Обзор колоды Таро Эттейлы: история создания, особенности, символы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Значение и толкование карт Таро Эттейлы

Значение и толкование карт Таро Эттейлы

Таро Эттейлы представляет собою весьма загадочный и интересный исторический карточный набор, появившийся в конце 18-го века. Создателем считается мистик и оккультист Жан Франсуа Альетте (Эттейла – псевдоним). Давайте внимательнее присмотримся к арканам.

Эттейла и его роль в ТАРО

Французский оккультист Жан-Батист Альетге сы­грал главную роль в развитии теории Таро. Его дея­тельность и печатные труды были первой в истории масштабной попыткой популяризировать гадания на картах (вначале игральных, а потом и на картах Таро), установили связь карт Таро с эзотерикой, каббалой и астрологией; впервые в практику вошел выпуск карточных колод, специально предназначенных исключительно для медитации и предсказания.

Жан-Батист Альетте, сын поставщика провизии, родился в Париже в 1738 г. История умалчивает относительно многих аспектов его жизни. Например, ничего не известно о его юности. Однако стиль его письма предполагает, что он имел весьма скромное образование и, возможно, пополнял его самообра­зованием (лингвисты полагают, что лексикон его литературного французского язык довольно беден). Исторические записи показывают, что в 1763 г. он женился на некой Жанне Ваттье, однако развелся с ней шестью годами позже. В это время Альетте зарабатывал на жизнь в качестве торговца семенами. Очевидно, он обладал весьма скромным достатком. В тароистской литературе встречаются утверждения, что он был учеником парикмахера либо изготовителем париков, однако этому нет абсолютно никаких подтверждений. В пользу этого говорит лишь одна фраза из сочинения Эли­фаса Леви: «В прошлом столетии Альетт, парик­махер, стал каббалистом, после того как тридцать лет размышлял над Таро. Альетт, каббалистически называвший себя Этгей­лой, читая свое имя так, как должно читать его поеврейски, был близок к тому, чтобы открыть все, скрытое в этой чудесной книге, но только переставил ключи Таро, так как не понял их, и извратил порядок и значение фигур, не уничтожив вполне их аналогий» (Догматы и ритуал высшей магии).

И впрямь мистикам было за что обижаться на бед­нягу: ведь Эттейла предмет благоговения превратил в игру — это подобно тому, как Библию использовать для игры в шарады!

В 1770 г. Альетте использовал свой ставший позже широко известным псевдоним Эттейла для издания книги «Эттейла, или Способ развлечь себя колодой карт». Книга была посвящена методике гадания при помощи обычной колоды игральных карт.

Определенно, что в описании этой методики он использовал обычную колоду карт «piquet», т. е. стан­дартную игральную колоду в 32 карты, к которой он добавлял одну нетрадиционную карту Спраши­вающего под названием «Etteilla». Колода делилась на четыре традиционных масти (черви, бубны, трефы и пики).

Эттейла предлагал консультироваться с картами, имея в виду расположение и распространение мастей. Он интерпретировал значение каждой карты, при­меняя предписанные значения. Кроме того, каждая карта несла двойную функцию, если выпадала вер­тикально и полностью изменяла значения и если выпадала перевернутой или горизонтально. На­пример, десятка червей означала город, но, когда была перевернута,— наследование. Король пик под­разумевал адвоката или, когда был перевернут, вдов­ца. В последний год жизни (1791) Эттейла даже издал картомантическую колоду, обычно называемую Petit Etteilla («Малый Эттей­ла»), основанную на этой системе.

Эттейла также дал толкование придворных карт (фигур). Например, придворные карты масти червей подразумевали людей с белокурыми или светло-каштановыми во­лосами, а некоторыми числовые карты масти пик считались связан­ными со страданиями, слезами, потерями и бо­лезнями. Был ли сам Эттейла автором этой системы — неизвестно. Он сообщал, что узнал о гадальном значении игральных карт от некоего итальянца. Однако его первая книга имела успех и была переиздана на следующий год. В течение этого периода Эттейла также зарабатывал на жизнь в каче­стве торговца антикварными книгами в Париже и некоторое время в Страсбурге.

В 1781 г., когда Курт де Жебелен опубликовал свой фундаментальный четырехтомный труд Monde primitif, где объявил, что карты Таро были древней египетской книгой мудрости, хотя и не предложил никаких убедительных свидетельств этому, гадание Эттейлы на игральных картах было уже в ходу. Позже Эттейла утверждал, что он изучил основы Таро еще в 1757 г., т.е. намного раньше появления работы де Жебелена. Историки были не в состоянии про­верить его утверждения; однако совершенно точно оп­ределен тот факт, что Эттейла внес свой главный вклад в тароистскую литературу книгой Maniere de se recreer avec lejeu de cartes nomees Tarots («Как развлечь себя ко­лодой карт Таро»), вышедшей в 1785 г. Это была пер­вая книга, где описывалось гадание именно на картах Таро, и вышла она спустя четыре года после книг де Жебелена.

Подобно де Жебелену, Эттейла приписывал создание карт Таро древним египтянам. Идя далее, он утверждал, что эта книга была составлена сем­надцатью магами, потомками Гермеса-Тота в Храме Огня около Мемфиса в 1828 году после Сотворения мира, или спустя 171 год после Великого потопа. Это утверждение уточняет дату создания карт Таро- они были созданы 2125 лет тому назад (в 340 г. до н. э.). Таким образом, это- историческое событие, по его утверждениям, произошло за шесть лет до завое­вания Египта войском Александра Македонского. К сожалению, и Эттейла не привел ни единого до­кументального свидетельства своей правоты, однако он первым в мире дал предсказательные значения (вертикальное, горизонтальное и вертикальное перевернутое) относительно каждой карты и привел методику истолкования выпавших карт. Его истол­кование отразило уникальный синтез карт Таро и астрологии.

Читайте также:
Обзор колоды Таро Чёрных Котов: история создания, особенности, символы

Приблизительно тремя годами позже публикации его второй по счету книги по гаданиям и первой книги по истолкованию карт Таро (в 1788 г.) Эттейла издал первую специально разработанную и пред­назначенную им для гадания колоду карт Таро — не приспособленную для игры, а созданную именно для эзотерических целей, включая предсказание будущего. Все же предыдущие колоды карт, включая марсельскую колоду, были предназначены прежде всего для азартной игры. Таким образом Эттейла открыл традицию выпуска карт, разработанных спе­циально для медитации и гадания. Его колоде был обеспечен большой успех в Европе почти до самого конца XIX столетия, пока она не была вытеснена колодой Райдера-Уайта.

Подобно марсельскому Таро, которое знали и Курт де Жебелен, и де Мелле, колода Эттейлы включала двадцать две карты Старших Арканов Тайны и пятьдесят шесть карт Младших Арканов. Однако Эттейла, считая необходимым восстановить древнейшее значение египетских таблиц, давал полностью иное толкование Старшим Арканам; он переименовал их и применил радикально инно­вационную иконографию и новые названия карт. Он делал это не применительно к каждой карте, а частич­но, потому что (как он объяснил в своей книге) первые семь Арканов должны были изобразить миф о Сотворении мира. Кроме того, он назначил особо отобранным картам соответствия среди знаков Зоди­ака и четырех первоэлементов. Например, он привя­зал Аркан, названный им Просвещение (соответст­вующий Солнцу других, более традиционных колод), к первому дню творения, к зодиакальному знаку Тельца и элементу Огня. Таким образом он начал поиск соответствий между картами Таро, астрологией и основными первоэлементами.

Он также переименовал Младшие Арканы, но они претерпели гораздо меньшие изменения, чем Стар­шие. Он сохранил итальянскую систему мастей (Ски­петры, Кубки, Мечи и Монеты), и каждая номерная карта соответствует нарисованному изображению. Например, Тройка Кубков изображалась тремя Куб­ками. Исключение составила масть Монет, где глифы и другие модули определили астрологические соот­ветствия, например, Тройка Монет соответствовала и включала глиф планеты и изображение богини.

Эттейла также первым использовал надписи на всех картах, включая Старшие и Младшие Арканы. Каждая карта включала ключевые слова или фразы на каждой стороне вертикально, горизонтально и в пере­вернутом виде, чтобы облегчить предсказание.

Эттейла назначил предсказательные соответст­вия между картами Таро и любимой французами 32-карточной колодой карт «Пике». Пики играль­ных карт соответствовали Мечам, трефы — Скипет­рам, черви — Кубкам и бубны — Монетам; можно также сравнить и значения мастей. Например, и де­сятка червей, и Десятка Кубков подразумевали город или городского жителя. Король пик и Король Мечей подразумевал адвоката или человека, близко свя­занного с юридической практикой. Придворные карты масти червей подразумевали людей белокурых и, за одним — единственным исключением, придвор­ные карты масти Кубков подразумевали то же самое. Некоторые номерные карты масти пик (и соответ­ственно Мечей) указывали на грядущие страдания, слезы, потери, утраты и болезни.

К 1788 г. Эттейла использовал свое знание астрологии, Таро и других тайных наук для книг и консультаций в собственном гадальном салоне и обучения новых гадателей (предполагают, что в числе его учениц была и прославленная гадалка Мария Ленорман). В заключительные годы своей жизни он обучил новое поколение гадателей, ко­торые, в свою очередь, далее развивали и распро­страняли его методы и колоду карт. В 1788 г. он даже основал первую организацию, посвященную исклю­чительно изучению Таро (Общество истолкователей Книги Тота). А тремя годами позже, в возрасте пяти­десяти трех лет, первый в мире профессиональный тароист умер.

Позиции ученых и энтузиастов Таро резко расхо­дятся в оценке роли Эттейлы в популяризации карт Таро. С одной стороны, некоторые традиционные авторитеты, например Э. Леви и А. Э. Уайт, резко критиковали его идеи и колоду, а в особенности прак­тику предсказания будущего как способа заработать на жизнь. Они даже подвергали критике его ин­теллект и компетенцию.

С другой стороны, такой не менее известный мистик и популяризатор эзотери­ческих знаний, как Папюс, высоко оценивал Эттейлу за его вклад в популяризацию карт Таро, и в осо­бенности в разработку их предсказательного значения. Мнения наших современников также расходятся, усугубленные часто проявляемым не­вежеством. Так, многие авторы наряду с приписыва­емым якобы парикмахерским прошлым (первым, кто навесил ему этот низменный ярлык, был Элифас Леви) называют Эттейлу якобы любимым учеником де Жебелена и пишут о его видной роли в масонских кругах. На самом деле они были представителями разных социальных уровней. Этгейла был просто­людином, не имевшим классического образования, всю жизнь пытавшимся где-то и как-то подза­работать, а Курт де Жебелен был близок ко двору, к знати, он считался видным религиозным деятелем, а после выхода Monde Primitif еще и серьезным ученым. Грошовые книжонки Эттейлы были в ходу у простонародья, их и не думали продавать по под­писке королевскому двору. Он никогда не посещал собраний масонских лож, его бы туда и на порог не пустили, ведь там собиралась знать, по меньшей мере люди одного круга общения, в который был вхож де Жебелен, но отнюдь не Этгейла. И вместе с тем у него были многочисленные ученики, среди кото­рых, вполне возможно, была и белошвейка девица Мария-Аделаида Ленорман (но, возможно, она и не была его ученицей, а всего лишь училась гадать по его книгам, которые были ей вполне доступны по сред­ствам в отличие от Monde Primitif).

Так что если Эттейла и почерпнул что-то из труда де Жебелена, то никогда в этом не признавался и, напротив, отстаивал за собой право первенства. И в самом деле, если сравнить эскизы карт Таро в книге де Жебелена и в «Книге Тота» Эттейлы,

Читайте также:
Отличие оракулов от Таро: удобно ли с ними работать, в чём заключаются преимущества

то сразу становится очевидным, что Эттейла разра­батывал абсолютно собственную методику и сим­волику Таро, несколько перекликавшуюся с тради­ционной марсельской колодой, но в основном совершенно самостоятельную — в них совпадают только масти и количество Младших Арканов (но не их значения) и количество Старших (но не сюжеты и тем более не значения).

В оценке личности Эттейлы авторы современных работ придерживаются двух крайностей. В одних ра­ботах он выступает как невежа, чья роль заключалась исключительно в популяризации гадальных карт, в других же он выступает как спаситель тайных зна­ний, без которого они неизбежно были бы утрачены.

Разумеется, Эттейла популяризировал карты Таро, но он сделал и гораздо больше. Он впервые в мире написал книгу, посвященную предсказанию на картах Таро; он же впервые в мире создал колоду карт, предназначенную специально для метафизи­ческих целей; и наконец, он провел соответствия между картами Таро, астрологией и четырьмя перво­элементами.

Благодаря своим книгам, колоде и ученикам Эт­тейла воздействовал на продвижение карт Таро в ши­рокие массы населения и продолжает воздействовать на них сегодня. Например, несмотря на явно пре­небрежительное отношение Артура Уайта к книгам Эттейлы, приблизительно половина предсказатель­ных значений в его книге «Иллюстрированный ключ к Таро» заимствована у Эттейлы и его учеников.

До настоящего дня некоторые тароисты регуляр­но пользуются многими из предсказательных по­ложений Эттейлы. Например, каждый раз, когда современный тароист истолковывает выпавшую Четверку Кубков по Райдеру-Уайту (колода Коулмен Смит) или по близкой к ней колоде и интерпретирует это как «скука», он обязан этим толкованием Эттейле. Каждый раз, когда та же карта выпадает обратной стороной и толкуется как ожидаемые «новости» или «нечто новое», он вновь обязан Эттейле. Все эти пред­сказательные значения были разработаны им более чем 200 лет тому назад.

Мы могли бы процитировать здесь многочислен­ные иные примеры, однако полагаем, что читатель сможет сделать выводы и самостоятельно.

Честно скажем, что и работы Эттейлы были не­свободны от ошибок и неудач. Его литературный стиль был грубоват, туманен и запутан. По сравнению с ним сочинения Уайта кажутся кристально ясными. Конечно, подобно многим оккультистам, Эттейла не­сколько умалил впечатление от фактической истории Таро по сравнению с возвышенной легендой относи­тельно его древнеегипетского происхождения и мета­физического значения.

Вот как охарактеризовал его труды Элифас Леви: «Сочинения Эттейлы, ставшие довольно редкими, темны, утомительны и написаны варварским языком; не все они были напечатаны, а рукописи этого отца современных гадальщиков на картах до сих пор находятся у одного парижского книгопродавца, пока­завшего их мне. Особенно замечательны в них настой­чивые исследования и несомненная добросовестность автора, который всю жизнь чувствовал величие ок­культных наук и умер у порога святилища, будучи не в состоянии проникнуть за его завесу. Он мало ценил Агриппу, слишком высоко ставил Жана Бэло и был совершенно незнаком с философией Парацельса, но обладал сильно развитой интуицией, чрезвычайно настойчивой волей и скорее мечтательностью, чем здравым смыслом; этого было слишком мало, чтобы сделаться магом, но более чем достаточно для того, чтобы стать заурядным, очень опытным, а следо­вательно, и пользующимся большой известностью гадальщиком. Поэтому Эттейла пользовался успехом и славой, которых не стал бы домогаться более ученый магист».

Впрочем, несмотря на многие новации, боль­шинство оккультистов в конечном счете отклонило специфические особенности многих предсказа­тельных теорий Эттейлы. В итоге были отвергнуты и разработанные им соответствия между картами Таро, астрологией и четырьмя первоэлементами, а позже и вся его система в пользу других.

Кроме того, Эттейла не смог произвести впечат­ления на последующие поколения читателей, по­скольку не являлся глубоким мыслителем наподобие Уайта, Мак-Грегора Мазерса или Алистера Кроули. Его образовательный уровень и литературный стиль были гораздо ниже. Однако ни один из них не был в отношении Таро подлинным пионером, в то время как Эттейла, хотя и имел известную долю промахов в своих изысканиях, но снискал пальму первенства в своей области.

Читайте также:
Пирамида для демона: как ее построить

Таро, магия, прорицания.

У нас есть: ЧТО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО ПОЧИТАТЬ , БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ и ОСОБЫЕ АКЦИИ

13 февраля — старт онлайн курса ТАРО-ПРОФИ

Таро-профи Полный курс обучения работе с картами Таро, теория и практика.

Магия Планет Полный курс планетарной магии.

Оракул Симболон Большой курс обучения Оракулу Симболон.

Геомантия

Древо Жизни

Оракул Ленорман

Таро и время Вебинар по техникам определения дат, сроков, периодов времени.

Магия Таро Экспресс-курс по магической работе с картами (4 базовые методики).

Дух Таро Дополнение к материалам курс «Магия Таро»! Работа с духовным разумом колоды.

Расклад «Пентаграмма»

Базовая Омниасофия

Западная талисманная магия Курс из двух ступеней, посвященный созданию талисманов.

И Цзин

Практика толкования расклада

Любовь в картах таро Расклады на любовь и отношения

Анализ личности Расклады на анализ человека. Вебинар.

Фигурные карты Таро Экспресс курс по самой сложной части колоды — Фигурным картам.

Очищение и защита силой Стихий

Работа с маятником Прорицание с помощью маятника.

Искусство выбора дат

История создания колоды

Жан Франсуа Альетте (Эттейла) создал свою колоду, как утверждает он сам, с помощью практических навыков ясновидения и расшифровки знаменитой египетской «Книги Тота». Произошло это в 90-х годах 18 века. Полная колода Таро Гранд Эттейла была издана впервые его учеником по имени Мельхиор Монтиминьон д’Одюсье в 1804 году. Официальные версии от издательств Lo Scarabeo и Llwellyn Publications были выпущены в 2003 и 2005 годах.

По поводу Таро Эттейлы ходит множество слухов и домыслов. В первую очередь многих тарологов сбивает с толку то, что Арканы колоды не похожи на одну существующую школу. Значения их порой трудно соотнести с классическими. Если любая другая популярная система, например, тот же Уэйт или Кроули, имеет множество последователей и колод, созданных на основе первоисточника, то Таро Гранд Эттейла словно стоит особняком. И действительно: повторения или иного взгляда на систему Жана Франсуа Альетте я больше нигде не встречала.

Ключевые особенности колоды

Как я уже сказала, система Эттейлы — уникальна, это не повторение каких-либо иных школ Таро, а свой собственный авторский взгляд на предсказания. Надо заметить, что эта колода действительно побывала у меня в руках, обзор я пишу не на пустом месте, а некоторое время поработав с ней на практике. Скажу честно: шла она у меня тяжело. Во-первых, потому что я не использую перевёрнутые карты, а в системе Эттейлы они обязательны. Во-вторых, меня сбивали с толку совсем не прорисованные Младшие Арканы. Я уверенно работаю с Таро Тота и другими кроулианскими колодами, где Младшие Арканы тоже не имеют сюжетов, но в них я вижу цвета, символы, общий смысловой посыл, чувствую энергетику карты, но при использовании Таро Гранд Эттейла, честно говоря, мне каждый раз приходилось заглядывать в книгу. Почему-то изображения оказались для меня совсем «неговорящими».

Теперь немного о других особенностях. Старших Арканов в колоде, естественно, 22, но многие из них имеют непривычные нам названия, и сама нумерация также весьма нестандартна. Открывает Старшие Арканы Хаос — номер 1, закрывает Африканский Деспот (Ссора, Раздор — другие вариации перевода) — номер 21. Куда же делся ещё один Аркан? Дело в том, что Безумие (аналог Дурака) в Таро Эттейлы является самой последней картой колоды — он имеет номер 78, и в то же время читается как нулевой козырь. Обо всех Старших Арканах я расскажу, когда мы перейдём к соответствующей части статьи, поскольку очень подробно рассматривать Младшие в контексте отсутствия каких-либо сюжетов и символизма я не вижу смысла. Карты Двора напоминают традиционные: Король, Дама, Кавалер и Валет. Вальты — это Пажи, Кавалеры — Рыцари. Каждая карта колоды имеет своё название и по два ключевых слова — для прямого и обратного положения. В целом система весьма интересная, совершенно неклассическая, но требует вдумчивого изучения.

Символизм колоды

Если вы заглянете в галерею Таро Гранд Эттейла, то увидите, что изображения карт выполнены в духе того времени, когда жил сам их создатель, что, впрочем, вполне естественно. Карты напоминают типичные гравюры и художественные иллюстрации 18 века. Кстати, рисовал Арканы сам Эттейла, поэтому по-другому быть и не могло. Каких-то дополнительных каббалистических и астрологических соответствий карты не имеют. Современные издания колоды — это репродукции оригинальных рисунков самого оккультиста — им просто придали более «красивый» вид, хотя при этом они выполнены под старину — держа в руках эту колоду, создаётся впечатление, что это действительно старые, слегка потрёпанные карты, сохранившиеся с 18 века.

Старшие Арканы

А теперь переходим к самому интересному — подробному рассмотрению Старших Арканов Таро Гранд Эттейла. Итак, начинается отсчёт с Аркана Хаос — она же в обратном виде обозначает карту спрашивающего, если это мужчина. На карте, само собой, символически изображён хаос так, как себе его представлял сам Эттейла. В прямом положении карта, если быть краткой, означает мир, мировой хаос, Бога, созерцание, в перевёрнутом — указывает на Вселенную или человека мужского пола.

Читайте также:
Обзор колоды Марсельское Таро: история создания, значение карт, символы

Второй Аркан — это Свет (Объяснение, ПП — Огонь). Иллюстрация — символически изображённое солнце. Аркан означает разъяснение, совет, ясность, в перевёрнутом виде — огонь, пламя, страсть, теплоту. Далее для указания на перевёрнутое положение ради удобства я буду ставить сокращение «ПП». Ключевые слова, написанные на карте, будут идти в скобках после названия.

Итак, Третий Аркан в Таро Эттейлы — Растения (Речь, ПП — Вода). Конечно же, весь спектр ключевых выражений для каждой карты я включать в статью не стану, иначе мой обзор рискует превратиться в переписывание МБК, поэтому я покажу вам лишь на одной карте полный список возможных толкований (в данном случае я ориентируюсь на книгу Папюса, поскольку мне его трактовки кажутся более верными). Итак, Папюс, описывая этот Аркан называет следующие ключевые слова: беседа, речь, разговор, толки, клевета, решение, злословие, совещание, луна, для ПП — вода, дождь, море, роса, поток, источник, ручей, озеро, болото, фонтан, бурный поток, лужа, сырость, пруд, дым, вода Хаоса и Философов, ртуть, снег, выдыхание, иней, испарение, безмолвие, неустойчивость, непостоянство, шёпот, терпеливость.

Вот именно на этом-то я и запнулась при изучении творения Эттейлы: если в классических колодах все значения так или иначе связаны с ключевым словом карты, т.е. могут быть логически выведены из представленного архетипа или сюжета, то у Эттейлы некоторые трактовки просто ставят в тупик. Вот как, например, связать Растения в перевёрнутом положении с дымом или шёпотом, если ключевое слово для Аркана ПП — Вода? И фактически такая ситуация повторяется в каждой карте: ряд значений действительно может быть выведен из ключевого слова, а как привязать остальные и уж тем более увидеть их в раскладе — для меня осталось загадкой. Видимо, требуется довольно длительное время делать расклады на ситуации, исход которых можно узнать в ближайшее время и просто нарабатывать эти трактовки на практике.

Поехали дальше. Здесь уже не буду включать все толкования, остановлюсь лишь на ключевых словах (мы же не МБК пишем, верно?), а в некоторых случаях и на самих иллюстрациях. Четвёртый Аркан Таро Гранд Эттейла — Небо (Лишение, ПП — Воздух). Трактовки — болезнь, усталость, потеря, кража, беспомощность, ПП — ветер, буря, звук, высокомерие, надменность, мелодия.

Пятый Аркан носит название Человек и Животные (Путешествие, ПП — Земля). Интересно изображение карты — на ней мы видим Геркулеса с палицей — эта картинка заключена в овал из змеи, кусающей себя за хвост. По четырём углам за основной рамкой — головы животных — льва, лошади, коровы и слона. Шестой Аркан — Звёзды (Ночь, ПП — День). Седьмой Козырь — Птицы и Рыбы (Опора, Помощь, ПП — Покровительство). Восьмой Аркан Таро Гранд Эттейла — Отдых, Спокойствие, он же в прямом положении означает карту кверента женского пола. На карте изображена женщина (судя по всему это Ева) с яблоком в руке, рядом на дереве притаился змей. Девятый Козырь — Справедливость, Правосудие — очень близок к одноимённой карте классического Таро. На иллюстрации мы видим богиню Фемиду с весами в руках. Ключевые слова: Правосудие, ПП — Законовед.

Далее идут Умеренность (10) и Сила (11) — тоже очень схожие с классическими Арканами. Интересно, что ключевое слово для ПП Десятого Аркана — Мудрец, для Одиннадцатого — Чрезмерность. Двенадцатый Аркан носит название Благоразумие, Тринадцатый — Первосвященник. Интересно изображение этой карты. С одной стороны, судя по названию этот Аркан должен соответствовать традиционному Иерофанту, но значение её в Таро Эттейлы связано с браком, союзом, поколениями. На карте Папа благословляет союз влюблённых.

Четырнадцатая карта соответствует классическому Дьяволу. Она называется Непредвиденные Обстоятельства, на ней изображён рогатый демон с крыльями. В прямом положении ключевое слово — форс-мажор, непреодолимая сила, в перевёрнутом — сила, которую можно одолеть. Интересен пятнадцатый Аркан — я, если честно, очень долго над ним раздумывала. Называется он Маг или Фокусник, а вот ключевое слово карты — болезнь, причём в обоих положениях. При этом на иллюстрации мы видим довольно традиционного мага. Я так и не поняла, почему именно Маг означает боль, тоску, страдания, болезни и разного рода неприятности.

Шестнадцатый Аркан — Суд (Решение, ПП — Приговор). Семнадцатый Аркан Таро Гранд Эттейла по сути повторяет тринадцатый из классики — это Смерть, которая в перевёрнутом положении означает летаргию, сон, окаменение, а вот в прямом имеет вполне классическую трактовку. Восемнадцатый Козырь — Капуцин (Измена, ПП — Лукавство), Девятнадцатый — Разрушенная Башня (почти по классике, но в ПП — тюрьма), Двадцатый — Колесо Фортуны (карта тоже весьма близка к традициям), Двадцать Первый — Африканский Деспот, означающий ссоры, конфликты, войну, в ПП — дерзость. А Безумие (аналог всем привычного Шута/Дурака) у Эттейлы отнесён к Младшим Арканам — он, как я уже говорила выше, закрывает колоду и имеет порядковый номер 78. Вот так вот всё необычно в этой исторической колоде.

Читайте также:
Обзор колоды Нью Вижн Таро: история создания, особенности, символы

Младшие Арканы

На Младших Арканах Таро Гранд Эттейла я подробно останавливаться не буду, поскольку по изображениям значений не вывести — они очень и очень символичны. Каждый Аркан тоже имеет по два ключевых слова, но названия у них нет — они называются просто по рангу: Восемь Тростей, Два Кубка, Десять Монет, Три Меча и т.д. Если со Старшими Арканами ещё как-то можно приспособиться к толкованиям по картинкам и названиям, то с Младшими всё гораздо труднее. Без перевода ключевых слов вы на них просто ничего не увидите, особенно, учитывая то, что сами значения далеки от Уэйтовских. Например, Тройка Мечей — это Удаление (ПП — Заблуждение), Пять Жезлов — Золото (ПП — Тяжба), Тройка Кубков — Успех (ПП — Дело), Десятка Монет — Дом (ПП — Азартная игра). Даже для меня, привыкшей не сюжетным Младшим Арканам, толкование карт Эттейлы оказалось очень непривычным. Поэтому даже выученные наизусть классические значения вам, увы, не помогут.

Придворные карты

Карты Двора в Таро Гранд Эттейла, как я уже говорила выше, представлены Королями, Дамами, Кавалерами и Валетами. Толкования фигурных персонажей тоже значительно отличаются от классики. Давайте рассмотрим по одной карте каждого ранга. Итак, возьмём, например, Кавалера Мечей. В прямом значении у Эттейлы — это Военный, в перевёрнутом — Невежество. Дама Кубков — Блондинка, в прямом положении — белокурая женщина, в перевёрнутом приведены разные трактовки — здесь и честная женщина, и дама из высшего общества, но тут же и распутство, разврат, испорченность. Согласитесь, как-то трудновато связать всё это воедино? Король Жезлов — Деревенский житель, ПП — добрый, но строгий, человек, но вместе с этим карта может означать и уступчивость. Мне в этом видится некий диссонанс: как можно быть одновременно строгим и уступчивым? Валет Монет — Молодой Брюнет, студент, подмастерье, ученик, в ПП — роскошь, щедрость, величие, изобилие.

Особенности толкования карт

При трактовке данной колоды используются, как вы уже видели, и прямые и перевёрнутые трактовки, причём обратное положение игнорировать нельзя, поскольку оно в буквальном смысле прописано на самих картах. Не знаю, как вас, а меня лично некоторые значения карт Таро Эттейлы просто вводят в тупик, хотя колода действительно представляет интерес как уникальная. Без сопроводительной литературы и самостоятельного перевода названий и ключевых слов разобраться с этой колодой будет просто невозможно.

Лично я не очень люблю длительные копания такого рода. Нет, я, конечно, не говорю о том, что всё должно получаться сразу на уровне «посмотрел на карту — и тут же понял, что она значит» — любая колода всегда нуждается хотя бы в минимальной проработке. Но с толкованием Таро Эттейлы загвоздка в другом. Даже имея весьма приличную базу знаний по системе Уэйта, Кроули или Марселя, быстро найти общий язык с этими картами вам вряд ли удастся, потому что сама структура колоды принципиально иная. Может быть, именно поэтому она и не нашла своих последователей, кто знает?

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Я думаю,что Таро Гранд Эттейла — вполне универсальная колода, которая при вдумчивом подходе к ней таролога будет отвечать на практически любые вопросы. Единственное — не могу сказать точно, как обстоят дела с глубиной толкования. Литературы по колоде совсем мало, поэтому желающим её изучить придётся нарабатывать собственный опыт. Вряд ли она подойдёт для психологии и самокопания, а вот с бытовыми ситуациями, думаю, справится на ура.

Кому подойдут данные карты?

  • Тем, кто не боится с нуля изучить уникальную систему, не похожую на классические школы Таро
  • Ценителям исторического дизайна карт

Рекомендованная литература для знакомства с колодой

Если вы планируете купить Таро Эттейлы, обратите внимание на следующие книги:

  • «Предсказательное Таро» Папюса
  • «Таро Эттейлы» Нина Куманяева

Говорят, что есть ещё очень хорошая книга Джулии Орсини «Таро Гранд Эттейла или искусство гадания и предсказания на картах», но я, честно говоря, не знаю, существует ли русскоязычная версия. В том же, что касается моей работы с Эттейлла — я, спустя какое-то время, всё-таки её продала, поскольку привыкла взаимодействовать с кроулианскими колодами, и от попытки погрузиться поглубже в эти карты в голове началась какая-то каша. Но, как говорится, всё это на любителя. У меня вот, например, и Марсель не пошёл, и с Уэйтом не работаю, хотя при этом хорошо его знаю. Так что, кто знает, может для вас Гранд Эттейла наоборот станет прекрасным компаньоном в работе?

Читайте также:
Принц Мечей Таро Тота: общее значение и описание карты

Многие тарологи рекомендуют войти в резонанс с понравившейся колодой и определить установившийся контакт по наитию. Я могла бы с ними согласиться, если речь идёт о приобретении новой колоды, в том случае, когда:

  1. У вас уже есть базовый набор инструментов, с которыми вы работаете в течение нескольких месяцев или даже лет: колода карт и наработанные толкования и интерпретации раскладов.
  2. Есть уверенность в том, что действующая система актуальна, то есть допускает практическое применение, а вы с ней в контакте.

Здесь – да, лучше всего проявить творчество, почувствовать рождение нового потока и оформить его понравившимися символами. Кроме этого, опытный пользователь может последовать опыту своих коллег или предшественников. Например, прочитав «Книгу Тота» А.Кроули, захотеть купить Таро Эттейлы. Или захотеть приобрести такую прикольную колоду «с гномиками», которой пользуется подруга. Это нормально и правильно.

Если вы ходили делать расклад к специалисту, то, вероятно, обратили внимание, что он по преимуществу пользуется необычными колодами. Эмоциональные натуры зачастую приписывают эту склонность к уникальным вещам избранности предсказателя. Скептики – желанию «пустить пыль в глаза» доверчивому клиенту. Исходя из своего опыта, я бы сделала другой вывод: незнакомая колода ставит завесу между гадалкой и её клиентом. Если он мало-мальски осведомлён в значении карт, его будет тянуть к совместной интерпретации вплоть до включения критического мышления. У более дерзких клиентов может возникнуть требование обосновать те или иные высказанные положения.

Я сразу почувствовала, как мешают мне такие помощники, и стала анализировать ситуацию. Оптимальное решение пришло сразу же – сменить клиентскую колоду. С этой целью я выбрала Таро Нефертари – оно красивое и блестящее. Картинки совершенно необычные и не пересекаются с символами других колод. За мою многолетнюю практику ни один клиент не попытался понять этих значений: доверительная обстановка сеанса устанавливалась с первых минут. И это правильно, ведь клиент обратился за помощью, значит, пусть получает то, за чем пришёл. Никакая спонтанно возникшая полемика здесь неуместна.

Советы начинающим

Новичкам я настоятельно рекомендую нарабатывать базовые знания на стандартных колодах. Под эту категорию больше всего подходит колода карт Райдера-Смит-Уайта, написанная Памелой Смит. Это важно потому, что многие солидные источники опираются именно на них. Поэтому при изучении символов карт и их раскладов вы сможете использовать максимальное количество различных пособий. Важный момент: стоимость этих колод ниже, чем любых других – от 400 рублей.

Приобретая уникальный экземпляр с начального момента освоения карт, вам придётся следовать только одной системе, изобретённой автором данной колоды.

Ещё лучше, если, кроме одной колоды классических карт, начинающий исследователь приобретёт дополнительно Таро Эры Водолея. Эта колода может успешно конкурировать с классической, так как отличается своеобразной непринуждённостью и простотой символов. Однако одной такой колоды может оказаться недостаточно: при её применении будет немного сложнее адаптировать толкования, составленные для символики Уэйта, если понадобится почерпнуть в них информацию.

При наличии классической колоды можно выбирать и любую другую, на которую упадёт взгляд и которая вызовет желание её приобрести. Я пришла к тому, что мне нужны эти две колоды по следующим причинам:

  1. Райдера-Смит-Уайта – для того чтобы получать максимум сведений из разных компетентных источников.
  2. Эры Водолея – потому что она позволяет делать самостоятельные умозаключения, её легче читать.

Их приобретение стало началом в понимании и изобретении системы работы с картами. До сих пор я предпочитаю их прочим экземплярам, если работаю для себя или совместно интерпретирую расклады.

Таро. Оккультное значение, использование в предсказании и способ игры

ПРИМЕЧАНИЕ: Эта небольшая брошюра С.Л. МакГрегора Матерса была впервые издана Джорджем Редвеем в 1888 г. Она задумывалась как пособие по основам гадания. Порядок карт и их характерные черты, которые использовались Матерсом в этой ранней работе, не совпадают с учением о Таро Ордена Золотой Зари. Вместо этого в ней задействованы порядок, нумерация и соответствия козырей Таро, использовавшиеся Элифасом Леви.

Начну с того, что глубокое исследование истории карт не является предметом нашего рассмотрения. Поэтому в этой небольшой книге я ограничусь кратким обзором того, что связано с наиболее древней формой карт, – Таро, или Тарокки, – и дам, по возможности, ясные и краткие инструкции, которые мои читатели смогут использовать в предсказании, для коего эти карты приспособлены гораздо лучше обычных карт благодаря большому своему количеству и разнообразию комбинаций. Я также коснусь их оккультного и каббалистического значения.

Название "Таро" или "Тарокки" применяется к колоде из 78 карт, состоящей из четырех мастей по 14 карт в каждой (в них на одну фигурную карту больше, чем в обычных колодах: это Кавалер, Рыцарь, или Всадник), и 22 символических иллюстрированных карт-козырей. Карты-козыри пронумерованы от 1 до 21 включительно, 22я карта обозначена Нулем, 0. Изображения этих козырей крайне необычны, и среди них есть такие образы, как Смерть, Дьявол, Страшный Суд.

Читайте также:
Обзор колоды Таро Манара: история создания, значение карт, символы

Версия того, что карты были впервые "изобретены" для развлечения французского короля Карла VI, сейчас развенчана, и в этой связи стоит упомянуть, что их предполагаемым "изобретателем" был Жак Григоньер, Астролог и Каббалист. Кроме того, еще раньше эти карты были известны индийцам и китайцам. В одном из своих трудов Эттейла рассказывает о мистическом происхождении этих карт из Храма Пта в Мемфисе и далее говорит:

"На столе или алтаре, на уровне груди египетского Мага (Иерофанта) по одну сторону находилась книга, или набор карт, или золотых листов (Таро), а по другую – кувшин". Эту мысль далее развивал П. Кристиан (ученик Элифаса Леви) в своей книге "История магии" ("Histoire de la Magie"), на которую я при случае позже сошлюсь. Великие толкователи Таро – Кур де Жебелен, Леви и Эттейла – всегда приписывали Таро каббалистическо-египетское происхождение, и я обнаружил, что итоги моего многолетнего изучения этого вопроса подтверждают это.

В. Хьюгс Виллшир (W. Hughes Willshire) в своих комментариях к "Общей истории игральных карт" ("General Hystory of Playing-Cards") говорит: "Наиболее древними картами, которые дошли до нас, являются Таро. Это четыре карты в музее Корер в Венеции, семнадцать карт в Парижском кабинете (часто ошибочно называемые картами Григоньера, или картами Карла VI, 1392 года), пять венецианских колод Таро пятнадцатого века (по мнению некоторых, они появились не ранее 1425 г.) и серия карт из колоды Минкиате: в то время, когда писал Чиконьяра, они находились в распоряжении графини Аурелии Висконти Гонзага в Милане”

В.А. Шатто (W.A. Chatto) в своей "Истории игральных карт" ("Hystory of Playing-Cards") говорит, что карты были изобретены в Китае в 1120 н.э. для развлечения многочисленных наложниц правителя Сон-Хо.

Ж. Ф. Веллан (J.F. Vellaint) в книге "Рим: подлинная история цыган" ("Les Romes, histoire vraie des vraies Bohemiens") (Париж, 1857) говорит, что в Китае были рисунки; их делили на группы; количество рисунков в каждой группе было кратно числу 7 [i]. "Они очень походят на Таро: четыре масти Таро могут занять первые четыре столбца этих рисунков, из двадцати двух ату четырнадцать займут пятый столбец, а семь – шестой. Эти шесть столбцов, по семь ату в каждом, символизируют шесть дней творения. Китайцы считают, что эта система появилась в первые века существования их империи, когда ИАО осушил воды потопа. Таким образом, можно сделать вывод, что эти рисунки – оригинал или копия Таро, что Таро старше Моисея и что оно появилось в начале нашей эпохи, когда еще только создавался Зодиак, и, следовательно, что возраст этих карт должен насчитывать 6600 лет."

Несмотря на очевидную смелость данного утверждения, по размышлении очевидно, что появление Таро, состоящего из десяти чисел десятичной системы, влияющей на них четверки и иероглифического алфавита из двадцати двух мистических символов, относится к гораздо более давнему периоду мировой истории, чем это обычно представляется. Теперь мы все можем согласиться, что современные карты произошли от Таро.

Кур де Жебелен в своей книге "Первобытный мир" ("Le Monde Primitif", Париж, 1781), писал: "Как бы мы удивились, если бы нашли древнеегипетскую книгу, одну из тех, что не сгорели в пожарах, поглотивших великолепные библиотеки Египта; книгу, содержащую чистейшее учение о чрезвычайно интересных вещах! Несомненно, каждый загорелся бы желанием узнать, что это за ценная и необычная книга. Как бы мы удивились, узнав, что эта книга широко распространена в Европе и что на протяжении нескольких веков была доступна каждому! И мы бы удивились еще больше, узнав, что люди никогда и не подозревали о египетском происхождении этой книги, о том, что эта книга есть у них, но они не хозяева ее, что никто и никогда не пытался расшифровать хотя бы одну ее страницу! Что ее тайная мудрость рассеяна во множестве странных допущений, каждое из которых в отдельности не имеет смысла! Мы подумали бы тогда, что кто-то развлекается так, пользуясь чужой доверчивостью".

"И, тем не менее, это истинная правда. Только эта книга уцелела из того, что хранилось в великолепных египетских библиотеках, и она существует в наши дни. Она даже настолько обыденна, что не привлекла внимания ни одного ученого; никто до меня не подозревал о ее знаменитом происхождении. Эта книга состоит из семидесяти семи – а чаще из семидесяти восьми – листов или иллюстраций пяти видов, и каждый лист содержит знания разнообразные и занимательные. Одним словом, книга эта – КОЛОДА КАРТ ТАРО".

Давайте исследуем слово Таро и, если удастся, выясним его истинное происхождение и значение. Кур де Жебелен утверждает, что среди названий в Колоде есть три слова восточного происхождения: Taro, Mat и Pagad. Он говорит, что слово Таro произошло из Египта и состоит из слов Tar ("путь"), и Ro, Ros или Rog ("царский"): Царский Путь Жизни. Мat – слово восточное и означает одержимого, безумного. Pagad, добавляет он, также слово восточное, образованное словами Pag ("глава" или "хозяин"), и Gad ("Удача"). Веллан говорит: "Великое божество АсТарот, Ас-Тарот, есть не кто иной, как индотатарский Тан-тара, Таро, Зодиак". Я полагаю, что слово это произошло от древнего иероглифического египетского слова “taru” – вопрошать, или советоваться, то есть это тот, кому советуют, или тот, кого вопрошают. Это предположение мне ни разу не встречалось в книгах. Мне кажется, что это истинное происхождение слова, поскольку второе "т" в египетских иероглифах является окончанием женского рода. Вот интересные метатезы букв ТАРО: Tora (иврит) = Закон, Troa (иврит) = Врата, Rota (латынь) = колесо, Orat (латынь) = говорит, спорит, упрашивает; Taor (египетский) = Taur, Богиня Тьмы; Ator (египетский) = Хатор, египетская Венера. А господин Люмлей (Lumley) говорит, что в языке Авесты есть слово tarisk, что значит "вопрошать".

Читайте также:
Паж Мечей Таро: значение в отношениях, любви, здоровье

Существуют итальянская, испанская и немецкая колоды Таро, а со времен Эттейлы также и французская, но последняя не очень подходит для оккультного изучения из-за предпринятых Эттейлой "исправлений" символики. Итальянская решительно лучше для гадания и оккультной практики, и поэтому я буду использовать ее в качестве основы для данной книги. К сожалению, старинные односторонние карты сейчас вышли из употребления, и издаются только двусторонние, символика которых меняется по воле случая. Поэтому я по мере необходимости опишу недостающие фрагменты изображений, помещая их в скобки.

Как я уже упоминал, колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, а именно: из четырех мастей, по четырнадцать карт в каждой масти, и из двадцати двух пронумерованных символических козырей. Четыре масти таковы:

Обзор колоды Таро Эттейлы: история создания, особенности, символы

заглавная.jpg

(информация с сайта www.tarotsociety.org)

составлена членами дискуссионной группы TarotL (http://www.egroups.com/group/Tarotl) ((Mary K Greer, Tom Tadfor Little, Nina lee Braden, Linda Dunn, Mark Filipas, Robert V. O’Neill, Christine Payne-Towler, Robert Place, James Revak и другими). Редактор Tom Tadfor Little.

Перевел С. Давыдов.

Много было написано об истории Таро – истинного, ложного и спекулятивного. Данная сводка обращается к часто повторяемым утверждениям о Таро, которые могут выглядеть как исторический факт, но в действительности не имеют обоснования в имеющихся на сегодня свидетельствах. Этим мы не хотим сказать, что для спекулятивных и не основанных на фактах рассказов о Таро совершенно нет места. Мифы и легенды выражают душу человека и его способность к творчеству. Эти мифы многое рассказывают нам о значении, которое имеет Таро для стимуляции повышения уровня развития. Они сообщают внутреннюю правду, которая иногда для человека более истинна, чем внешние факты. Однако, как история, так и миф могут пострадать, если их смешать друг с другом.
Информация, которая здесь дается, содержит в основном заключения, к которым пришли к настоящему времени историки Таро, изучая письменные документальные свидетельства и дошедшие до нас карты. Одна и та же совокупность свидетельств может интерпретироваться по-разному. Читателям, заинтересованным в самостоятельном изучении свидетельств и формировании на их основе своих собственных выводов, следует обратится к списку ссылок в конце этой сводки. Читателям следует однако учитывать ограничения, возникающие при опоре исключительно на документальные свидетельства. Хотя письменные тексты – это наша наиболее надежная связь с прошлыми столетиями, они не сохраняют всего, что люди думали или делали, в особенности в такой области народной культуры, какой является Таро.
Информация из этой сводки может быть свободно использована, однако прямые цитаты должны иметь ссылки, а если вы сочтете эту сводку особо полезной, то признание этого будет воспринято с благодарностью.

Тема: Время и место происхождения Таро.

Ошибочно: Таро происходит: из Египта; из Индии; из Китая; из Феса, Марокко; от суфиев; от катаров; от иудейских каббалистов или Моисея; или происхождение Таро неизвестно.

Текущее историческое понимание: Таро возникло в северной Италии в начале XV в. (1420-1440). Нет свидетельств его возникновения в каком либо другом месте и в другое время. Наиболее ранние из сохранившихся карт – это роскошные колоды ручной работы из аристократических дворов.

Тема: Происхождение слова «таро».

Ошибочно: Это слово египетское, еврейское или латинское; это анаграмма; оно содержит ключ к тайне карт.

Текущее историческое понимание: Наиболее ранние названия Таро все итальянские. Первоначально карты назывались “carte da trionfi” (карты триумфов[козырей]). Около 1530 г. (примерно на 100 лет позже возникновения карт), слово “tarocchi” (ед. ч. tarocco) начинает использоваться, чтобы отличать их от новой игры с козырями (triumphs – trumps), игравшейся с помощью обычных игральных карт. Этимология этого нового слова не известна. Немецкая форма – “tarock”, французская – “tarot”. Даже если бы этимология была известна, это бы вероятно не много рассказало нам об идее, лежащей в основании карт, т.к. это слово начало использоваться лишь 100 лет спустя после первого появления карт.

Читайте также:
Обзор колоды Таро 78 Дверей: история создания, особенности, символы

Тема: Культурный источник символов Таро.

Ошибочно: Символизм козырей пришел из Египта (или Индии, или другого экзотического места).

Текущее историческое понимание: Символизм козырей происходит из средневековой и ренессансной Европы. Большинство образов Таро характерны исключительно для европейского христианства. Иллюстрации практически идентичные каждому из образов Таро могут быть обнаружены в европейском искусстве, и столь точные аналоги не обнаруживаются в других культурах.

Тема: Цыгане и Таро.

Ошибочно: Цыгане принесли Таро в Европу и распространили его использование.

Текущее историческое понимание: Эта идея популяризировалась в XIX в. несколькими авторами, в особенности Vaillant’ом и Papus’ом без какой-либо опоры на исторические факты. Нет никаких свидетельств, что цыгане использовали Таро до XX в. Их предсказания судьбы опирались в основном на хиромантию, а позднее на использование обычных игральных карт.

Тема: Связь между Таро и обычными игральными картами.

Ошибочно: 52-карточная колода произошла из карт Таро, оставив джокера как единственное воспоминание о старших арканах.

Текущее историческое понимание: Игральные карты пришли в Европу из исламских стран, возможно через мусульманскую Испанию, приблизительно за 50 лет до формирования Таро. Они внезапно появились в различных европейских городах между 1375 и 1378 гг. Европейские игральные карты были адаптацией исламских «мамлюкских» карт. Эти ранние карты имели четыре масти: чаш, мечей, монет и клюшек для поло (которые европейцы восприняли как палки) и фигуры, состоящие из короля и двух чиновников-мужчин. Таро добавило к этой системе козыри, Дурака и набор дам. За некоторое время до 1480 г. французы ввели в употребление карты со знакомыми нам сейчас мастями червей, треф, пик и бубен. Первоначальные масти до сих пор сохраняются в итальянских и испанских игральных картах.
Джокер возник в США около 1857 г. и использовался в качестве т.н. «дикой» карты в покере, а также как самый старший козырь в игре юккер. Его появление видимо не имеет прямой связи с Дураком Таро.

Тема: Карты Таро «Карла VI» или «Грингонье».

Ошибочно: Таро было изобретено, чтобы развлечь французского короля Карла VI в 1392 г., в пользу чего свидетельствует колода Грингонье находящаяся в Национальной Библиотеке в Париже.

Текущее историческое понимание: Существует запись от 1392 г. согласно которой Жакмину Грингонье было заплачено за рисование колоды карт для Карла VI . Это вероятно были обычные игральные карты, а не Таро. Колода в Национальной Библиотеке – это колода конца XV в. ручной работы североитальянского типа (вероятно из Венеции или Феррары).

Тема: Таро и еврейский алфавит.

Ошибочно: Элифас Леви (около 1850 г.) был первым, кто приписал еврейские буквы Таро.

Текущее историческое понимание: Граф де Мелле (Comte de Mellet), чья короткая статья о Таро была опубликована в книге Кура де Жеблена (Court de Gebelin) “Le Monde Primitif” (1781) был первым кто написал о связи между буквами еврейского алфавита и картами. Кур де Жеблен также мимоходом упоминает эту идею в своем собственном очерке.

Тема: Церковный запрет Таро.

Ошибочно: Католическая и протестантские церкви объявили вне закона Таро и каждого, кто его использовал в попытке подавить еретические учения или дьявольскую практику.

Текущее историческое понимание: Верховные Инквизиторы документально зафиксировали с большой подробностью все, что рассматривалось церковью как свидетельство ереси, но Таро ни разу ими не упомянуто.
Многие печатники зарабатывали себе на жизнь печатая как карты с религиозными сюжетами, так и игральные карты. Игральные карты иногда попадали под ограничения или запрещались из-за их использования в азартных играх. Карты Таро, на самом деле, иногда даже явно выводились из под запрета на игральные карты, возможно ввиду их связи с высшими общественными классами. В 1423 г. игральные карты (Таро не упоминается) были среди многих других вещей брошены в огонь в Болонье последователями Бернардино из Сиенны во время нападок на все занятия и развлечения не связанные с религией. После Реформации церковь действительно протестовала против изображений Папы и Папессы и изготовители карт заменили их менее противоречивыми образами.

Тема: Первоначальное использование карт Таро.

Ошибочно: Таро первоначально использовалось для гадания / магии / обучения тайному знанию/ и т.д.

Текущее историческое понимание: Письменные свидетельства сообщают нам, что Таро постоянно использовалось, чтобы играть в карточную игру подобную бриджу. Эта игра была популярна в большей части Европы в течении столетий и в нее продолжают играть и сегодня, в особенности во Франции. Ранние поэты также использовали названия козырных карт при создании восхваляющих стихов, называемых “tarocchi appropriati”, описывающих придворных дам или знаменитых людей. Хотя и возможно, чтобы карты Таро использовались иногда и для других целей, нет ясных свидетельств такого их использования долгое время спустя после их изобретения.
Записи судебного процесса в Венеции в 1589 г. указывают, что Таро возможно связывалось с колдовством (по крайней мере в умах обвинителей) спустя 150 лет после появления Таро. После этого, нет свидетельств, связывающих Таро с магией или гаданием вплоть до XVIII в. (См. также следующие три вопроса).

Читайте также:
Мифы и факты о Таро: самые распространённые утверждения

Тема: Таро и гадание.

Ошибочно: Таро не использовалось для гадания до Эттейлы и Кура де Жеблена (

Текущее историческое понимание: Есть свидетельство такого использования, но оно фрагментарно и скорее косвенное, а не прямое. Таро использовалось в XVI в. при сочинении стихов, описывающих характерные черты тех людей, которым эти стихи посвящались (“tarocchi appropriati”). В одном случае (1527 г.) стихи относятся к судьбе человека. Есть записи гадательных значений, приписывавшихся картам Таро в Болонье в 1700 г. Это первое недвусмысленное свидетельство гадания на Таро в том смысле, как это обычно понимается. Однако, известно, что обычные игральные карты связывались с гаданием по крайней мере с 1487 г., так, что разумно будет предположить, что к Таро это тоже относится. С 1790-х годов с появлением колоды Эттейлы мы обнаруживаем, что облик Таро изменяется с тем, чтобы отражать гадательные и эзотерические значения.

Тема: Таро и западная эзотерическая традиция.

Ошибочно: Таро всегда было основанием западной эзотерической традиции.

Текущее историческое понимание: Первым оккультными писателями обсуждавшими Таро были Кур де Жеблен и граф де Мелле. В 1791 г. В течении первых 350 лет своей истории Таро не упоминалось ни в одной из многочисленных книг по оккультной или магической философии. После 1791 г. оккультный интерес к Таро расцветает и Таро становится неотъемлемой частью оккультной философии.

Тема: Астрологические, элементные и каббалистические соответствия.

Ошибочно: Герметический орден «Золотая Заря» (Golden Dawn) (или Элифас Леви, Папюс, Цейн (Zain), Кейс и пр.) знали истинные астрологические, элементные и каббалистические соответствия Таро и исправили имевшиеся прежде ошибки.

Текущее историческое понимание: Существует очень большое количество систем соответствия для Таро. Ни одна из них не может быть возведена ко времени возникновения Таро, хотя французская традиция представленная работами Элифаса Леви предшествует по времени английской традиции известной сейчас по работам Уэйта и Кроули. Большинство наборов соответствий имеют свои обоснование и структуру, которые придают им значимость и полезность, когда они изучаются внутри их собственной традиции. Соответствия принимаются скорее в результате индивидуального выбора и намерения или приверженности той или иной школе мысли, а не из-за их истинности или ложности.

Тема: Таро Уэйта – Смит (Waite-Smith Tarot).

Ошибочно: Таро Waite-Smith (или «Rider-Waite») подлинное, стандартное или наиболее правильное Таро.

Текущее историческое понимание: Колода Уэйта – Смит была создана в 1909 г., что делает ее относительным новшеством в почти 600- летней истории Таро. A .E. Waite был видным членом герметического ордена «Золотая Заря». Колода обязана большей частью своего символизма этой группе и представляет собой отход от более ранней французской традиции. Художница Памела Колмен Смит (Pamela Colman Smith) внесла свое собственное видение, особенно в создании новых полностью иллюстрированных изображений для младших арканов. В течении многих лет колода Уэйт – Смит была единственной легко доступной колодой Таро в США, так, что она стала известна целому поколению гадателей на Таро. На самом деле не существует «канонической» версии Таро.

Некоторые вопросы относительно которых следует соблюдать осторожность при изложении истории Таро.

Термины «великие арканы», «малые арканы», «Верховная Жрица» и «Иерофант» анахронистичны по отношению к старым колодам Таро. Исторически правильными являются термины «козыри и Дурак» (Дурак обычно не рассматривался как козырь), карты мастей, «Папесса» и «Папа». Также «пентакли» и «жезлы» – это поздние заменители традиционных названий мастей – «монет» и «палок».

Первоначальные итальянские названия карт отличались в некоторых случаях от более поздних французских названий (и их английских переводов), которые стали нам известны благодаря Марсельскому Таро и производным от него колодам. Порядок козырей также значительно варьировался в Италии, где карты Таро возникли. Не известно какой из порядков был самым ранним. Даже количество карт в колоде сильно варьировалось! Так что следует с осторожностью делать утверждения о первоначальном значении карт, основываясь на известных названиях и порядке.

Намерения автора(ов) первоначального Таро при выборе символов для козырных карт неизвестны, хотя существует большое количество предположений, некоторые из которых более правдоподобны, чем другие. Пишущим о Таро следует избегать впечатления, что эти намерения известны или очевидны.

Источники и рекомендуемая литература:
Decker, Ronald, Michael Dummett, and Thierry DePaulis, “A Wicked Pack of Cards”
Dummett, Michael, “The Game of Tarot”
Giles, Cythnia, “The Tarot History, Mystery, and Lore”
Kaplan, Stuart, “The Encyclopedia of Tarot”
Moakley, Gertrude, ‘The Tarot Cards Painted by Bonifacio Bembo”
O’Neill, Robert V., “Tarot Symbolism”
Williams, Brian, “A Renaissance Tarot”
Williams, Brian, “The Minchiate Tarot”

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: