Расклад Таро “Я Реальное и Я Идеальное”: описание, значение карт

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Расклад Таро “Я Реальное и Я Идеальное”: описание, значение карт

1.Энергия. Сколько у человека сил. Темперамент

2.Общение. То как человек сходится с людьми

3.Сила.Воля скорее. Отступает человек или нет перед трудностями

4.Слабость. Наши слабые места и любимые грабли

5.Реальность. То какой человек сейчас

6.Страсть. Самое сокровенное

7.Будущее. Чем сердце успокоится

Из разряда самокопания.

Снился мне тут на днях сон про красную шапочку (сказка) и ещё попутно во сне я записывала расклад, когда смотрела на всё происходящее. Возможно не супер “новый”, но решила разместить его сюда. Пока оставлю такое условное название, больше ничего в голову не приходит. Да и так всё и приснилось.

Красная шапочка.
1 – Сам cпрашивающий.
2 – Что в нем есть отрицательного
3 – Что в нём есть положительного

Корзинка с пирожками.
4 – Что имеешь на данный момент
5 – В чём помогают другие
6 – что ты от этого получаешь (может быть выгода, опыт, эмоции и так далее)

Волк.
7 – Страхи и переживания
8 – Опасности, которые сейчас окружают

Бабушка.
9 – Что хотелось бы поменять
10 – Твоя цель
11 – К чему придёшь в итоге (к своей цели или это что-то другое будет)

. 5. 6 .
. 4. 1. 7 .
. 3. 2 .

Расклад показывает вопрошающему истинное положение его дел. Обращенный в прошлое, он раскрывает перед ним тайны его собственной психологии, чтобы он познал, наконец, самого себя. Этот расклад показывает человеку его теперешний статус.
“Зеркало” – расклад вполне конкретный, “земной”, выполняющий примерно те же задачи, что и Гороскоп. Он дает характеристику человека, находящегося в некоей ситуации, “ловя его в перекрестье линий”.
По вертикали: личность (позиции 5, 1, 4, 6), ее прошлое (позиции 9, 2, 7) и ее реализация в будущем (позиции 10, 3, 8).
По горизонтали: ее абстрактный уровень (позиции 9, 5, 10), ее личностный уровень (позиции 2, 1, 3) и глубинный уровень (позиции 7, 4, 8).

Значения карт в этом раскладе:
1. Вот я, моя личность и дела мои.
2. Вот мое прошлое и истоки – “отец”.
3. Вот мое будущее – “мать”.
4. Вот чему меня учили, мои основы.
5. Вот моя вершина, идеал и моральная сила.
6. Вот мое умение, мое материальное положение.
7. Вот моя карма, как следствие сделанного выбора.
8. Вот моя самореализация, в том числе в будущем.
9. Вот смысл проблемы, лежащей передо мной.
10. Вот ее решение (мое будущее).
P/S.Наше зеркало показывает те качества, которые личность сохраняет практически всю жизнь.
Автор расклада: Хайо Банцхаф
…так кто ж ты, наконец?
Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо

Используется для самоанализа или полярной характеристики другого человека. Позволяет определить психологическую подоплеку поведения. Карты выкладываются в виде глаз волка. Правый глаз символизирует достоинства, левый – недостатки. Центральные карты-зрачки – награду, уроки и наказание.
Расклад делался под WildWood, но может поработать на любой лесной или друидской, особенно если в колоде есть животные архетипы или антропоморфные божества.

Счастливы Вы? И что вам для счастья надо?

1) Какая я женщина?
2, 3) Как выглядит мое счастье в данный момент? (Счастлива я сейчас?)
4) Что мне нужно для счастья?
5) Как я сама могу способствовать своему счастью?
6) Кто или что мешает моему счастью?
7) Кто или что способствует моему счастью?
8, 9) Каким будет мое счастье в ближайшие полгода? (Что будет делать меня счастливой в этот период времени).

Цель расклада – анализ одиночества.

Расклад предназначен для тех, кто регулярно влюбляется в неподходящих им партнеров, и, в свою очередь, привлекает к себе людей, с которыми в их случае невозможны гармоничные и полноценные отношения (синдром Мэрилин Монро). Таким образом, этот расклад может помочь подправить «что-то в консерватории» и найти, наконец, счастье в личной жизни

1. Внутренние установки, от которых нужно отказаться.
2. Поведенческие паттерны, от которых нужно отказаться.
3. Внутренние установки, которые следует оставить.
4. Поведенческие паттерны, которые следует оставить.
5. Внутренние установки, которые следует выработать в себе.
6. Поведенческие паттерны, которые следует выработать в себе.

Комментарий к раскладу:

Расклад ориентирован на психоанализ и, несмотря на небольшое количество карт, очень трудоемкий и глубокий, учитывая еще и особенности колоды. Впрочем, на Манаре он тоже работает, хотя и не так глубоко. Если будет интересно, попробуйте другие колоды и поделитесь своими впечатлениями.
«Полевые испытания» расклада показали отличные результаты, именно поэтому мне очень хотелось бы устроить ему дальнейшие испытания с вашей помощью.

Первые две позиции помогут вам понять, какие внутренние установки, убеждения заставляют вас влюбляться в людей, которые не могут вам дать того, о чем вы мечтаете, и что в вашем поведении привлекает к вам таких людей, отталкивая тех, с кем вы были бы счастливы. Это то, от чего надо избавиться!

Позиции 3 и 4 – присущие вам убеждения и поведенческие особенности, от которых нельзя отказываться – это привлекает к вам всех и это нужно вам лично, чтобы вы были счастливы и в новых отношениях.

И, наконец, позиции 5 и 6 – внутренние убеждения (верные критерии выбора партнера) и поведенческие паттерны, которые вам придется выработать в себе, чтобы научиться опознавать, выбирать и привлекать «правильных» партнеров.

Как правило, позиции 1, 3 и 5 коррелируют с позициями 2, 4 и 6 соответственно, а позиции 5 и 6 есть смысл сопоставить с позициями 1 и 2. Однако это не обязательно, у вас все может быть иначе.


Этот расклад удобно использовать на The Transparent Tarot и основан на концепции «Теории личности и Теории личностного роста» Карла Роджерса.
Основополагающим во всех трудах Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его “я” и лучше всего может быть известен только ему самому.

Есть “Я”-реальное − то, что собой человек фактически представляет и есть “Я”-идеальное − то, каким он себя видит в идеальном варианте.
Очень часто эти образы не совпадают, более того, при очень большом разрыве в видении этих образов, человек неудовлетворен собой и своей жизнью в целом. Такую ситуацию можно назвать отправным пунктом душевных метаний и сложного пути поисков себя и своего места в этой жизни. Человек удовлетворенный собой и своей жизнью, как правило, над этим не задумывается. Чаще всего такие вопросы возникают у людей особого склада, назовем их духовными искателями. Поиск непростых ответов на простые вопросы может длиться всю жизнь, превращая жизнь человека в поток неудовлетворенности, страданий и душевных метаний.

Предлагаемый расклад предназначен для раскрытия, анализа и сопоставления образов кверента «Я» − реальное и «Я – идеальное» чтобы выявить как противоречия, так и совпадения эти образов. Очень удобен для выявления заниженной или завышенной самооценки кверента. По своей схеме этот расклад похож на всем известный «Вокзал для двоих».


7− Сигнификатор, показывающий в каком состоянии сейчас находится кверент, степень противоречий и совпадений его образов. Точка проявления гармонии.

Левый ряд (1, 3, 5)
– «Я»-идеальное. Представления кверента о самом себе.
Правый ряд (2,4,6)
– «Я»-реальное. Что кверент представляет собой на самом деле или мнение о нем окружающих.

Карты 1 и 2 (верхний ряд) – мысли.
1 – что кверент думает сам о себе;
2 – каков кверент на самом деле или что он должен про себя осознать.
Карты 3 и 4 (средний ряд) – чувства.
3 – какие чувства к себе и к свои поступкам испытывает кверент;
4 – как кверент должен поменять чувственный настрой по отношению к себе и к своим поступкам.
Карты 5 и 6 (нижний ряд) – отношения.
5 − как относится кверент сам к себе
6 – как кверент должен поменять отношение к себе и к своим поступкам.

Карта 7– точка проявления гармонии. Степень противоречий или совпадений между Левым рядом (Я-идеальное) и Правым Рядом (Я-реальное).

Упражнение «Портрет соседа»1

формирование адекватной самооценки, участники получают представление, как они воспринимаются другими людьми.

Организационно-методические условия проведения: участники располагаются сидя в общем кругу.

Материалы: бланки для каждого участника, ручки.

Фамилия, имя _______________________________

Физическое (физические данные, внешность)

Социальное (социальные роли, которые играет человек, место человека в социуме…)

Умственное (умственные способности человека, его знания, умения, опыт …)

Эмоциональное (эмоции преобладающие у человека, его чувства…)

Инструкция: Каждый участник подписывает свой листок бумаги и передает его своему соседу справа. Тот пишет, каким он видит и понимает этого человека, его достоинства и недостатки. Описывает по четырем позициям: физическая, социальная, умственная, эмоциональная. Таким образом, эти листы с характеристиками передаются по кругу до тех пор, пока каждый не вернется своему хозяину. Далее участники отдают листы ведущему и он зачитывает то, что написано на их листах.

Рекомендации ведущему: данное упражнение требует соблюдения этических норм, т.к. зная об анонимности записей и получив задание откровенно описать участников группы могут выявиться самые различные мнения участников друг о друге. Поэтому ведущему важно управлять ситуацией, читая характеристики, не акцентировать внимание на негативных высказываниях (то есть не выделять их тоном голоса, т.к. участник и так все услышит для себя). Возможно, что не всем участникам понравится, то как их характеризуют другие, в этом случае психологу предъявляются высокие требования. Возможно, что после тренинга психологу придется проводить индивидуальную консультацию. Большинство же участников отмечают, что они согласны с тем, как их оценивают другие люди. Ведущий, зная свою группу должен сам решить вопрос об использовании данного упражнения на своем тренинге.

Контрольные вопросы для обсуждения:

– совпадает ли Ваше представление о самом себе с тем, как вас оценивают другие люди?

Информирование

Окружающий нас мир огромен и безбрежен, но все, что в нем существует, сконцентрировано вокруг одной маленькой песчинки – одного единственного человека, которым являюсь «Я». Мое «Я» не заметно в огромном мире, но для меня оно нечто особое, непохожее ни на кого другого, и вместе с тем во мне есть что-то такое, что роднит меня с другими. Во всем мире не найти двух абсолютно одинаковых людей. Пусть даже это будут близнецы с одной внешностью, но и у них вы найдете массу отличий: они думают, любят, чувствуют по-разному.

Человек, рождаясь, не отделяет себя от окружающего мира. Так и вы лишь постепенно начинали осознавать ощущения своего тела, выделять себя из окружающего мира предметов. Новорожденный ребенок абсолютно беспомощен, он живет с помощью взрослого, идет психологическая слитность взрослого и ребенка. Первоначально из окружающего мира малыш выделяет взрослых (родители), а затем окружающие предметы. Переживание наличия своего Я является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначается как «открытие Я». Уже в год вы начали осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, Вы стали отделять доставляющий Вам удовольствие процесс собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя требование «Я сам!». Вы стали противопоставлять себя всем другим «Это мое, а не твое!». Затем на рубеже детского сада и школы и в младших классах у Вас возникла возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (мышления, памяти, внимания и т.д.). Далее к подростковому возрасту и юношеству, в результате активного включения в общественную и трудовую жизнь складывался Ваш «образ Я».

Образ Я – это достаточно устойчивая и постоянная, часто бывает, так что и неосознаваемое самим человеком представление о самом себе. 1 На основе этого представления человек строит свое взаимоотношение с другими людьми и отношение к самому себе. Человек может любить или ненавидеть себя, уважать или презирать, понимать или не понимать себя.

Реальное и идеальное «Я» Винни-Пуха

realniy-idealnyi456

Этот расклад основан на концепции «Теории личности и Теории личностного роста» Карла Роджерса.

Основополагающим во всех трудах Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его «я» и лучше всего может быть известен только ему самому.
Есть «Я»- реальное − то, что собой человек фактически представляет;

и есть «Я»- идеальное − то, каким он себя видит в идеальном варианте.

Очень часто эти образы не совпадают, более того, при очень большом разрыве в видении этих образов, человек неудовлетворен собой и своей жизнью в целом. Такую ситуацию можно назвать отправным пунктом душевных метаний и сложного пути поисков себя и своего места в этой жизни. Человек удовлетворенный собой и своей жизнью, как правило, над этим не задумывается.

10 секретов Мастера Таро

Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний

Таро и Деньги

5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко

Руны без страха и энергозатрат

Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей

Чаще всего такие вопросы возникают у людей особого склада, назовем их духовными искателями. Поиск непростых ответов на простые вопросы может длиться всю жизнь, превращая жизнь человека в поток неудовлетворенности, страданий и душевных метаний.

Предлагаемый расклад предназначен для раскрытия, анализа и сопоставления образов кверента «Я» − реальное и «Я – идеальное» чтобы выявить как противоречия, так и совпадения эти образов. Очень удобен для выявления заниженной или завышенной самооценки кверента. По своей схеме этот расклад похож на всем известный «Вокзал для двоих».

Опытные тарологи ответят на ваши вопросы и помогут решить проблемы Хочу задать вопрос тарологу

Левый ряд (1, 3, 5)
– «Я»-идеальное. Представления кверента о самом себе.
Правый ряд (2,4,6)

– «Я»-реальное. Что кверент представляет собой на самом деле или мнение о нем окружающих.
Карты 1 и 2 (верхний ряд) – мысли.

  1. что кверент думает сам о себе;
  2. каков кверент на самом деле или что он должен про себя осознать.
    Карты 3 и 4 (средний ряд) – чувства.
  3. какие чувства к себе и к свои поступкам испытывает кверент;
  4. как кверент должен поменять чувственный настрой по отношению к себе и к своим поступкам.
    Карты 5 и 6 (нижний ряд) – отношения.
  5. как относится кверент сам к себе
  6. как кверент должен поменять отношение к себе и к своим поступкам.

Карта 7– точка проявления гармонии. Степень противоречий или совпадений между Левым рядом (Я-идеальное) и Правым Рядом (Я-реальное).

реальный идеальный 3

реальный идеальный 4

1 – что кверент думает сам о себе. Идеальное Я – мысли.

В представлении Винни-Пуха о себе удивительным образом сочетается осознание своей силы и мечтательность.

Сила у Винни-Пуха очевидна. Он Хозяин леса. А если брать русские аналоги – Хозяин Тайги. В одной из детских сказок волк задавался вопросом – чий в лесу шишки?» Рыцарь, что с него взять. Конечно, шишки принадлежат Императору.

Винни-Пух мало того, что выступает центральным персонажем, он еще и связующее звено между обитателями леса и Божеством, воплощенном в Кристофере Робине.

Но, как и многие Императоры, Винни-Пух воспринимает себя не как олицетворением мощи, а как нежное существо, воздушного мотылька. И у него есть на это основания. Его стихи – это настоящая поэзия. Он действительно тонко чувствующая натура.

2 – каков кверент на самом деле или что он должен про себя осознать.

Реальное Я – мысли. Колесо. 10 пентаклей .

Обычно в карте Колесо мы обращаем внимание на вращение обода. На вращение самого Колеса. Но в комбинации с Силой есть смысл подумать об оси, вокруг которой вращается Колесо. По большому счету, произведение выстраивается именно вокруг Винни-Пуха. И он, обладая сдержанной силой, как раз и обеспечивает плавный и равномерный ход колеса.

Забавно противопоставление Звезды и 10 пентаклей. Порхающие бабочки, с которыми ассоциирует себя Винни-Пух, прекрасно уравновешены его практичным складом характера. Фантазии не мешают жить ему в реальном мире и очень удачно этот мир структурируют.

Руны без страха

Как правильно применять Руны

Вечерний час при свечах

Книга для новичков в Таро

10 секретов Таро

Азбука Таро

Таро и Деньги

Запишись и получи подарок!

3 – какие чувства к себе и к свои поступкам испытывает кверент.

Идеальное Я – чувства.

Звезда. 3 мечей (4 кубков, 7 посохов, 7 мечей).

Позицию №3 рассмотрим совместно с позицией №4.

4 – как кверент должен поменять чувственный настрой по отношению к себе и к своим поступкам.

Реальное Я – чувства.

Влюбленные. Дама посохов.

Похоже, что Винни-Пух крайне слабо озабочен проблемой взаимоотношений с самим собой. Его представления о себе иллюзорны.

Но это парадоксальным образом совершенно не мешает ему существовать. Напряженная карта 3 мечей на первый взгляд указывает на неразрешимое противоречие, внутренний дискомфорт у Винни-Пуха.

Но дополнительные карты к 3 мечей показывают, что никакого дискомфорта у него нет. Наоборот, он сам, своими усилиями создает себе трудности и успешно их преодолевает. Причем любые события для Винни-Пуха остаются исключительно внешними. Они не могут вывести его из комфортного состояния и заставить испытывать раздражение. Об этом говорит Звезда. Однако это только верхний слой проблемы.

Как я уже сказал, 3 мечей – напряженная карта. Это напряжение расшифровывается через карту Влюбленные и Дама посохов (реальное я- чувства). Очевидно, что Винни-Пух часто действует исключительно под влиянием эмоций (Звезда и Влюбленные). Винни-Пух никогда не смотрел на свои поступки со стороны, никогда не задумывался о том, как его воспринимают окружающие, о том, что он вовлекает в свои действия половину обитателей леса.

Ключом к пониманию данной комбинации карт служит Дама Посохов. Внешняя оценка, внешние правила. Для Винни –Пуха было бы весьма полезно подумать над тем, на основании чего он делает те или иные выборы.

Дама Посохов – воспитательница Королей. Винни-Пух, безусловно, король. И весьма вероятно, не прошедший жесткую школу Дамы Посохов. Собственно, на это и указывает комбинация карт.

5 − как относится кверент сам к себе.

Идеальное Я – отношения.

Жрица. 5 пентаклей.

Позицию №5 рассмотрим совместно с позицией №6.

6 – как кверент должен поменять отношение к себе и к своим поступкам.

Реальное Я – отношения.

Очевидно, что Винни-Пух не воспринимает себя как лидера. 5 пентаклей указывает на то, что Винни-Пух фантастически недооценивает сам себя. Он не видит ту роль, которую он играет в лесу. А на его роль прямо указывают карты Иерофант и Солнце. Иерофант – учитель, наставник, духовный вождь обитателей леса.

7– точка проявления гармонии. Степень противоречий или совпадений между реальным и идеальным Я.

Удивительно видеть Башню и 9 мечей в таком, на первый взгляд, благополучном раскладе у такого благополучного, на первый взгляд, персонажа. Понять две эти карты помогает Жрица. Винни-Пух ЗНАЕТ о том, что существование леса – конечно, имеет свой финал, так же, как и существование персонажей греческой мифологии.

Едва Кристофер Робин уйдет в школу, лес станет преданием. И, пожалуй, он единственный из обитателей леса, кто осознает это. Но это осознание не в силах разрушить его целостную натуру. Он не выпускает из себя свое трагичное понимание развития мира и не позволяет ему влиять на свои каждодневные поступки.

Это твое или кем-то навязано

Тебе стоит подумать еще и о том, а на самом ли деле то Я-идеальное, к которому ты стремишься, действительно твоя желанная цель. А не навязано ли это родственниками, друзьями, коллегами, обществом?

Если есть сомнения, имеет смысл заполнить еще одну табличку, в которой будут всего три колонки – «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Зачем?».

В «Я-реальное» на этот раз ты пишешь все «недостатки», какие, по твоему мнению, у тебя есть. Во всех сферах. Например, лишние 10 килограммов веса и горбинка на носу, которая мешает тебе быть красавицей; неспособность брать на себя инициативу на работе и продвигаться по карьерной лестнице.

В «Я-идеальное» выписываешь напротив «недостатка» то, какой бы ты хотела быть в противовес перечисленному в «Я-реальном»: ты весишь 50 килограммов, у тебя прямой нос и все тобою любуются; ты способна повести за собой команду, и ступенька за ступенькой покоряешь карьерную лестницу.

А теперь самое интересное. Рассмотреть каждый «недостаток» с точки зрения: «А мне это действительно надо менять? Хорошо, похудеть – реальная и выполнимая цель, если твой рост соответствует желаемому весу. Тогда вперед. Заполняя первую табличку, ты поняла, как расписать этот путь: что будешь делать и сколько.

Возможно, горбинка на носу и делает кого-то несчастным, а ринопластика творит чудеса. Но если рассмотреть эту особенность как часть твоей индивидуальности? Не все звезды пошли по пути изменения своего носа, хотя они-то могли бы.

Например, не отказались от горбинки на своем носу Сара Джессика Паркер или Барбра Стрейзанд. Своими другими достоинствами, харизмой, принятием собственных несовершенств они заставили и окружающих людей не обращать на это внимание или же наоборот оценивать, как привлекательную особенность. Может, и тебе не стоит зацикливаться на этом «недостатке», обратив внимание на макияж, одежду, осанку, прокачать умение вести беседу и прочие полезные навыки.

Теперь об инициативе и карьере. Этого действительно хочешь ты? Твое ли желание вести за собой людей и возглавлять коллектив? Если да, то самое время повысить квалификацию, поработать с коучем и психологом. Но если ты затрудняешься ответить на вопрос: «А зачем?» или отвечаешь что-то в духе: «Чтобы мною гордился папа» и «Чтобы доказать бывшему, что я могу», тогда стоит задуматься, нужна ли тебе на самом деле такая цель. Может, лучше приложить усилия к чему-то на самом деле более ценному для тебя?

Как формируется «Я-концепция»?

«Я-концепция» – это устойчивая система, особенно на небольших временных промежутках. Но в долгосрочной перспективе она проявляет пластичность, формируясь и меняясь на протяжении всей жизни человека под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.

Наибольшее воздействие на формирования «Я-концепции» оказывают такие факторы как:

  1. Влияние «значимых других». Для ребёнка это в первую очередь родители. Позже к ним добавляются воспитатели, а также сверстники, прислушиваясь к мнению которых, школьники порой демонстрируют сильный конформизм. Взрослые люди тоже придают большое значение мнению «значимых других», поэтому у каждого из нас «Я-концепция» постепенно меняется на протяжении жизни при общении с друзьями и близкими.
  2. Эмоции и потрясения. Все эмоции, которые мы испытываем из-за различных событий, перемен в своей жизни, состояния своего здоровья, психосоматических и физиологических факторов, оказывают влияние на наше представление о самих себе. Некоторые события могут оказывать достаточно радикальное влияние, если мы при этом чувствуем сильное разочарование или восторг от своих способностей.
  3. Сопоставление имеющегося и желаемого. В юности подростку кажется, что он ещё развивается и его перспективы практически безграничны. Но по мере взросления он находит всё больше несоответствий, сравнивая «Я-реальное» и «Я-идеальное». Кроме того, он всё чаще замечает расхождения в других аспектах своей жизни, например, между желаемыми и предпринимаемыми действиями.
  4. Мотивация и внутренние выгоды. Наши представления о себе часто меняются не из-за определённых событий в прошлом, а для достижения определённой цели в будущем. Поэтому, мощный мотивирующий фактор может резко улучшить наши представления о собственных способностях и повысить самооценку, поскольку это необходимо для достижения желанной цели.

Соотношения Я-реального и Я-идеального у подростков (1).docx

1) когнитивный – образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т.д.;

2) аффективный – отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.), в том числе и как к обладателю этих качеств;

3) поведенческий – реализация на практике мотивов, целей в соответствующих поведенческих актах [21].

И.С. Кон, раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия. Сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:

1) «Я» как субъект – мышления, рефлексивное «Я» – активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я», или «Эго»;

2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства – объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я», или образ «Я», «понятие Я», «Я-концепция»

И.С. Кон подчеркивает, что образ «Я» – это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная установка, разрешаемая через отношение личности к себе самой [16].

В.В. Столин отмечает, наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального». Образ «Я» облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической и т. д. На уровне личности активность субъекта называется потребностью в саморегуляции, и основой образа «Я» становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение личности из социума и обеспечивающая ее самоактуализацию. Следовательно, по мнению В.В. Столина, «выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности» [31, с. 73].

Таким образом, в современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1. Образ «Я» (когнитивная составляющая) – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка (оценочная составляющая) – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.Потенциальная поведенческая реакция (поведенческая составляющая), то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [25].

Р. Бернс отмечает, что образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную «Я-концепцию» можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.

Р. Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок:

1. Реальное «Я» – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) «Я» – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное «Я» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать [4].

По мнению А.М. Прихожан, образы «Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны – они отражают всё богатство его жизни: [24].

Сложность и непредсказуемость образа «Я» создает трудности для его изучения. Иногда педагог имеет дело с учеником, у которого различные части и составляющие образа Я «размыты», не связаны между собой. Следствием психологической недифференцированности и зависимости, составляющих основное системообразующее свойство «пограничного самосознания», являются его три взаимосвязанные характеристики:

1. Высокий уровень пристрастности образа «Я» и доступность его субъективным искажениям.

2. Сверхзависимость от оценок значимых других, стрессодоступность и уязвимость «Я-концепции», по отношению к эмоционально-травмирующему опыту.

3. «Узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ «Я» [26].

Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального «Я», такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального «Я», или будущего «Я», является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Обобщенный образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.

Диянова З. В. и Щеголева Т. М., анализируя данную проблему, отмечают, что не у каждого человека представления о себе складываются в устойчивую систему. У некоторых людей они функционируют в форме отдельных ситуативных образов «Я», не оформляясь в «Я»-концепцию, концепция является показателем зрелости самосознания, вершиной самосознания. Это наиболее осознанный, рациональный ее компонент [10].

Следует иметь в виду два основных источника расхождения представлений о себе:

1. Человек существует в нескольких группах, имеет различные роли, по-разному себя проявляет. Чем больше социальных ролей у человека, чем больше групп, к которым он принадлежит, и чем сильнее они отличаются друг от друга, тем больше расхождение во мнениях о данном человеке.

2. Человек использует различные основания при описании своих и чужих качеств: свои – ориентация на ситуацию, других – на характеристику всей личности.

В теории А. А. Налчаджяна описаны подструктуры самосознании, в котором:

– телесный «Я-образ» личности является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие «Я-концепции». В структуру настоящего (актуального) Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это система приписываемых себе качеств, относительно устойчивый «Я-образ». Это актуальное «Я» играет огромную роль в жизнедеятельности человека: мотивирует активность; детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми и т.д.

– динамическое «Я» представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Динамическое «Я» меняется в зависимости от достижения успехов или неудач личности. Центральное место в структуре динамического «Я» занимают: притязания личности; ее идентификация; представления желательных статусов и ролей.

– фантастическое «Я» – это представление о том, каким бы хотел стать человек, если бы все было возможно. С достижением зрелости структура фантастического Я постепенно свертывается.

– идеальное «Я» включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Идеальное «Я» становится целью человека, к которой он стремится.

– будущее или возможное «Я» – представление индивида о том, каким он может стать. К своему будущему «Я» человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального «Я».

– идеализированное «Я» – это тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас. Эти образы являются ситуативными образами «Я – концепции». Важная роль в формировании идеализированного «Я» принадлежит механизмам самоатрибуции и интроспекции.

– представляемое «Я» – это такие образы и маски, «… которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, слабости своего реального Я».

Это ситуативные «Я-образы», защитно-адаптивные подструктуры самосознания.

– фальшивое «Я» – это искаженное актуальное «Я». Механизмами этого образа «Я» являются самообман, дискредитация и вытеснение [20].

Следует заметить, что образ «Я» включает в себя описание «Я» – физическое, «Я» – психическое, «Я» – социальное. Как психологический феномен образ «Я» имеет структуру (каркас), в которой каждый элемент занимает соответствующее ему место. Психологи сначала выделяют структуру, а затем как бы нанизывают на нее содержание качеств, признаков в различных сферах проявления человеческого «Я».

Итак, структура образа «Я» включает:

I – описание устойчивых качеств и меняющихся признаков, относящихся к трем взаимосвязанным сферам:

  • познавательной (например, умен, внимателен);
  • эмоционально-волевой (например, уравновешенный, ответственный);
  • поведенческой (например, решительный, общительный);

II – самооценка: оценка отдельных качеств человека и личности в целом;

III – самоопределение: взгляд человека на свои возможности и перспективы;

IV – реальное поведение как практическое отношение к себе и другим [13].

Таким образом, познание самого себя – это глубокий познавательный (рациональный) процесс. Образ «Я» – это также и поведение человека, практическое отношение к себе и другим. Образ «Я», как уже отмечалось, – это еще и оценка своих качеств, признаков, а, следовательно, перспектив и возможностей. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает человека преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.

Развитие личности предполагает создание более или менее достоверного образа самого себя. Формирование позитивного образа «Я»», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений ребенка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного образа «Я»» может привести к деформации личности.

    1. «Я-идеальное» и «Я-реальное» как структурные компоненты образа «Я» подростков

    Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является

    подростковый возраст (11-15 лет). В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

    Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания.

    В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток

    делает ещё один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у подростка формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного «Я»), образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным «Я». Соотношение «Я-идеального» и «Я-реального» является важным элементом саморегуляции личности подростков.

    Выделение «Я-идеального» и «Я-реалыюго» можно встретить в работах У.Джеймса, З.Фрейда, К Левина, К.Роджерса, К.Хорни и др. Авторы указывают на роль идеального «Я» в интрапсихических процессах [31].

    Реальное «Я» (Real self). В отличие от идеализированного «Я», это наше возможное «Я». У него есть присущие ему возможности. Это понятие включает наш врожденный потенциал, являющийся частью нашего генетического склада. Для его дальнейшего развития необходима благоприятная окружающая среда. Реальное «Я» реализуется во взаимодействии с внешним миром и подвержено его влияниям. Это все же не продукт обучения, так как нельзя научиться быть самим собой [26].

    {RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
    {RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: