Обзор колоды Таро Висконти: история создания, особенности, символы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Таро Висконти: значение арканов, расклады и толкование

Таро Висконти: значение арканов, расклады и толкование

Таро Висконти Сфорца — уникальный артефакт в истории гадальных карт. Согласно научным источникам, колода является самой древней в своем роде, сохранившейся до наших дней. Вероятно, эти карты были созданы на основе более ранних своих предшественников, но никаких изображений и сведений о них, увы, не сохранилось.

В середине 15-го века ценность карточной колоды приравнивалась к стоимости произведений искусства. Художник вручную наносил изображения темперой на плотный картон, покрытый грунтом. Для фонового орнамента использовалось сусальное золото и серебро. Колода создавалась в 1450 году, в Милане, в честь годовщины свадьбы представителей знатных фамильных родов: Франческо Сфорца и Бьянки Марии Висконти. Существует версия, что члены этих семей послужили персоналиями для изображения старших арканов.

В наше время таро Висконти издается в типографиях традиционным способом, что не делает его менее ценным и привлекательным для профессиональных тарологов и любителей саморазвития.

Структура колоды Таро Висконти

В своем оригинальном виде колода Висконти была совсем не такой, какой мы её знаем сейчас: в ней было не 22 Старших аркана, а 41. Помимо традиционных Старших арканов туда входили карты четырёх стихий — Огонь, Воздух, Вода и Земля. Кроме того в колоде были карты 12 знаков Зодиака. Почему так, откуда такая фантазия? Объясняется это достаточно просто, если снова вспомнить историю карт Таро: изначально они предназначались совсем не для гадания, их задачей была игра. И естественно, что в Таро Висконти расклады и значения карт довольно непривычны нам.

Старшие арканы изначально — козыри, которые могли бить любые Младший Арканы. Ещё одной особенностью колоды Висконти является то, что в ней не прорисованы Младшие арканы — они просто изображены мастями и количеством кубков или жезлов на карте, что, по большому счёту, не совсем удобно и значительно сужает круг полёта фантазии того, кто трактует эти карты.

Ещё один интересный факт этой колоды заключается в том, что из нее были «изъяты» так называемые «плохие» карты — Дьявол, Башня, Рыцарь Монет и Тройка Мечей (о двух последних картах информация разнится). Одни говорят, что сам художник их не прорисовывал (что, в общем-то, маловероятно), другие говорят, что люди сами от них избавлялись, дабы даже при игре не «накликать» на себя беду. Но тогда возникает вопрос: а как же аркан Смерть? Вероятно, считалось, что именно Смерть в чистом виде не так уж и страшна, как неприятности, которые олицетворяют вышеназванные арканы.

Колода Висконти принадлежит к Марсельской школе Таро, и трактовка её арканов будет отличаться от уже привычной нам. Я, как опытный таролог, могу сказать только одно: если человек в совершенстве овладел знаниями и теорией Таро, то у него не возникнет никаких проблем при трактовке значения карт Таро Висконти – также, как и при трактовке классики, марсельской школы и всех тех специфических колод Таро, которых в данный момент существует просто безграничное количество.

История создания колоды

Несмотря на то, что существует полная версия колоды Таро Висконти, я всё-таки в сегодняшнем обзоре остановлюсь на Старшеарканнике. Дело в том, что далеко не все Младшие Арканы были восстановлены из сохранившихся карт — в 20 веке недостающие дорисовал итальянский художник Луиджи Скапини, и многие просто не представляют особого интереса, поскольку сюжетных изображений на них нет. Наша же цель — показать именно 22 Козыря, имеющие важное историческое значение, поскольку они по сути являются мини-репродукциями тех самых старинных иллюстраций, что ныне можно лицезреть лишь в музеях. Поэтому мой сегодняшний обзор будет иметь несколько другую структуру — без описания Младших Арканов и Придворных карт.

Итак, галерея Таро Висконти — это по сути изображения самых старых карт Таро. Что самое удивительное: до нашего времени сохранилось несколько наборов этих карт, но ни в одном из них, по удивительному совпадению, не было Арканов Дьявол и Башня. Точнее, когда-то давно они действительно присутствовали в колодах, но по какой-то причине были уничтожены. Существует легенда, объясняющая эти «потери» так: аристократы того времени самостоятельно уничтожали эти Арканы, чтобы не привлечь в свою жизнь неприятности. Но удивительно другое: если Дьявол и Башня не сохранились, то почему в целости и сохранности дошёл до нас Козырь Смерть?

В целом, история Таро Висконти довольно запутана и неоднозначна. Кто-то говорит, что в исторических колодах содержалось не 22, а целых 41 козырь, и что эти карты предназначались не для предсказаний, а для игры. Рисовали такие иллюстрации от руки, и колода имела скорее декоративное, нежели предсказательное значение. Как бы там ни было, но талантливый художник Атанас Атанассов воссоздал по историческим иллюстрациям именно те 22 карты, которые мы сейчас называем Старшими Арканами, и именно их мы сейчас и рассмотрим. В основу колоды Атанассова легли репродукции колоды, в народе называемой «Пирпонт Морган-Бергамо» (по наименованию географических мест, где хранятся оригиналы), и именно эта версия на сегодняшний день пользуется самой широкой популярностью среди тарологов, ценящих исторический дизайн карт.

Ключевые особенности колоды

Сама традиция, в которой выполнены эти карты так и называется — Висконти. Это не Уэйт, не Папюс, не Марсель, это самостоятельная структура, где образы Старших Арканов — не чья-то современная идея или вариация на знакомую тему, а именно историческая репродукция. В колоде Атанассова Дурак имеет номер 0, Правосудие — 8, Сила — 11. Поскольку Арканы Дьявол и Башня, как я уже сказала, не сохранились, художник просто воссоздал своё видение этих карт по подобию остальных образов колоды.

Символизм колоды

Значения 22 карт Старших Арканов Таро Висконти, конечно же, отличаются от современного. Образы соответствуют представлениям человека XV века. Об этом говорят соответствующие костюмы персонажей, детали фона, окружающая обстановка. Никаких дополнительных соответствий, вроде астрологии или каббалы, на картах Таро Висконти, конечно же, нет. Чтобы понять, что именно означает тот или иной образ, потребуется глубоко проникать в историю. С одной стороны, карты выглядят довольно простыми, незамысловатыми, но в то же время для полного их понимания нужно посмотреть на них взглядом человека той исторической эпохи.

Старшие Арканы

Конечно же, значение каждой карты Таро Висконти я не смогу включить в данную статью, иначе это получится уже не статья, а целая брошюра, поэтому предлагаю пройтись по ним лишь частично, и остановиться подробнее на пяти Старших Арканах.

Начнём с Дурака. На карте мы видим молодого человека в потрёпанной одежде, едва прикрывающей его тело. На голове его перья, в руках — палка. Палка была фактически неотъемлемым атрибутом уличного бродяги эпохи Средневековья. В принципе, можно сказать, что люди того времени мыслили весьма прямолинейно. Это сегодня мы знаем, что внешний вид бывает обманчивым, тогда же всё было куда проще: если человек внешне неопрятен, значит и душа его столь же бедна.

Обратите внимание на зоб на его шее — это тоже важная деталь. Дело в том, что в Средние века к образованию зоба вёл недостаток йода в организме, а уличный дурак, само собой, не мог питаться хорошим продуктами, поэтому зоб — это показатель физической болезни, которыми часто страдали в то время нищие. Глаза Дурака слегка косят, а косоглазие — ещё один характерный признак недалёкого ума, согласно верованиям той эпохи. В этом образе нет ничего общего с придворным шутом, как представляли нулевой Аркан многие другие, более поздние исторические колоды. Здесь это просто нищий, больной, порочный, сумасшедший человек и ничего более.

Следующая карта Таро Висконти, которую мы рассмотрим — это Влюблённые. На ней мы видим держащихся за руки мужчину и женщину, на них надеты средневековые костюмы. Позади пары стоит на постаменте Купидон с завязанными глазами и готовится пустить свою стрелу. Как видите, значения «выбор» эта карта не имеет. А завязанные глаза Купидона, судя по всему, символизируют убеждение, которое на современный манер может звучать как «любовь зла, полюбишь и …» сами знаете кого.

Интересен образ Отшельника. Это старый седой дедушка в роскошной шляпе, украшенной золотым мехом (мне она, правда, напомнила шляпку гриба-мухомора) и синем кафтане. Наряд его выглядит богато: на руках — перчатки, на ногах — белые чулки. В левой руке Отшельника зажата палка, а в правой — песочные часы, символ времени. Как видите, в Таро Висконти значение и этого Аркана всё-таки отличается от классического.

А вот Повешенный очень напоминает образы из современных колод, правда, в несколько упрощённом виде, но суть остаётся той же: это молодой человек, которой висит вниз головой на деревянной виселице. На ногах его зелёные колготки, на теле — белая рубаха с рукавами-фонариками. Карта, как и в нынешних трактовках, означает подвешенное состояние, иной взгляд на что-то, отсрочку, жертву, раскаяние.

Значение Луны Таро Висконти довольно трудно вывести из старинной иллюстрации. Здесь мы видим молодую женщину (согласно источникам — это, скорее всего, богиня Диана). В одной руке женщины сломанный лук, в другой — полумесяц. Яркий костюм девушки напоминает древнегреческий. В МБК к колоде даются следующие трактовки: обман, надувательство, нечестность, разочарование, осторожность, ошибка, плохое влияние, скрытые мотивы, неискренность, лицемерие, хитрость, позор, клевета, поверхностность, скрытые враги, противоречивые влияния, попасть в ловушку. Как видите, с миром подсознательного в те времена карту не связывали, она скорее символизировала «обратную сторону Луны» в более буквальном смысле этого слова.

Конечно же, по каждому Аркану можно написать гораздо больше, но для этого требуются исторические справки. При желании обладатели колоды могут найти их самостоятельно.

Особенности толкования карт

Расклады для 22 Старших Арканов Таро Висконти можно выбирать любые, подходящие для колоды исключительно из Козырей. Единственное — что разобраться с трактовками будет несколько сложнее, особенно, если вы не интересуетесь историей. Поскольку эти карты предназначались не столько для гадания, сколько для игры, мантические значения нужно будет выводить самостоятельно, основываясь на исторических образах. Конечно же, о переворачивании карт речи не идёт.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Честно говоря, я не знаю, какие можно использовать тематические расклады на Таро Висконти, но подозреваю, что колода всё-таки универсальная. Другой вопрос в том, насколько полно можно рассмотреть вопрос исключительно на Козырях. Всё-таки Младшие Арканы, как вы знаете, дают порой очень важные подробности. По сути если глубоко проникнуться историческими образами, то можно вывести для себя список значений карт по разным категориям: любовь, деньги, бытовые ситуации. Впрочем, как я уже сказала, существует и полная колода из 78 карт: тем, кто не может обходиться исключительно Козырями, стоит приобрести её.

Кому подойдут данные карты?

Лично я рекомендую купить Таро Висконти всем интересующимся историческим дизайном карт и заядлым коллекционерам. Но ежедневной колодой для постоянных предсказаний она, как мне кажется, вряд ли станет. Хотя многое зависит от вашего личного мастерства и восприятия. Несколько похожая история сложилась у меня с Тароччи Мантеньи: я купила эту колоду чисто из интереса, для коллекции, однако, как оказалось, на ней прекрасно можно просматривать таланты, способности, профориентацию человека.

Рекомендованная литература для знакомства с колодой

Гадание на картах Таро Висконти из 22 Старших Арканов, расклады и толкование образов можно найти в книге Л. Е. Кузнецовой-Фетисовой под названием «Таро Висконти». Эта книга, кстати, подойдёт и тем, у кого есть полная версия колоды из 78 карт, поскольку Младшие и Придворные Арканы там тоже описаны. Довольно много интересной информации по теме также можно разыскать на интернет-форумах, где владельцы этого Таро обсуждают колоду.

mila_lova

«Таро Висконти-Сфорца» — как принято считать, самая старая версия игральных карт таро/тарокки. В наши дни название используется как собирательное для дорогих подарочных «старомиланских» карт тарокки, которые рисовались вручную по поводу знаменательных событий в жизни миланских правителей XV века.

Собирательное имя используется для обозначения разрозненных карт, которые находятся в различных музеях и библиотеках мира. Большинство из этих колод имеют в настоящий момент всего 1-2 карты. Таких карт на сегодняшний день известно 271 штука, и по внешнему виду, размеру и прочим деталям они делятся на 15 групп.

Самая большая из этих групп включает три из наиболее известных и полных колод «Висконти-Сфорца»: колода «Pierpont-Morgan Bergamo Visconti-Sforza», Колода «Cary-Yale Visconti-Sforza», Колода «Brera-Brambilla Visconti-Sforza».

В остальных группах еще меньше карт: например, 5 групп состоят всего лишь из 1 карты. Предполагают, что малые группы — это не остатки полных колод, а образцы, которые художники показывали своим потенциальным заказчикам. Каждая группа имеет свое условное название, обычно по коллекции и месту хранения.

Эти карты изготавливались из прессованного картона, на который наносился тонкий слой левкаса, который покрывался сусальным золотом или серебром, и расписывался темперой.

Далее я хотел рассмотреть самый живописный вариант этих колод, а именно «Cary-Yale Visconti-Sforza». Она так же также известна как «Колода Visconti di Modrone». Получила имя от коллекции семьи Кэрри, отошедшей к Йельскому университету в 1967 году. Датируются примерно 1466 годом. Включает 67 карт. Колода, по тем же предположениям, могла служить свадебным подарком третьего миланского герцога, Филиппо Висконти, Марии Савойской (1428).

Карты с фигурными изображениями и написаны на золотом фоне, прочие – цифровые с серебряным. Все персонажи на изображениях – блондины.

В обычных картах таро четыре придворные карты: король, королева, кавалер/рыцарь, валет/паж. Но в Кэки-Йельской коледе ещё присутствуют женские аналоги кавалера и валета – это дама/дева и леди/всадница.

Рассмотрим их отдельно.

Дама мечей

Дама монет

Дама жезлов

Дама кубков

Всадницы.Всадница кубков отсутствует.

Всадница мечей

Всадница монет

Всадница жезлов

Другие карты выглядят так.

Валеты.
Валет мечей и валет монет отсутствуют.

Валет жезлов

Валет кубков

Кавалеры.
Кавалер мечей и кавалер жезлов отсутствуют.

Кавалер монет.

Кавалер кубков

Королевы.
На каждой карте есть вторая фигура фрейлины, королева кубков отсутствует.

Королева мечей.

Королева монет

Королева жезлов

Короли.
Король жезлов отсутствует. Короли имеют вторую фигуру на карте – это фигура прислуживающего пажа.

Король мечей.

Король монет

Король кубков

Туз мечей.

Туз монет
На тузе герб герцегства Миланского – змей, поглощающий человека с расставленными руками.

Туз жезлов.

Туз кубков

Теперь младшие номерные карты по мастям.

Жезлы.
В этой колоде на младших картах жезлы похожи на стрелы, копья или гарпуны.

Теперь козыри.
С козырями тоже не всё просто. Карты, обозначающие козыри не пронумерованы и сколько их было на само деле никто не знает. Подгонка колоды под стандарт (если за стандарт считать Марсельское таро) в современных факсимильных изданиях – это не более чем выдумка современных художников-«реставраторов». Дьявола и Огня (Стрелы) — аналога Башни более поздних Таро — не сохpанилось ни в одной из пятнадцати гpупп каpт “Висконти-Сфоpца”. Многие экспеpты считают, что таких каpт в миланских эксклюзивных колодах никогда и не было!
Особенность данной колоды заключается в том, что в нее входят карты «Вера», «Надежда» и «Милосердие», которые являются аллегориями трех Богословских Добродетелей.

Вера.
Эту карту часто путают с королевой кубков, на самом деле кубок слева – это потир с Причастием, над которым круглая облатка.

Надежда
а всех трех картах, на которых представлены три Теологические Добродетели, мы видим образ человека, который располагается, собственно, внизу карты. На карте «Надежда» у этого человека снизу вокруг шеи мы видим веревку с петлей для виселицы. Это образ Иуды и есть мнение что карта «надежда» соответствует карте «Повешенный» в более поздних колодах.

Далее козыри с привычными изображениями из классических колод таро.

Императрица.
Императрица держит в руке изображение герба Священной Римской(Германской) империи.

Император.
Имеет герб Священной Римской(Германской) империи на головном уборе.

Влюблённые.
Филиппо Висконти и Мария Савойская под балдахином, на котором изображены гербы их семейств.

Колесница.

Сила

Смерть

Страшный суд

Мир

Из истории фамилии Висконти-Сфоpца.
Это фамилии итальянских аpистокpатических семей, для членов котоpых изготавливались по pазным поводам колоды каpт Таpокки, как сейчас пpинято говоpить, “в эксклюзивном исполнении”. Висконти были пpавителями Милана с конца XIII столетия. Сфоpца (“Сила”) — это пpозвище, данное в 1387 году кондотьеpу (наемному воину) Музио Аттендоло, котоpый сpажался на стоpоне Висконти в одной из междоусобных войн. Музио Сфоpца был настоящим “солдатом удачи”: он хpабpо служил тому феодалу, к котоpому нанимался на службу, но если его что-нибудь не устpаивало, он мог и пеpейти на стоpону вpага. Так, однажды он пеpеметнулся от Папы Иоанна к коpолю Неаполя.

После смеpти Музио Аттендоло в 1424 году его пpозвище по указу коpолевы Иоанны II Неаполитанской получило статус наследуемой фамилией. Сын знаменитого солдата удачи, Фpанческо Сфоpца, тоже стал кондотьеpом. В 1432 году он был помолвлен с Бьянкой Маpией Висконти, незаконноpожденной дочеpью тpетьего миланского геpцога Филиппо Висконти, а в 1441 году женился на ней. Так поpоднились две фамилии, давшие название самым стаpым из известных нам каpт Таpо. В 1447 году геpцог Филипп умеp, не оставив пpямого наследника, и в 1450 году Фpанческо удалось захватить власть в Милане. Бывший наемник стал четвеpтым геpцогом Милана — каpьеpа поистине блистательная! Пpедполагают, что “Пиpпонт Моpган — Беpгамо”, самая полная из pазpозненных колод Таpокки, сохpанившихся до наших вpемен, была заказана художнику по случаю коpонации Фpанческо Висконти-Сфоpца (1450) либо в честь 10-летия свадьбы Фpанческо и Бьянки Маpии (1451). Дpугая колода, “Кэpи — Йель”, могла служить свадебным подаpком тpетьего миланского геpцога, Филиппо Висконти, Маpии Савойской (1428).

В XX веке колоды «Pierpont-Morgan Bergamo» и «Cary-Yale» были изданы в нескольких репринтных изданиях, для которых недостающие карты были придуманы художниками Луиджи Скапини и Атанасом Атанассовым.

Принципы работы с колодой

На какие вопросы отвечает данная колода и с какими проблемами работает? Как обычно, это вопрос риторический, потому что любая колода отвечает на любые вопросы практически одинаково, не считая совсем специфических колод. Главная задача таролога — задать вопрос правильно и внятно, в свою очередь, главная задача спрашивающего — толково сформулировать свою проблему, чтобы таролог чётко понимал ситуацию и мог задать верный вопрос картам. И на заметку: ни одна из колод Таро не любит вопросов размытых и непонятных, Таро — это чёткий инструмент и советчик.

Расклад

Данная колода отлично подходит для получения предсказания в области личной жизни, работы, будущего. Лучше делать расклады на 3 или 5 карт или же гадать с помощью 1 карты. Для получения определенного ответа стоит четко сформулировать вопрос. Чтобы колода Таро Висконти дала правильный ответ, придерживаются следующих правил:

  • во время расклада не стоит прибегать к слишком легким или сложным постановкам вопроса;
  • не гадать для развлечения, а только для решения определенной проблемы;
  • все значения тщательно анализировать, ориентируясь на ситуацию и интуицию.

Гадание с помощью 1 карты помогает легко и быстро найти ответ на конкретный вопрос. Благодаря такому раскладу колода Висконти позволяет узнать события грядущего дня, уберечь себя от неудач. Также с помощью одной карты удастся получить позитивный или негативный ответ.

Карты Таро Висконти понравятся тем, кто интересуется историей, историческим дизайном арканов или же коллекционирует карточные наборы. Но вряд ли вы будете использовать ее каждый день в качестве рабочей колоды, потому что образы не всегда понятные, а порой дают предсказание буквально в лоб.

Чтобы лучше изучить Старшие Арканы, вам будет полезно прочесть книгу Л. Е. Кузнецовой-Фетисовой «Таро Висконти». Она подойдет и для понимания полноценной колоды, ведь в ней описываются также Младшие Арканы и карты Двора.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: