаний о выживании. Старшее поколение заботилось о младшем, передавало свои знания и житейские хитрости.

Читайте также:
Как сделать колоду в домашних условиях самостоятельно

Автралопитеки

Установление конкретного предка гоминоидов остается проблемой для современной науки. Существование его связано с большой, процветавшей в миоцене — плиоцене (миоцен простирается в пределах 22-27 млн лет, плиоцен — в пределах 5-10 млн лет) группой африканских дриопитеков, ведущей начало от олигоценового египтопитека (30 млн лет). В 50-60-х годах учеными один из дриопитеков — проконсул — выдвигался на роль «модели» общего предка гоминид и понгид.

Эволюция человека – древний человек и этапы развития 1

Миоценовые дриопитеки были полуназемными-полудревесными человекообразными обезьянами, обитавшими в условиях влажных тропических, горных или обычных широколиственных лесов, а также районов лесостепи. Находки миоценовых и нижнеплиоценовых дриопитеков известны также в Греции, Венгрии и Грузии.

От общей исходной формы разошлись две ветви эволюции: первая, понгидная, привела спустя много миллионов лет к современным человекообразным обезьянам, вторая, гоминидная, — к появлению, в конечном счете, человека современного анатомического типа. Эти две ветви в течение многих миллионов лет развивались независимо друг от друга в разных адаптивных направлениях. В соответствии с природными и ландшафтными условиями, в каждой из них сформировались специфические черты биологической организации, соответствующие образу жизни.

Человек умелый

Эволюция человека – древний человек и этапы развития 2

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

этапы эволюции человека

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

этапы эволюции человека

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный или кроманьонец

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Эволюция человека

Кроманьонцы были высокого роста — до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см 3 . Над глазами отсутствовал сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Кроманьонцы обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в их жизни.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными, кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы жили родовыми общинами в построенных жилищах.

На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Эволюция человека. Таблица

Предупреждаю сразу, что временные рамки в таблице, приведенной ниже, не совпадают с вышеперечисленным. Данные для статьи взяты из разных источников, и лишний раз подтверждают, как мало и не точно мы знаем историю развития жизни на Земле. Разные ученые и разные издания дают отличные друг от друга датировки, единства нет и в разделении на этапы и подэтапы.

Эволюция человеческого сообщества

Человеческое сообщество прошло длительный путь эволюции. Не только сообщество, но и каждый член его проходит свой индивидуальный путь. Нет двух совершенно одинаковых личностей по уровню своего развития. Это мы видим, начиная с начальной школы или даже с детского сада. С древних времен, начиная с племени, происходит разделение людей по статусу. На основе неравенства произошло возникновение рабства. Как правило, рабами становились пленники. В некоторых странах в рабов превращали своих соплеменников. Устанавливался соответствующий закон, применялась сила. Рабов продавали, дарили, эти люди относились к категории вещей. Проблемой рабства было то, что в эту категорию попадали люди, которые не должны быть рабами, по своему уровню развития они не уступали высшему сословию. Вместо смиренного послушания они начинали бунтовать, не подчиняясь закону. История знает очень много таких примеров. Общий уровень человечества повышался, оно все больше интеллектуализировалось. В конце концов, все чаще случалось, что раб оказывался умнее своего хозяина. Появилась проблема рабства – верха пахать не хотели, кого и как заставить это делать. Для решения проблемы очень пригодилось удобное изобретение – деньги. Постепенно во всех странах вышли законы, так называемого, освобождения рабов. В этом случае верха не изменили себе, фактически они рабов превратили в неимущих, но свободных. Что получили при этом имущие и неимущие. Если раньше был раб – вещь, то какая ни какая жалость к нему была на основе жадности. При отмене рабства, неимущие – те же самые рабы, стали ни чьими, что их жалеть. Спасение утопающих дело рук самих утопающих, пусть сами себя жалеют – их много не на жалеешься. Постепенно сформировались две категории: многоимущие и малоимущие. У многоимущих закон, армия и деньги, у малоимущих – одно единственное, их собственная организованность. Если они смогут сорганизоваться в своей массе, значит и смогут защитить себя. Это как рыбный косяк, пока тесно вместе, могут выжить, но если хищники косяк разбили, конец рыбам. Если все же сорганизовались может идти борьба за, так называемые, права. Внести изменения в законы, выбрать хорошего предводителя. Многоимущие тоже не дураки, их дело много обещать и предводитель тоже не дурак – зачем ему неимущие. Деньги хитрое изобретение: с одной стороны пожалуйста зарабатывай, способности можно приплести, а фактически мы уже насмотрелись – далеко ехать не надо. Зарплата каждого кофедециально – почему. Борьба за права всегда на стороне сильного, у кого закон, деньги и армия, тот и прав – во всем мире идет подобная борьба. Апофеоз подобной борьбы – революция в России 17г. Эта революция удалась – результаты ее, не смотря ни на что, оказались в руках неимущих. Россия получила народную власть. Не стало разделения на имущих и не имущих. Все в стране стало доступно абсолютно всем. Во всем остальном мире это самое разделение осталось и весь остальной мир не мог допустить такого вопиющего нарушения – всеобщее равенство это нарушение демократии. Семьдесят лет непрерывных попыток восстановить утраченное, за это время сменились поколения, молодежь не представляла уже, что значит быть малоимущим. Велик соблазн – жить так как живет весь мир. И мы получили то, что уже имели. Бывший в нашей стране более высокий уровень, в становлении человеческого сообщества, утрачен. Подниматься вверх, ох как тяжело, сколько миллионов жизней наших дедов принесено в жертву, зато вниз очень легко, ну может быть несколько миллиардов чужих денег – всего то. Наша страна стала всемирной кладовой сырьевых ресурсов и много ли нужно кладовщиков и грузчиков решать потребителям сырья.
Эволюция человека как индивидуума практически завершена, продолжится эволюция человеческого сообщества, заключающаяся в единении его членов. Россия это первая попытка на трудном пути эволюции и ни в коем случае не последняя, упала – пойдут другие, природа не терпит застоя или просто-напросто мешка карт, как говорят игроки – то есть на наше место придут другие, мыслящие более успешно, сущности.

Читайте также:
Как самостоятельно научиться гадать на картах Таро начинающим

БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

  • • сущность и периодизацию антропосоциогенеза;
  • • процесс цефализации как условия культурного развития;
  • • роль и значение труда в становлении человека и первобытного общества;
  • • различать антропогенез и социогенез;
  • • определять основные понятия социальной организации первобытного общества;
  • • сравнивать роль труда и прямохождения в антропосопиогенезе;
  • • различать основные исторические эпохи по антропологическим и культурным признакам;
  • • понятиями социальной стратификации, социальных статусов и социальной организации;
  • • принципами построения родственных отношений.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ: ОТ АВСТРАЛОПИТЕКОВ К АСТРОНАВТАМ

В отличие от древнего современный человек развивается намного быстрее. Нынешний год с точки зрения эволюции равен прежнему столетию. Население Земли сегодня куда разнообразнее прежнего. Люди различаются не только по расам и национальностям, но по физическому и интеллектуальному уровню, пристрастиям, вкусам, привычкам и типу социальной организации.

Антропосоциогенез — исторически длительный процесс становления человека из биологического существа в социальное и культурное — представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

Классическая модель антропогенеза, т.е. биологической эволюции человека, выглядит как линейная последовательность видов: Homo habilis (человек умелый) — Homo erectus (человек прямоходящий) — Homo neanderthalensis (человек неандертальский) — Homo sapiens (человек разумный).

Между учеными не достигнуто единства в понимании начала и конца антропогенеза. Одни ученые начинают антропогенез с самых древних ископаемых форм гоминид и отодвигают границу на 6—7 млн лет назад. Другие предлагают распространить понятие антропогенеза не на всех гоминид, а только на первых людей (пра- людей), в названии которых присутствует Homo. Тогда счет следует начинать с хабилисов, пришедших на смену австралопитекам примерно 2,2—2,5 млн лет назад. Третьи именуют первыми людьми архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов и т.п.), сменивших хабилисов примерно 1,6 млн назад. Таким образом, нижняя граница варьируется от 7 до 1,6 млн лет назад.

Научные дискуссии о границах антропосоциогенеза хотя и выглядят как спор о цифрах, носят скорее концептуальный характер: кого считать первым человеком (Homo)? Надо ли ограничивать этот процесс только человекоподобными формами или распространить его также на обезьяноподобных предков, предполагая, что человек появился не вдруг, а прошел очень долгую и сложную эволюцию?

Читайте также:
Как активировать руническую формулу: кровью, огнём, водой, воздухом

В широком значении антропогенез — совокупность всех историко-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens. Социогенез — совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (Античность).

Верхней границей антропосоциогенеза в отечественной литературе принято считать период 35—40 тыс. лет тому назад, т.е. верхний палеолит, когда на смену формирующимся людям (пралюдям) и формирующемуся обществу (праобществу) пришли готовые, сформировавшиеся люди и готовое, сформировавшееся человеческое общество. Таким образом, история человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: 1) историю праобщества (праисторию) и 2) историю собственно человеческого общества 1 .

Большинство исследователей склонно считать, что с появлением Homo sapiens sapiens завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез. Таким образом, 30—40 тыс. лет назад закончился единый процесс антропосоциогенеза. Приблизительно в это время появляется кроманьонский человек и происходит возникновение искусства.

Антропогенез по костным останкам изучает физическая и биологическая антропология, социогенез — по археологическим артефактам и живущим ныне племенам социальная и культурная антропология. Нас в большей степени интересует социогенез, в меньшей — антропогенез.

Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

Палеоантропология продолжает совершать открытия и постоянно вносит коррективы в сложившиеся схемы. В частности, на смену линейной схеме антропогенеза, ведущей от обезьяны к человеку, пришла кустообразная, включающая несколько развивающихся параллельно и независимо друг от друга эволюционных линий (в том числе тупиковых) гоминид, стоявших на ав- стралопитековом уровне развития и на уровне ранних Homo. В последние годы антропологи стали говорить о том, что мы имеем дело не с древом жизни и единым общим предком, а с паутиной, основанной на нескольких предках, чьи наследники обменивались генами в ходе развития, как это свойственно микроорганизмам.

Пример из практики

В 2009 г. американские ученые под руководством С. Тишкофф, изучив генетическое разнообразие народов Африки, установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. По всей видимости, они и являются той ветвью, которая наиболее близка к общим предкам всего современного человечества.

В общем и целом антропогенез сопровождался следующими революционными изменениями в анатомии гоминид: структурные преобразования мозга, увеличение мозговой полости и головного мозга, развитие двуногого передвижения (бипедия), развитие хватательной кисти, опущение гортани и подъязычной кости, уменьшение размера клыков, появление менструального цикла, редукция большей части волосяного покрова. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась.

Самый продолжительный период истории занимает древний каменный век — палеолит. Он продолжался около 2 млн лет. В это время происходят два глобальных процесса: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Ранний палеолит — период антропогенеза, поздний палеолит — период социогенеза. Общество зарождается в тот момент, когда на смену биологической эволюции приходит эволюция культурная, когда орудийная деятельность предчеловека сменяется трудовой деятельностью человека.

Социальная эволюция, или социогенез, начинается 40 тыс. лет назад с появлением родоплеменного строя. По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время зарождается современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселяется по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг, климат становится постоянным. Род — дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к среде, а адаптация к законам и нормам коллектива.

Начинается социализация в подлинном смысле слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма.

Период безорудийной деятельности длился очень долго. Если учитывать самые ранние из обнаруженных сегодня форм древнего человека, около 6—7 млн лет, и появление первых орудий труда, случившееся 2,2 млн лет назад, то выходит, что период безорудийной деятельности продолжался не менее 5 млн лет, т.е. значительно дольше, чем вся последующая цивилизация.

Факты свидетельствуют о том, что эволюция закончилась с окончанием последнего ледника. Если человека верхнего палеолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его вряд ли удастся отличить от нас. Труд и порожденное им сознание помогли формирующемуся человеку не только приспособиться к дикой природе, но и приспособить ее к своим потребностям.

Антропогенез — непрерывная нить истории, ведущая от человека умелого к человеку разумному. Таков питекантроп, обезьяночеловек, живший примерно 0,5 млн лет назад. За ним вверх по эволюционной лестнице идут синантроп и гейдельбергский человек. Еще выше — неандертальцы, обладавшие членораздельной речью и жившие группами по 50—100 человек. Они одевались в шкуры, широко пользовались огнем.

Читайте также:
Значение карты Фокусник: Тот I в колоде Таро Клеопатра

Неандертальцы, как и сапиенсы, проходили через «бутылочные горлышки» — периоды резкого снижения численности, за которыми следовали периоды быстрой экспансии. Последний общий предок неандертальцев и современных людей, судя по генетическим данным, жил около 600—800 тыс. лет назад. Практически доказано, что среди современных людей нет потомков неандертальцев по прямой материнской линии.

Примерно 50 тыс. лет назад, как считала наука совсем недавно, на Земле появился кроманьонский человек, внешне почти неотличимый от наших современников. Он приручал животных, делал первые шаги в области земледелия, знал гончарное дело, умел сверлить, шлифовать. Это был ранний Homo sapiens. Сегодня время его появления постоянно отодвигается вглубь веков. До находки в Афаре (Эфиопия) в 2003 г. [1] двух черепов возраст самых ранних останков предков Homo sapiens, известных науке, составлял от 130 до 100 тыс. лет. Теперь нижняя граница появления современного человека (его назвали «Homo sapiens идалту») отодвинута на 160 тыс. лет.

Пример из практики

Ранние люди появились в Африке еще до того, как в Европе исчез последний неандерталец. Раскопки, проведенные Т. Вайтом, показывают, что современные люди сосуществовали одновременно с неандертальцами и появились сначала в Африке, а не одновременно в разных уголках земного шара. В 1967 г. на юге Эфиопии экспедицией под руководством кенийского палеоантрополога Ричарда Лики были найдены древние останки человека, возраст которых определили тогда в 130 тыс. лет. А в 2005 г. их проанализировали заново, и оказалось, что на самом деле возраст древнего Homo sapiens равен 195 тыс. лет [2] . Генетические исследования показывают, что современный человек мог появиться 150-200 тыс. лет назад.

Окончание антропогенеза означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад [3] , стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой, в свою очередь, зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким — погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что давало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.

Итак, антропогенез — биологическая эволюция человеческого рода, социогенез — социокультурная эволюция человеческого рода.

Что возникло раньше — культура или общество — остается в науке открытым, дискуссионным вопросом.

Как только культура появилась в качестве самодостаточной суспензии человеческого бытия, она начинает функционировать по собственным, независимым от биологии законам. В биологическом мире своя причинно-следственная цепочка событий, в культурном мире — совсем другая, независимая от первой причинно-следственная связь, где одни искусственные вещи, созданные человеком, так называемые артефакты, влекут за собой появление других, как правило, более сложных, изощренных и утонченных. На смену биологии в качестве движущего механизма эволюции приходит технология, да и сама эволюция с тех пор называется прогрессом. Она привела нас от австралопитеков к астронавтам.

Что такое антропогенез и каковы этапы эволюции человека

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о происхождении человека продолжает занимать умы многих исследователей.

Несмотря на то, что дарвиновская теория эволюции (что это?) остаётся господствующей, гипотезы (что это такое?) о божественном начале и пришельцах с других планет до сих пор занимают умы учёных и не очень учёных мужей.

От обезьяны к человеку

Но мы всё-таки остановимся на научном направлении, основанном на фактическом материале (прежде всего на палеонтологических находках), а не на фантастических домыслах любителей сенсаций.

Антропогенез — это.

Биологическая эволюция, в результате которой появился человека разумный (homo sapiens), получила название антропогенез. В процессе этой эволюции произошло отделение рода Люди (homo) от других млекопитающих (в частности, от человекообразных обезьян).

Представление о происхождении животного мира менялось по мере развития науки (прежде всего антропологии) и создания всё более совершенных средств и методов изучения природы.

Серьёзно антропогенезом начал заниматься в XVIII веке шведский естествоиспытатель Карл Линней, который создал единую систему классификации растений и животных, поставив человека в один ряд с приматами.

Однако решающий вклад в теорию эволюции человека внёс Ч.Дарвин (куда ж без него!), который привёл доказательства об анатомическом и физическом сходстве современных людей с человекоподобными обезьянами.

Не остался в стороне и Ф.Энгельс со своей трудовой теорией, изложенной в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Биологические и социальные факторы антропогенеза

К биологическим факторам относятся:

    (выживание наиболее сильных и приспособленных к условиям окружающей среды особей); (передача генетических особенностей следующему поколению);
  1. изменчивость (появление новых структур и функций в анатомическом строении организма, в том числе увеличение объёма мозга).

Социальные факторы включают в себя:

  1. способность к мышлению; ; ;
  2. стремление к общности.

На ранней стадии биологические факторы играли решающую роль. Благодаря их воздействию человек сумел так хорошо адаптироваться к окружающей среде, что природные условия стали оказывать всё меньшее влияние на морфологические изменения.

Со временем на первый план вышли социальные аспекты, благодаря которым человеческие особи получили возможность общаться, совершать осознанные действия, группироваться в общины для ведения совместного хозяйства, добывания пищи, защиты от врагов.

Читайте также:
Королева Огня Таро Манара: общее значение и описание карты

Стадии антропогенеза

Древнейшей формой человекоподобного существа считается человек умелый (Homo habilis).

Остатки его скелета нашли в Восточной Африке (территория современной Танзании) в 1960 г. Этот древнейший прообраз человека больше напоминал обезьяну: короткое туловище, длинные руки, небольшой рост (120-130 см). Homo habilis жили стадами, питались пойманными животными и падалью.

Homo habilis

Некоторые антропологи считают, что начинать следует с австралопитеков, как наиболее вероятных предков рода Люди (Homo). Их кости были обнаружены в Южной Африке, а появление как рода относится к 4 млн.лет тому назад.

Заслуживают ли австралопитеки пальму первенства – вопрос дискуссионный, однако то, что они сыграли немалую роль в эволюции человека, не отрицается.

Стадии формирования

На смену человеку умелому пришёл человек прямоходящий (Homo erectus ) или архантроп, типичными представителями которого являются питекантроп и синантроп.

По многим признакам архантропы были ближе к людям, чем к обезьянам. Их скелеты были обнаружены как в Африке, так и в других частях света, в том числе в России. Есть веские основания полагать, что существовали две ветви: афро-европейская и азиатская.

Человек прямоходящий

Эти древние существа превосходили своих предшественников как по росту (1,5-1,7 м), так и по объёму мозга. Так что есть основания полагать, что архантропы – открыватели начальной стадии антропогенеза.

За довольно короткий исторический период архантропы эволюционировали в палеоантропов, известных ещё как неандертальцы.

Судя по географии находок, неандертальцы проникли на все континенты, кроме Америки и Австралии. У них было могучее телосложение, а объём мозга не намного уступал объёму мозга современного человека. Эти почти уже люди знали, как добывать огонь, умели шить одежду из звериных шкур, сооружать надёжные жилища.

Палеантропы в антропогенезе

Их зависимость от климата заметно снизилась по сравнению с предшественниками, что привело к освоению новых территорий, обогащению пищевого рациона, социальному разделению труда (по полу и возрасту).

Завершающим этапом биологической эволюции человека стало появление неоантропа, или кроманьонца, или человека разумного (Homo sapiens).

Неоантроп

Произошло это примерно 100-150 тыс.лет назад. Большинство учёных сходятся на том, что кроманьонцы являются нашими прямыми предками. Они вели оседлый образ жизни, строили деревянные и каменные жилища, в охоте применяли копья, а в рыбалке – гарпуны.

Неоантропы были способны к речи и абстрактному мышлению. Есть свидетельства тому, что они хоронили умерших, а значит, проявляли зачатки религии. Век кроманьонцев закончился примерно 40 тыс.лет назад. С тех пор человек биологически практически не изменился.

Ниже в таблице для наглядности приводится резюме (что это?) эволюционных этапов антропогенеза.

Стадия Типичные
представители
Период существования,
лет тому назад
Объём мозга,
куб. см
Черты развития
Человек умелый (homo habilis) Прогрессивный австралопитек 2,5 – 1,5 млн. 500-700 Собирательство, изготовление примитивных орудий труда.
Человек прямоходящий (homo erectus) — архантропы Питекантроп
Синантроп
2 млн. — 500 тыс.
2 млн. — 300 тыс.
800-900
1000—1200
Коллективная охота, собирательство, формирование речи, использование огня.
Палеоантропы Неандерталец 300-150 тыс. 1200—1400 Охота на крупных животных, совершенствование речи и племенных отношений, умение добывать огонь.
Человек разумный (homo sapiens) — неоантропы Кроманьонец 150 — 40 тыс. 1350—1450 Жизнь родовой общиной, охота на мамонтов, рыбалка, умение шить одежду, строить удобное жильё, одомашнивать животных и растения.

Следует отметить, что указанные в таблице периоды существования того или иного вида древнего человека носят весьма приблизительный характер, так как разные источники приводят сведения, отличающиеся друг от друга на порядок.

В этом нет ничего удивительного: антропология (как и археология) не относится к категории точных наук, и смоделировать то, что происходило сотни миллионов лет назад, можно разве что в фантастических фильмах.

Заключение

В антропогенезе остаётся немало места для дискуссий (что это такое?), касающихся времени и мест происхождения первых людей, этапов развития, формирования общин и др.

Не утихают споры о том, где всё-таки находится древняя родина наших предков. Большинство учёных склоняются к Африке, однако есть сторонники и Южной Евразии. А вот относительно Америки, Австралии и северной Евразии разночтений не возникает – эти континенты единодушно исключены из списка кандидатов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Всё же непонятно, как человек получил такой умный мозг? Если Маркс утверждал, что труд превратил обезьяну в человека, то все равно разум оказывается первичен, ведь чтобы сознательно трудиться, нужно уже быть весьма разумным существом.

Почему другие виды обезьян не эволюционируют в разумных существ, не создают орудия труда, почему они остановились в своем умственном развитии?

Да вроде как человек из Африки вышел, Африка — это колыбель человечества. Потом, придя на земли неандертальцев, человек имел с ними интимные связи, это известно потому, что генетики обнаружили у современных людей порядка двух процентов генов от неандертальцев, такие гены есть у всех, кроме тех коренных народов, что по прежнему живут в Африке, ведь сами неандертальцы в Африке никогда не были.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: