Результат экзамена по раскладу “Синтез”: какую оценку ждать

09.06.2022 4 новых тренировочных варианта ЕГЭ 2022 по биологии 11 класс

2)Экспериментатор переместил светолюбивое растение из темного шкафа на хорошо освещаемый солнцем подоконник. Как при этом изменится количество хлоропластов на периферии клеток столбчатого мезофилла и скорость синтеза АТФ в клетках растения? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

Ответ: 11

3)Молекула пре-иРНК состоит из 600 нуклеотидов. Сколько аминокислотных остатков будет содержать белок, синтезированный на основе этой иРНК, если половина от общего числа нуклеотидов приходится на долю экзонов? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: 100

4)Синдром Вискотта-Олдрича – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Здоровый мужчина, женился на здоровой женщине-носительнице дефектного гена. Какова вероятность (%) рождения у них детей с данной аномалией? Ответ запишите в виде числа.

Ответ: 25

5)Какой цифрой на рисунке обозначена рекомбинантная плазмида?

Ответ: 8

7)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К мономерам органических веществ относятся:

Ответ: 134

8)Установите последовательность процессов, происходящих в ходе энергетического обмена. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) образование мальтозы
  • 2) расщепление крахмала под действием амилазы
  • 3) синтез 36 молекул АТФ
  • 4) образование двух молекул пировиноградной кислоты
  • 5) расщепление глюкозы

Ответ: 21543

9)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировались органы дыхания, изображённые на рисунке, то этому животному присущи:

Ответ: 245

11)Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Ответ: 361542

12)Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 235

14)Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) пища перемещается через двенадцатиперстную кишку
  • 2) осуществляется глотательное движение
  • 3) пища попадает в подвздошную кишку
  • 4) механическое измельчение пищи
  • 5) пищевой комок перемещается через пищевод

Ответ: 42513

17)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из ниже перечисленных пунктов относятся к примерам окислительновосстановительной функции живого вещества?

  • 1) превращение сероводорода в кристаллическую серу бактериями
  • 2) образование залежей торфа
  • 3) выделение кислорода при фотосинтезе
  • 4) синтез глюкозы из углекислого газа и воды
  • 5) накопление хвощами кремния
  • 6) изменение степени окисления железа железобактериями

Ответ: 146

19)Установите правильную последовательность смены растительных сообществ при первичной сукцессии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Ответ: 32154

22)Экспериментатор решил исследовать метаморфоз лягушек. Для этого он взял двух головастиков: одному в течение недели ежедневного проводились инъекции препаратов высушенной щитовидной железы (4-10 мкг тироксина (Т4) и 0,2-2 мкг трийодтиронина (Т3)), другому головастику гормоны не вводились. На первый, третий и седьмой день эксперимента исследователь делал рисунки: слева – головастик, получавший инъекции, справа изображен головастик, которому не вводились гормоны. Какой параметр задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с головастиком, получавшим инъекции ? Объясните, каким образом повлияло введение Т3 и Т4 на метаморфоз личинки, используя знания о функциях этих гормонов.

23)На фотографии запечатлена окаменелость ракоскорпиона, обитавшего 510-513 млн. лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Укажите современный тип, к которому можно отнести данное животное. По каким признакам можно отнести ракоскорпиона к этому типу? Назовите не менее трех. К какому виду доказательств эволюции можно отнести изображенные окаменелости?

25)В жаркую погоду у человека может наблюдаться расширение кровеносных сосудов кожи, обильное потоотделение. Объясните значение данных способов терморегуляции. Какой из этих способов будет эффективнее в условиях, когда температура воздуха выше температуры тела? Ответ аргументируйте. Почему в жаркую погоду рекомендуют пить слегка подсоленную воду? Ответ поясните.

26)Известно, что у эмбрионов песчаной акулы очень рано формируются функциональные зубы. Эмбрион, у которого зубы сформировались раньше всех, съедает неоплодотворенные яйца и других эмбрионов. Как эволюционно мог возникнуть этот феномен? Укажите основные этапы.

27)Кариотип шимпанзе включает 46 хромосом. Определите число хромосом и число молекул ДНК в оогонии и ооците перед слиянием со сперматозоидом. В результате каких делений образуются эти клетки? Ответ поясните.

28)Ген ихтиоза и ген агаммаглобулинемии, наследующиеся через Х-хромосому, находятся на расстоянии 32 морганиды друг от друга. Оба признака рецессивны. Женщина, имеющая нормальные кожные покровы и гамма-глобулин в сыворотке крови (ее отец не имел в сыворотке крови гамма-глобулинов, а мать страдала ихтиозом), вступила в брак с мужчиной, имеющим обе патологии. В браке родились дети как генотипически здоровые, так и с обеими аномалиями одновременно. Дочь с ихтиозом и агаммаглобулинемией вышла замуж за мужчину с гамма-глобулином в крови, но с нарушением кожных покровов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и детей в обоих браках. Какова вероятность рождения детей с обеими аномалиями в первом браке?

Задания и ответы с 2 варианта

1)Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. Определение уровня тиреотропного гормона.

Ответ: биохимический

2)Экспериментатор ввел человеку адреналин в кровоток. Как изменились диаметр подключичной артерии и частота сердечных сокращений человека? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась

Ответ: 21

3)В процессе трансляции белка было задействовано 28 молекул тРНК. Определите число нуклеотидов в молекуле матричной РНК, с которой синтезировался этот белок. В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: 84

4)Какова вероятность (в %) получения в потомстве платиновых лисят при скрещивании серебристой лисицы с платиновым лисом, если доминантный ген платиновой окраски в гомозиготном состоянии является летальным. В ответе запишите только соответствующее число.

Читайте также:
Страшный Суд Таро: значение карты в отношениях, любви, работе

Ответ: 50

5)Каким номером на рисунке обозначена структура, обеспечивающая межклеточное взаимодействие?

Ответ: 6

7)Все перечисленные ниже примеры, кроме трёх, используются для описания полового способа размножения растений. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) прорастание семян мака
  • 2) деление нитей спирогиры
  • 3) спорообразование папоротника
  • 4) митотическое деление пыльцевого зерна ландыша
  • 5) микрогаметогенез у сосны
  • 6) разделение слоевища ксантории

Ответ: 236

8)Установите последовательность этапов жизненного цикла вируса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) образование новых вирусов
  • 2) прикрепление вируса к клетке хозяина
  • 3) разрыв клетки хозяина и поражение новыми вирусами других клеток
  • 4) синтез клеткой ДНК и белка вируса
  • 5) проникновение и встраивание ДНК вируса в ДНК клетки

Ответ: 25413

11)Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Ответ: 526143

12)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К особенностям нервной регуляции относится:

  • 1) действие кратковременное
  • 2) низкая скорость действия
  • 3) локальность действия
  • 4) сигнал – это потенциал действия
  • 5) передача сигнала через жидкие среды организма
  • 6) эволюционно более древняя

Ответ: 134

14)Установите последовательность прохождения лимфы по сосудистой системе, начиная с момента ее образования. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) лимфатический грудной проток
  • 2) лимфатические сосуды
  • 3) межклеточное пространство
  • 4) лимфатические капилляры
  • 5) верхняя полая вена

Ответ: 34215

17)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы кораллового рифа определяется:

  • 1) сбалансированным круговоротом веществ
  • 2) высокой численностью организмов одного вида – красного коралла
  • 3) короткими пищевыми цепями
  • 4) изъятием части зообентоса человеком
  • 5) способностью к самовосстановлению
  • 6) стабильностью

Ответ: 156

19)Установите последовательность процесса вдоха в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) поднятие ребер и опускание диафрагмы
  • 2) возбуждение хеморецепторов дыхательного центра
  • 3) сокращение межреберных мышц
  • 4) увеличение объема грудной полости
  • 5) растяжение легких

Ответ: 23145

22)Экспериментатор решил исследовать реакцию организма на введение сыворотки. Для этого он ввел сыворотки двум людям, которые имели одинаковую бактериальную инфекцию. Первому человеку он ввел сыворотку, полученную от человека, а второму – сыворотку, полученную от морской свинки. Оба человека выздоровели, однако у второго наблюдалась припухлость в области введения и повышение температуры тела. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Объясните возникновение реакции у второго человека. Какой иммунитет формируется при введении сыворотки? Смогут ли данные люди заразиться повторно данной бактериальной инфекцией? Ответ поясните.

25)Почему листья растений, употребляемых человеком в пищу, рекомендуют срезать вечером? Ответ поясните.

26)Чем может быть вызвано быстрое размножение ряски в стоячих водоемах? Почему активное размножение ряски может быть опасно для других обитателей водоема? К каким последствиям оно приводит? Ответ поясните.

27)Какой хромосомный набор характерен для генеративной клетки пыльцевого зерна и материнской клетки мегаспор кукурузы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

28)У человека между генами развития гемофилии А и синдрома нечувствительности к андрогенам (синдром Морриса), локализованными в Х-хромосоме, происходит кроссинговер. Женщина с нормальной свертываемостью кровью и чувствительностью к андрогенам, отец которой страдал нечувствительностью к андрогенам, а мать имела проблемы со свертываемостью крови, вступила в брак с абсолютно здоровым мужчиной. У них родилась здоровая моногетерозиготная дочь с нормальной свертываемостью крови и чувствительностью к андрогенам. Она вышла замуж за мужчину, здорового относительно обоих заболеваний, у них родился ребенок с гемофилией А. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родителей, генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли рождение ребенка с наличием двух патологий в первом браке? Ответ поясните.

Результат экзамена по раскладу “Синтез”: какую оценку ждать

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Расчёт вероятности получения положительной отметки

при решении тестовых заданий по математике

Высшее назначение математики…состоит в том,

чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает

Однажды при подготовке к контрольной работе учитель математики задала на дом пять задач по геометрии. Четыре я решил, пятая же не получилась. Я понадеялся, что учитель спросит кого-либо другого, а если и меня, то попадется одна из четырех решенных мной задач. Но учитель вызвала именно меня и спросила как раз пятую задачу. Случайность! И на этот раз не очень-то приятная! Кажется, как можно «предвидеть» наступление случайного события? Ведь оно может произойти, а может и не сбыться!

При решении самостоятельной или контрольной работы в тестовой форме, особенно по математике, информатике, физике большинство моих одноклассников надеются, что за работу можно будет получить хорошую оценку, выбирая правильные варианты ответов интуитивно, без теоретических знаний. Поэтому я решил оценить, насколько данный метод обеспечит положительную оценку, и как результаты моего исследования по теории вероятностей можно будет практически применить при тестировании.

Актуальность

Тестирование в образовании – современный подход к оценке знаний учащихся. Тестовая форма контроля на сегодняшний день является самой востребованной: она используется на ГИА и ЕГЭ. А потому, чем раньше мы начнем приобщаться к такой форме проверки знаний, тем лучше будем подготовлены к итоговой аттестации и различного рода испытаниям в тестовой форме.

Вероятность угадать верные ответы при тестировании очень мала, а значит практически невозможно получить положительную оценку без подготовки.

Читайте также:
Руна Иса: значение в любви, отношениях, здоровье, магии

Определить вероятность получения положительной отметки при написании тестов по математике путем угадывания правильного ответа.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1) собрать, изучить и систематизировать материал о теории вероятностей, воспользовавшись различными источниками информации;

2) провести статистический эксперимент;

3) проанализировать результаты тестовых работ с применением теории вероятности.

Объект исследования: теория вероятности.

Предмет исследования: тесты по математике.

Методы исследования: анализ, синтез, сбор информации, анкетирование работа с литературой, эксперимент.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что она нацелена помочь обучающимся осознать важность учения, так как согласно проведенному исследованию получить положительную отметку за тестовую работу путем угадывания мало вероятна.

Теоретическая часть

Глава 1. Теория вероятностей

История возникновения.

Теория вероятностей – раздел математики, изучающий случайность. Теория вероятностей используется в таких разделах математики как математическая статистика, теория случайных процессов, теория массового обслуживания. Она находит применение в физике, в анализе азартных игр, в страховании и в расчете пенсионных схем. На теории вероятностей основана разработка, применение и анализ вероятностных алгоритмов [1].

Как наука, теория вероятностей зародилась в середине XVII века с появлением азартных игр, таких как карты и кости, когда начали применять в них количественные подсчеты и прогнозирование шансов на успех. А зарождение теории вероятностей началось с того, что придворный французского короля, шевалье (кавалер) де Мерэ (1607-1648г. г. ), сам азартный игрок, обратился к французскому физику, математику и философу Блезу Паскалю (1623-1662г. г.) с вопросами к задаче об очках. (см. главы «Формулировки и основные понятия», «Примеры и решения практических задач на вероятность»). Паскаль обратился к математику Пьеру Ферма (1601-1665г. г.) и переписывался с ним по поводу этих задач. Они вдвоем установили некоторые основные положения теории вероятностей, в частности пришли к понятию математического ожидания и теоремам сложения и умножения вероятностей.

Другим толчком для развития теории вероятностей послужило страховое дело, а именно с конца XVII века на научной основе стало производиться страхование от несчастных случаев и стихийных бедствий. В XVI-XVII веках во всех странах Западной Европы получило распространение страхование судов и страхование от пожаров. В XVII веке были созданы многочисленные страховые компании и лотереи в Италии, Фландрии, Нидерландах. Затем методы теории вероятностей стали широко применять в демографии, например, при ведении статистики рождения и смерти.

Первооткрывателями теории вероятностей считаются французские ученые Б. Паскаль и П. Ферма и голландский ученый Х. Гюйгенс (1629-1695г. г.). Стала зарождаться новая наука, вырисовываться ее специфика и методология: определения, теоремы, методы. Также теория вероятностей связана с именами известных математиков: швейцарца Якоба Бернулли (1654-1705г.г.), француза П. С. Лапласа, англичанина А. Муавра (1667-1754г. г. ) и др. Вклад в развитие теории вероятностей внесли русские и советские ученые П. Л. Чебышев, А. А. Марков, А. М Ляпунов и многие другие [2].

В XX веке выяснилось, что эта, казалось бы, легкомысленная наука играет важную роль в познании фундаментальных процессов, протекающих в микромире. Была создана современная теория вероятностей [3] .

Основные понятия теории вероятностей

Основными понятиями в теории вероятностей являются испытание, событие и вероятность.

Испытание – это эксперимент, проводимый над объектом в комплексе определенных условий.

Событие – это случай или факт, который произошел или не произошел в результате испытания.

Вероятность – это численная мера степени объективной возможности наступления события.

Вероятностью события А называется отношение числа случаев наступления этого события к общему числу случаев:

, P ( A ) – вероятность события A , m – число случаев наступления события А, n – общее число случаев, m , 0. Данное определение принято называть классическим определением вероятности . Оно применяется, когда теоретически удается выявить все равновозможные исходы испытания и определить благоприятствующие исследуемому испытанию исходы.

При изучении явлений, мы проводим эксперименты, в ходе которых происходят различные события, среди которых различают: достоверные, случайные, невозможные, равновероятные.

Событие U называют достоверным по отношению к некоторому испытанию, если в ходе этого испытания событие U обязательно произойдет. Например, достоверным будет появление одного из шести чисел 1,2,3,4,5,6 при одном бросании игральной кости.

Событие называют случайным по отношению к некоторому испытанию, если в ходе этого испытания оно может произойти, а может и не произойти. Событие V называют невозможным по отношению к некоторому испытанию, если в ходе этого испытания событие V не произойдет .

Равновероятные события – это события, которые при данных условиях имеют одинаковые шансы для наступления.

Но встречаются случаи, когда без практики определить число благоприятных исходов невозможно. В таких случаях используется статистическое определение вероятности.

Статистическая вероятность (частота, относительная частота) –это отношение числа испытаний, в которых событие появилось к общему числу фактически произведенных испытаний. Определяется следующей формулой для события: P ( A ) = , где n – общее число фактически проведенных испытаний, m – число появлений событий. Другими словами, статистическая вероятность – это вероятность события, рассчитанная опытным путем.

Формула Бернулли – это формула в теории вероятностей, позволяющая находить вероятность появления события A при независимых испытаниях. Формула названа в честь выдающегося швейцарского математика Якоба Бернулли [4].

Теория вероятности в жизни

Людей всегда интересовало будущее. Человечество во все времена искало способ его предугадать, или спланировать. В разное время разными способами. В жизни мы часто сталкиваемся со случайными явлениями. Чем обусловлена их случайность – нашим незнанием истинных причин происходящего или случайность лежит в основе многих явлений? Случайным ли образом возникают мутации, насколько зависит историческое развитие от отдельной личности, можно ли считать Вселенную случайным отклонением от законов сохранения? [2]

Примеров реального использования теории вероятности в жизни множество. Практически вся современная экономика базируется на ней. Невозможно представить без теории вероятности жизнь брокеров на мировых рынках. Предсказывание денежного курса на денежных опционах дает возможность зарабатывать на данной теории серьезные деньги.

Читайте также:
Руны защиты и обратный удар, зеркальная защита рунами

Теория вероятности имеет значение в начале практически любой деятельности, а также ее регулирования. Благодаря оценке шансов той или иной неполадки (например, космического корабля), мы знаем, какие усилия нам нужно приложить, что именно проверить, что вообще ожидать в тысячи километров от Земли. Возможности теракта в метрополитене, экономического кризиса или ядерной войны – все это можно выразить в процентах.

Таким образом, теорию вероятностей нельзя не применять в нашей жизни. Она имеет разные области применения такие как: биологические и химические процессы, история, экономика, кораблестроение и машиностроение, медицина и большинство различной деятельности человека. Люди применяют её как сознательно, так и подсознательно, что проявляется в обычных повседневных фразах и действиях. Разумный человек должен стремиться мыслить, исходя из законов вероятностей. Теория вероятностей – это одна из составляющих частей успеха. Если стремиться учитывать законы вероятностей и, в том случае, если вероятность неблагоприятная, предпринимать соответствующие контрдействия, то можно упростить себе жизнь в разы и сэкономить своё время, которое так ценно для каждого из нас [5].

Вероятностно–статистические методы играют важную роль в практической деятельности – это контроль качества продукции, техническая диагностика оборудования, технология производства, обеспечения надежности оборудования, организация массового обслуживания, военное дело (стрельба, бомбометание, тактика, теория боеприпасов), получение достоверных результатов измерений, астрономические наблюдения и многое другое.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Исследование

Сейчас обучение в любом классе начинается с входного тестирования, сопровождается текущим контролем с помощью заданий в тестовой форме и заканчивается объективным тестированием учебных достижений .

Кроме того, тесты позволяют наладить самоконтроль – самую полезную для обучения и гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации.

Мы провели социологический опрос среди учащихся 7-9 классов. В связи малой накаляемостью учащихся в классах нашей школы (5-6 учащихся – средняя накаляемость класса), в анкетировании принимали участие 15 человек. Учащимся предложили ответить на вопросы:

можно ли сдать тест, экзамен без подготовки методом угадывания?

можно ли угадать, например, 6 заданий из 10, таким образом, решив тестовое задание по математике без подготовки?

По первому вопросу из 15 респондентов 9 человек (60%) ответили «да», 6 человек ( 40%) ответили «нет», т. е. считают, что таким способом сдать экзамен или решить тест нельзя.

По второму вопросу результаты такие: 80% учащихся 7 класса считают, что можно угадать 6 заданий из 10, 8кл. – 60%, 9кл. – 33%.

Вывод: чем старше класс, тем меньше веры в случай. (Приложение 1)

2.2 Теоретический расчет успешного решения тестового задания

Определить вероятность угадывания верного ответа можно по формуле Бернулли.

Пусть событие А – это правильно выбранный ответ из четырех предложенных в одном задании теста. Вероятность события А определена как отношение числа случаев, благоприятствующих этому событию (т.е. правильно угаданный ответ, а таких случаев 1), к числу всех случаев (таких случаев 4).

Тогда p=1/4, а q=1-p=3/4.

Вероятность получения положительной оценки:

Р10(5)=252 = 0,0583991 0,058

То есть, вероятность благополучного исхода очень низкая, примерно 5,8%

Вывод: мало шансов решить тест или сдать экзамен на положительную оценку без подготовки. Из 10000 человек только 5- 6 могут получить положительную оценку.

2.3 Эксперимент: расчет вероятности получения положительной отметки по алгебре

Для подтверждения гипотезы исследования в 7-9 классах мы воспользовались материалами сайта «Контроль знаний» [6]. Учащимся предложили решить тесты по алгебре по следующим темам 1 :

Тест по алгебре 7 класс: Степень и её свойства (10 вопросов) 2

Тест по алгебре 8 класс: «Решение неравенств с одной переменной» (10 вопросов) 3 .

Алгебра 9: Квадратный трехчлен(10 вопросов) 4 .

В каждом тесте 10 заданий с выбором ответа по алгебре. Один ответ из четырех верный. Чтобы получить положительную оценку необходимо правильно угадать 6 ответов (60%).

Результаты эксперимента показывают, что угадал 6 ответов только один ученик (Приложение 2).

Произведем расчеты по формуле.

Пусть событие А– это правильно выбранный ответ из четырех предложенных в одном задании. Вероятность события Аопределена как отношение числа случаев, благоприятствующих этому событию (то есть правильно угаданный ответ, а таких случаев 1), к числу всех случаев (таких случаев 4). Тогда p = P(A)=1/4.

Вероятность противоположного события q = P(Ā)=1- p = 3/4.

Вероятность получения положительной отметки вычислим по формуле Бернулли, где n = 10, m = 6.

Вероятность получения положительной оценки:

Р10(6) = 210 = 0,016222 0,02

Таким образом, максимальное количество правильно угаданных ответов

равно 4, что не позволяет ученику получить положительную отметку за тест по алгебре. Это же подтверждают теоретические вычисления – вероятность угадывания правильных ответов – достаточно мала, в данном случае только 0,02.. Процент правильно угаданных ответов – 13,3% (Приложение 2).

2.4 Эксперимент: расчет вероятности получения положительной отметки по геометрии

При повторном эксперименте учащимся предложили решить тесты по геометрии по следующим темам:

Геометрия 7 класс. Свойства параллельных прямых 5 .

Геометрия 8. Признаки подобия треугольников 6

Геометрия 9. Треугольники 7

В каждом тесте 12 заданий с выбором ответа по геометрии. Один ответ из четырех верный. Чтобы получить положительную оценку необходимо правильно угадать не менее 50% от всего теста, т.е. угадать не менее 6 ответов.

Вероятность получения положительной отметки вычислим по формуле Бернулли, где n = 12, m = 6.

Вероятность получения положительной оценки:

Р12(6) = 924 = 0,0401494 0,04. Вероятность угадывания правильных ответов выше, чем в первом эксперименте. Процент правильно угаданных ответов 17% (Приложение 3).

Вывод: данные теории вероятностей и результаты эксперимента показывают, что способом угадывания правильного ответа в тестовом задании по алгебре и геометрии получить положительную отметку почти невозможно.

В результате проделанной работы, были достигнуты поставленные задачи:

была изучена научная литература по теме «Теория вероятностей» – это огромный раздел науки математики;

Читайте также:
Рунный став Золотой Дракон денежный с оговором и активацией

в ходе работы был проведен эксперимент, позволяющий определить вероятность успешного выполнения тестов по математике обучающимися 7-9 классов путем угадывания правильного ответа, применяя теорию вероятностей.

При проведении эксперимента наибольший процент правильно угаданных ответов был получен при написании тестовой работы по геометрии. Это, возможно, связано с тем, что обучающиеся использовали те знания, которые они получили на уроках и в повседневной жизни. Им было легче сориентироваться при выборе ответа, на уровне подсознания.

Таким образом, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в проведенном исследовании. Полученные данные позволяют сделать вывод, что только планомерная, вдумчивая и добросовестная учеба в школе позволит учащимся успешно писать тестовые контрольные работы, хорошо подготовиться к участию в ГИА и успешно решить судьбоносную проблему при переходе на более высокий уровень обучения в ВУЗ.

С результатами данного исследования можно ознакомить будущих выпускников во время проведения классных часов, внеклассных мероприятий, с целью пропаганды подготовки их к экзаменам.

Результаты практических экспериментов и их теоретическое обоснование подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

Савельева Р. Ю. Основы теории вероятностей и математической статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/526665/ (дата обращения – 24.01.2018)

Гатауллина Л. Теория вероятности в жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/01/07/teoriya-veroyatnosti-v-zhizni (дата обращения – 6.02.2018)

Кибзун А. И. Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс с примерами и задачами [Текст]: учебное пособие/А. И. Кибзун, Е. Р. Горяинова, А. В. Наумов, А. Н. Сиротин. – Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2002. – 224 с.

Теория вероятностей и основные понятия теории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookmaker-ratings.ru/wiki/teoriya-veroyatnostej-i-osnovny-e-ponyatiya-teorii/ (дата обращения 24.01.2018)

Вишня Ю. Теория вероятности в жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://allowwonder.com/teoriya-veroyatnosti-v-zhizni/ (дата обращения – 6.02.2018)

Можно ли сдать тест, экзамен без подготовки методом угадывания?

Рис. 1. Результаты анкетирования респондентов

Можно ли угадать, например, 6 заданий из 10, таким образом, решив тестовое задание по математике без подготовки?

Результаты статистического эксперимента: выбор учащимися 7-9 классов правильного ответа в тесте по алгебре

Как подготовиться к ОГЭ с нуля за месяц. Советы, этапы, лайфхаки

Frame 1440 (1)

ОГЭ ⎯ основной государственный экзамен ⎯ является формой итоговой аттестации. Он «основной», потому что по результатам ОГЭ школьникам выдадут аттестаты об основном общем образовании, которое является в России обязательным. Этот экзамен опосредованно влияет на дальнейшую учебу, но с ним связаны сильные волнения учащихся. За месяц до ОГЭ переживания настолько серьезные, что школьники боятся начать подготовку, пренебрегают сном, отдыхом, прогулками в надежде наверстать упущенные знания. В этом материале разберем, как девятикласснику распределить усилия на финишной прямой.

Реально ли подготовиться к ОГЭ за месяц самостоятельно?

Это возможно, но у такой экспресс-подготовки к экзамену есть ряд положительных и отрицательных нюансов. Из плюсов:

  • Повторяя и изучая что-то накануне экзамена, вы не успеете забыть информацию и «донесете» ее до экзаменационной аудитории.
  • В условиях неумолимо приближающегося экзамена мысли будут посвящены только заданиям и вариантам. Это значит, что вы будете уделять подготовке больше времени, она не успеет превратиться в сознании в «бесконечную» задачу.
  • 30 дней до ОГЭ, как правило, приходятся на вторую половину апреля и май. В школе, с одной стороны, контрольные работы и итоги года, с другой стороны ⎯ майские праздники и меньшее количество домашних заданий. С приближением конца четверти будет больше времени на самоподготовку.

Среди минусов подготовки к ОГЭ за месяц:

  • За такой короткий промежуток времени сложная информация может не усвоиться. Изучить все к экзамену не получится.
  • Вы будете находиться под психологическим давлением от того, что большая часть драгоценного времени на подготовку упущена.
  • Из-за интенсивного прорешивания вариантов и чтения пособий знания могут «перемешаться» между собой. То, что раньше казалось очевидным, на экзамене будет вызывать ненужные сомнения.

Последние 30 дней перед ОГЭ – время для систематизации знаний в содержательные конспекты, для регулярного прохождения тестов, а также решения заданий, изучения формальной стороны экзамена.

Самостоятельно вспомнить всё и не упустить важные нюансы практически невозможно, поэтому в “Коалиции” проходят онлайн-интенсивы . Курсы по экспресс-подготовке к ОГЭ. Систематизируем знания за 5 дней до экзамена, справимся со стрессом и настроимся на успешную сдачу!

Этапы подготовки к ОГЭ за месяц

На старте важно оценить нагрузку на ближайшие 30 дней. В 2021 году вам нужно сдать два обязательных предмета ОГЭ и один по выбору. Последний вы будете сдавать в форме итоговой контрольной работы, процедура которой будет менее жесткой, чем на экзамене.

1. Скачайте варианты (купите печатные сборники с вариантами) по каждому предмету, который сдаете, и выполните их с таймером, как если бы это было на экзамене. Цель этого этапа ⎯ оценить ваш уровень знаний до подготовки к ОГЭ, списывать и обманывать себя бесполезно.

2. Проанализируйте результаты вашего пробного экзамена, выделите задания, с которыми возникли проблемы с точки зрения формулировки или содержания. Затем ознакомьтесь с кодификатором ОГЭ по каждому предмету (иначе ⎯ списком тем, которые спросят на экзамене. Он есть на сайте https://fipi.ru/oge. Оцените, какую долю во всем объеме материала занимают темы, в которых вы плохо разбираетесь. На них нужно будет делать упор следующие 30 дней.

3. Возьмите блокнот или ежедневник. В нем составьте расписание, которое будет учитывать сон, занятия спортом, прогулки, школьные уроки и приемы пищи. Оставшееся время по максимуму займите подготовкой к ОГЭ: повторением конспектов, решением задач, изучением нового материала. Не отступайте от него, а если нарушили ⎯ компенсируйте учебное время, но не превращайте это в наказание.

4. Периодически (раз в неделю) устраивайте себе повторные «пробники», чтобы следить за прогрессом. Перед экзаменом важно тренировать ощущение времени и работу с бланками.

Читайте также:
Рыцарь Мечей Таро: значение в отношениях, любви, здоровье

Болонская система, рейтинги и традиции: как ставят оценки в университете

Школьники привыкли к пятибалльной системе оценивания, но когда они попадают в вуз, то сталкиваются с другими критериями оценки знаний — рейтингами и баллами. Что это такое, рассказываем в этой статье.

Какие системы оценивания используются в российских вузах

Ссистемы оценивания в университетах России, которые используются на данный момент, можно условно разделить на два вида — традиционные и балльно-рейтинговые.

Традиционная система оценивания в университете

Традиционная система оценивания в вузах России представляет собой пятибалльную шкалу, как и в школах (5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, далее — неудовлетворительно).

В этой системе студенты уделяют больше внимания экзаменам или зачётам в конце семестра, а не всему процессу обучения. Именно за это традиционную систему активно критикуют последние двадцать лет.

Кроме того к её недостаткам относят:

  • использование тестов на экзаменах и, как следствие, игнорирование навыков, которые невозможно измерить и оценить с их помощью;
  • упор на воспроизведение фактического материала, а не на применение полученных теоретических знаний;
  • малую информативность: в действительности, пятибалльная система отметок ограничивается четырьмя баллами (обычно учителя и преподаватели не ставят единицу), и уровень знаний студентов сильно обобщают.

Также отмечают, что традиционная система не формирует у студента оценочной самостоятельности и затрудняет индивидуализацию обучения.

К плюсам традиционной пятибалльной системы можно отнести её удобство для первокурсников, только что покинувших стены школы. Им не придётся привыкать к новой шкале оценки и долго разбираться в ней.

Балльно-рейтинговая система оценивания в университете

Балльно-рейтинговая система отличается своей гибкостью.

Предполагается, что студент работает в течение всего семестра, а не только готовится во время сессии. За его активность ему ставят баллы: их можно получить за работу на семинарах, выполнение домашних заданий и написание контрольных.

Также есть модульные недели — определённое время, когда преподаватель формирует на основе полученных баллов рейтинг студента в группе. От этого в дальнейшем зависит допуск на зачёт и экзамен: если баллов во время модулей было набрано недостаточно, студента могут не допустить до сессии; если студент активно работал в течение семестра и заработал достаточно баллов, он может претендовать на оценку «автоматом».

Балльно-рейтинговая система — наследство Болонской системы образования. Страны Европы приняли её в 1999 году, чтобы стандартизировать системы высшего образования своих вузов. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

Благодаря Болонской системе также:

  • были приняты системы научных степеней, которые сопоставимы между учебными заведениями. Это удобно, если, например, студент решит после бакалавриата поступить в магистратуру уже в другой вуз;
  • ввели приложение к диплому, где указаны все прослушанные студентом курсы;
  • внедрили кредитную систему баллов ECTS. С её помощью оценивается трудоёмкость каждой дисциплины. Это позволяет студентам переходить из одного вуза в другой, не теряя полученные оценки и часы, проведённые на парах ;
  • выстроили системы обучения в вузах так, чтобы они были сопоставимы.

Рассмотрим Болонскую систему на примере ведущих российских вузов — МГУ, СПбГУ и ВШЭ и конкретных факультетов.

👩‍🏫 Система оценивания в МГУ

Исторический факультет МГУ ввёл балльно-рейтинговую систему в 2015 году. Система предполагает максимальную итоговую сумму баллов за год — 200 баллов.

Эта сумма складывается из следующих баллов:

  • 60 (30+30) за посещение и работу в семинаре;
  • 20 за написание рефератов и другие формы самостоятельной работы, которые определяет преподаватель;
  • 10 за оппонирование докладов;
  • 10/20 баллов за коллоквиум и тесты;
  • 45/60/70 баллов за доклад;
  • 10/20 баллов за обсуждение доклада (доклад обязательно должен быть сдан вовремя, иначе не попадает на обсуждение).

Зачёт ставится студенту, если он получает больше 120 баллов в сумме (обязательно не менее 45 баллов за доклад и не менее 10 баллов за коллоквиум). Промежуточные баллы за коллоквиум, тесты и доклад не допускаются.

👉 Что такое коллоквиум

На языке школьника, коллоквиум — это очень важная контрольная работа. Коллоквиум в вузе может проводиться как в устной, так и в письменной форме — на усмотрение преподавателя. На коллоквиум обычно надо готовиться по всему пройденному материалу с прошлого коллоквиума (и с начала учёбы, если речь о первом коллоквиуме за семестр).

👉 Обсуждение доклада и оппонирование доклада

Доклад — это самостоятельное исследование студента по заданной теме с использованием существующих по ней источников и литературы. Доклад обязательно обсуждается на семинаре: студент, подготовивший его, должен защититься. Этот процесс крайне полезен, так студент приобретает опыт и навыки, которые потом может применить при защите курсовой и дипломной.

При оппонировании доклада студент выступает в качестве оппонента или докладчика.

  • подготовить устное выступление, продумав логику рассказа, и выступить;
  • подготовить презентацию по заданной теме.
  • оценить выступление докладчика — высказать, что понравилось, а что не понравилось и почему;
  • аргументировать примером свою позицию относительно того, могут ли идеи докладчика применяться на практике;
  • подготовить вопросы слушателям и выстроить интересное обсуждение вопросов, затрагиваемых в докладе.

У докладчика лимит по времени в 10 минут. У оппонента 5–7 минут без учёта обсуждения вопросов.

Затем докладчик и оппонент вместе должны подготовить письменный отчёт — до или после самого оппонирования (по усмотрению преподавателя).

Обычно каждый студент может выступить только один раз — либо в качестве докладчика, либо в качестве оппонента.

👩‍🏫 Система оценивания в СПбГУ

СПбГУ перешёл на систему оценивания ECTS (Европейская система перевода и накопления баллов) в 2020 году. Как и Болонская система, она активно используется при переходе студентов между вузами на всей территории Европейского союза.

Читайте также:
Рунный став Вечная радость: описание, оговор, активация

ECTS близка к пятибалльной системе оценок, это синтез балльно-рейтинговой и кредитно-рейтинговой систем.

  • A — «Превосходно». Ставится студенту, освоившему теоретическое содержание курса без пробелов и получившему необходимые практические навыки;
  • B — «Отлично».
  • C — «Хорошо».
  • D — «Удовлетворительно».
  • E — «Посредственно». Ставится студенту, чьё качество овладения материалом оценивается баллом, близким к минимальному.
  • Fx — «Условно неудовлетворительно». Ставится студенту с правом пересдачи.
  • F — «Безусловно неудовлетворительно». Ставится студенту, не имеющему права на пересдачу. Преподаватель ставит студенту, когда считает, что дальнейшая учёба не приведёт к улучшениям.
👩‍🏫 Система оценивания в ВШЭ

В ВШЭ приняты две формы оценки знаний — тесты и экзамены. Результаты проверки оцениваются по пятибалльной или десятибалльной шкалам, которые имеют соответствие шкале ECTS. Как учиться бесплатно в ВШЭ, даже если не проходишь по количеству мест, рассказали в нашей статье .

В таблице ниже приводится соотношение десятибалльной шкалы со шкалой ECTS.

Как выбрать вуз мечты, рассказали в этой статье. А если вы так и не сможете решить, в какой вуз и на какую специальность поступать, вы чувствуете себя потерянными, рассмотрите возможность устроить себе gap year.

Определившимся будущим абитуриентам советуем не бояться нового — на практике вы разберетесь и привыкнете к любой системе оценивания, как когда-то привыкли к школьным оценкам после цветных печатей с надписью «Молодец» в детском саду.

Вдохновитесь личными историями поступлений:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Фотосинтез на ЕГЭ и ОГЭ по биологии 2022 — это просто

Чем растения отличаются от других царств живой природы? Несмотря на то, что отличий масса, скорее всего, в первую очередь вы подумаете о фотосинтезе. Так что именно о фотосинтезе на ЕГЭ и ОГЭ мы сейчас и поговорим.

Что такое фотосинтез?

Почему растения фотосинтезируют? Стандартный ответ: «Потому что они зеленые».

На самом деле, растения получили способность к фотосинтезу благодаря наличию симбиотических органоидов — хлоропластов, в которых и происходят темновая и световая фазы, а в хлоропластах содержится пигмент хлорофилл, именно он окрашивает растения в зеленый цвет.

Фотосинтез — одна из реакций обмена веществ. Как любая реакция метаболизма, он идет поэтапно (световая и темновая фазы) и с участием ферментов. Фотосинтез относится к реакциям пластического обмена. Особенность пластического обмена в том, что органические вещества синтезируются, а энергия на это тратится.

Фотосинтез — это синтез органических веществ из неорганических веществ с использованием энергии солнечного света.

Далее разберем подробно обе фазы и процессы, происходящие в них.

Как идет процесс фотосинтеза?

Световая фаза фотосинтеза для ЕГЭ и ОГЭ

Световая фаза проходит в хлоропластах на тилакоидах. Там хранится пигмент хлорофилл, с которого все начинается — именно из-за него растения имеют зеленую окраску. Квант света попадает на тилакоид и возбуждает молекулу хлорофилла. В этот момент инициируется процесс фотосинтеза. При этом выделяется энергия АТФ.

Самые внимательные из вас могут заметить некоторую несостыковку. Почему выделяется? Это же реакция пластического обмена, а не энергетического, значит, энергия должна тратиться. Да, действительно при фотосинтезе выделяется АТФ, но она не накапливается и не тратится на другие реакции, как при энергетическом обмене, а вся уходит на фотосинтез. Поэтому это реакция анаболизма, хоть и с выделением АТФ.

Параллельно идет фотолиз воды.

Название процесса говорит само за себя: «фото» — свет, «лизис» — расщепление. Буквально переводится как расщепление воды на свету. Легко запомнить, что проходит фотолиз в световую фазу.

На что же может распасться молекула воды? На свободный кислород и водород. У каждого из этих элементов свой путь.

Кислород — это сильный окислитель, буквально смерть для любой неспециализированной клетки, поэтому растения быстро от него избавляются, выделяя в атмосферу как побочный продукт. А уже из атмосферы аэробные организмы (в том числе, растения) поглощают его и используют для дыхания. Так что нам повезло! Не было бы процесса фотосинтеза, не было бы кислорода и что было бы с жизнью на нашей планете представить сложно.

Но помимо кислорода, выделяется еще водород, если бы он был человеком, мы бы сказали, что он растерян и нуждается в помощи. На помощь к нему приходит молекула-переносчик НАДФ (полное ее название —никотинамиддинуклеотидфосфат, но мы ласково зовем ее НАДФ). Она использует водород для восстановления до НАДФ*Н2. Задача этой молекулы переносить водород из тилакоидов в строму, поэтому мы называем ее молекула-переносчик. На этом световая фаза заканчивается.

Резюмируем
  • Квант света возбуждает молекулу хлорофилла
  • Инициируется процесс фотосинтеза
  • Выделяется АТФ
  • Фотолиз воды
  • Кислород выходит в окружающую среду как побочный продукт фотосинтеза
  • Водород соединяется с молекулой переносчиком НАДФ*

Темновая фаза фотосинтеза для ЕГЭ и ОГЭ

В некоторых источниках эту фазу еще называют светонезависимой фазой. Действительно, название «темновая стадия» часто вызывает затруднения. Кажется, что световая проходит на свету, а темновая тогда в темноте, но это не так. Для темновой фазы действительно не нужен свет, соответственно, у нее есть варианты — может проходить и на свету, и в темноте. Она идет практически параллельно со световой и в ней используются продукты, образовавшиеся в световой фазе.

Для того чтобы фазы друг другу не мешали, они проходят в разных частях хлоропласта. Световая, как мы уже выяснили, идет на тилакоидах, а темновая в строме — это внутренняя полужидкая среда хлоропласта.

В строму приходят АТФ, молекула-переносчик приносит водород. Но из водорода и энергии ничего органического создать не получится, нужны еще элементы. Растения нашли гениальный выход, они используют вещество, которого достаточно в атмосфере, следовательно, за него нет конкуренции. Это вещество — углекислый газ.

Дальше начинается очень сложный циклический процесс, который называется цикл Кальвина. Мы не будем слишком подробно его рассматривать, это не пригодится для государственных экзаменов, но именно в нем активно работают ферменты, и на него тратится энергия АТФ, полученная в световой фазе. В результате цикла Кальвина образуется шестиуглеродный сахар-глюкоза. Далее эта глюкоза может быть переработана в крахмал и откладываться растением как запасной углевод.

Резюмируем
  • Фиксация СО2
  • Цикл Кальвина
  • Синтез глюкозы
  • Образование крахмала
Читайте также:
Руническая формула на вызов человека: как делать, активировать

Значение фотосинтеза

На Земле, пожалуй, практически не существует процессов, которые повлияли на эволюцию планеты так же сильно, как фотосинтез. Давайте разберем основные значения фотосинтеза:

  • Сформировалась атмосфера с высоким содержанием кислорода, пригодная для дыхания. Аэробные организмы, включая человека, проводят энергетический обмен с использованием кислорода и получают энергию для жизнедеятельности.
  • Возникновение озонового слоя. Вследствие фотосинтеза в атмосфере накопился кислород, что привело к появлению озонового экрана. Жизнь, которая до этого вынуждена была развиваться под водой, боясь ультрафиолета, смогла выйти на сушу и освоить ее.
  • Синтез органических веществ. Растения — автотрофные организмы, сами производят органические вещества, которые затем используют гетеротрофы. Вещества, которые образуют растения в процессе фотосинтеза, являются первичным источником веществ и энергии практически для всех живых организмов.

Примеры заданий на фотосинтез в ЕГЭ и ОГЭ по биологии

Вопросы по фотосинтезу встречаются как в ЕГЭ, так и в ОГЭ. Причем, если для 9 класса достаточно знать что это такое и основные этапы, то для ЕГЭ необходимо понимание последовательности процессов. Кстати, актуальна эта тема для решения новых заданий по экспериментам (2 и 22 линии в ЕГЭ 2022).

Задание на фотосинтез в ОГЭ по биологии

Решение. Типичный вопрос для первой части ОГЭ из открытого банка ФИПИ. Какие из этих процессов происходят во время фотосинтеза? Возбуждение молекул хлорофилла квантом света, расщепление (фотолиз) воды и образование глюкозы.

Во время фотосинтеза, наоборот, выделяется кислород, как побочный продукт, и поглощается углекислый газ. А синтез белка вообще проходит на рибосомах.

Ответ. 123

Задание на фотосинтез в ЕГЭ по биологии

Решение. Это задание из открытого варианта 2021 года (в 2021 эти варианты заменяли варианты досрочного ЕГЭ). Необходимо соотнести процессы и фазы. В световой фазе происходит возбуждение молекулы хлорофилла, фотолиз воды и образование энергии. В темновую фазу фиксируется углекислый газ и восстановление углерода водородом для синтеза глюкозы.

Ответ. 12212

Конечно, процесс фотосинтеза значительно сложнее, чем мы с вами разобрали. Да и на ОГЭ и ЕГЭ проверяют знание многих других тем. Чтобы сдать экзамен на высокий балл, надо знать анатомию, зоологию, генетику, микробиологию и даже психологию. При этом недостаточно только хорошо разбираться в основных темах. Надо уметь избегать ловушек экзаменаторов, вчитываться в формулировки заданий и оформлять ответы в четком соответствии с критериями. Поэтому необходимо готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по биологии системно.

Экзамен по биологии — не шутка. Если вы хотите сдать его на 90+, записывайтесь на мои курсы подготовки к ОГЭ или ЕГЭ. Мы разберемся со всеми темами, которые спрашивают в 9 или 11 классе, научимся решать задания быстро и правильно, а также разберем основные лайфхаки, которые помогут вам не стрессовать. Я также проведу с вами пробный экзамен в формате реального ОГЭ или ЕГЭ, чтобы вы были готовы к любым неожиданностям. После мы разберем все ошибки и поймем, как избежать их в будущем. Приходите на мои занятия, и я помогу вам сдать ОГЭ или ЕГЭ на самый высокий балл!

Фишман Формирующая оценка

Современные теории обучения, основанные на философии конструктивизма, исходят из того, что отдельные механически заученные факты быстро стираются из памяти, поскольку не имеют смысла для обучающегося и не позволяют сложить какую-либо более или менее законченную картину. Приобретенное таким образом знание бесполезно, поскольку его нельзя применить в субъективно новой ситуации, декомпозировать или обобщить в случае необходимости. «Смысл облегчает обучение и делает знание полезным, так как цели и способы применения уже заложены в понимании 9 ». Обучение в современном понимании есть процесс конструирования знания, то есть обучение происходит не через запоминание, а через интерпретацию информации. Таким образом, согласно конструктивистской теории обучения, учащиеся лучше всего обучаются посредством встраивания нового знания в когнитивные карты (уже освоенные знания, умения, хранящиеся в долгосрочной памяти ученика). Следовательно, знание рассматривается не как набор разрозненных фрагментов, а как структурированные элементы общей картины, которые ученик в процессе обучения помещает в строго отведенное для них место.

Поскольку философия конструктивизма в настоящее время находится в стадии становления, то вполне очевидно ожидать, что разные авторы по-разному трактуют ее ведущие принципы. М. Чошанов 10 из всего многообразия точек зрения выделяет следующие позиции и в формате сравнительной таблицы (см. Таблицу 1) показывает преимущества конструктивизма перед традиционным обучением.

Учебная программа построена по

Учебная программа представлена по принципу от

принципу от части к целому с акцен-

общего к частному с акцентом на обобщенных по-

том на базовых знаниях и умениях

нятиях и умениях

Основное требование к процессу обуче-

Гибкость процесса обучения с возможностью

ния – строгое выполнение учебной про-

варьирования учебной программы

Учебная программа и учебный процесс

Учебник не является доминирующим источником

полностью опираются на рекомендо-

учебной информации; приоритет переходит к ориги-

ванный учебник или учебное пособие

нальным источникам, к первичным данным, к объ-

ектам и явлениям реальной действительности

Учащийся представляется как объект

Учащийся – полноправный участник процесса обу-

процесса обучения, который получает

чения со своими собственными взглядами и пред-

готовые знания от учителя

ставлениями об окружающем мире

Учитель, как правило, преподносит но-

Читайте также:
Таро 78 дверей: галерея, история создания, особенности

Учитель выступает, прежде всего, как организатор

вый учебный материал в дидактической

учебно-познавательной и исследовательской дея-

манере как истину в последней инстан-

тельности учащихся, не навязывая им свои знания

Учитель оценивает эффективность

Учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда

правильные, рассуждения учащихся, “умные” во-

учащихся по количеству правильных

просы, сознательно исправленные ими ошибки

Результаты тестов и контрольных ра-

Оцениваются все продукты учебно-позна-

бот – единственный источник инфор-

вательной деятельности учащихся, показывающие

мации об уровне знаний и умений

не только результаты обучения, но и усилия, при-

ложенные учащимся к конструированию нового

знания, и его прогресс в обучении

9 Shepard,L. (1992). What policy makers who mandate tests should know about the new psychology of intellectual ability and Learning. In Gifford, B. and O’ Connor, M. (eds) Changing Assessments: Alternative Views of Aptitude,

Achievement and Instruction. London: Kluwer Academic

10 Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации/ «Директор школы», №4 2000 г.

Контроль и оценка учебных достиже-

Контроль и оценка осуществляются в тесной связи

ний осуществляются в отрыве от про-

с тем, как реально протекал процесс обучения

Учащиеся преимущественно работают

Учащиеся большую часть времени как на уроке,

в условиях фронтального обучения в

так и при выполнении домашних заданий, работа-

классе и индивидуально – дома

ют в малых группах, командах или парах

Подход к обучению, в рамках которого учащиеся активно конструируют собственный процесс присвоения знаний, планируют и осваивают способы деятельности (в том числе универсальные – ключевые компетентности), предполагает, что мы не можем использовать только и исключительно модель оценивания, проверяющую подготовленность учащихся к воспроизведению сведений и правильному выполнению жестко алгоритмизированных действий. Новая концепция обучения для учения требует новой методологии оценивания, которая сосредоточена на помощи в преодолении индивидуальных затруднений учащихся в процессе обучения, проверке уровня сформированности сложных умений и способов деятельности.

Технология формирующей оценки: алгоритм деятельности и ресурсы

Технология формирующей оценки в рамках описанного выше подхода является средством управления качеством образовательного результата учащегося. Ее применение позволяет учителю:

– четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу,

– сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Технология формирующей оценки представляет собой единство алгоритма деятельности учителя и ресурсов, обеспечивающих реализацию алгоритма. Принципиально алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки можно представить в виде следующих последовательных действий:

1. определение планируемых результатов обучения;

2. организация деятельности учащегося по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов;

3. сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с

помощью механизмов обратной связи.

Таким образом, помимо традиционных инструментов учителя (методик, пособий и т.п.), обеспечивающих достижение учащимися тех или иных образовательных результатов, данная технология предполагает использование двух нестандартных ресурсов:

1. Ресурсы для планирования образовательных результатов:

 требования к уровням достижения образовательных результатов, позволяющие ранжировать знаниевые образовательные результаты учащегося в зависимости от объективной сложности умственных операций, которые он совершает с присвоенным содержанием темы (раздела),

 требования к деятельности учащегося, реализуемой на произвольном содержании, задающая уровни сформированности того или иного аспекта той или иной ключевой компетентности.

2. Инструмент организации обратной связи.

РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ресурсы для планирования традиционных результатов образования

Основания для выделения уровней достижения традиционных результатов образования

Говоря о традиционных результатах образования (знания, предметные умения), под образовательным результатом, подлежащим планированию и достижению, мы понимаем некое знание, освоенное учащимся на конкретном уровне, который определяется в зависимости от сложности умственных операций, совершаемых учащимся с этим знанием. Образовательный результат, понимаемый таким образом, представляет собой единство знания и общеучебного умения. Это дает учителю возможность переносить акценты с одной составляющей образовательного результата на другую в процессе планирования, используя как возможности предмета для формирования общеучебных умений, так и сформированные у учащегося общеучебные умения для формирования конкретных предметных знаний. Учитель может планировать формирование какого-либо общеучебного умения (например, анализа) в рамках освоения той или иной (вполне возможно, «проходной», или, напротив, базовой) темы, поскольку содержание темы позволяет органично работать над формированием этого умения. И, напротив, учитель может жестко задать уровень освоения учащимся какого-либо знания, принципиального для данного предмета или предметной области, определив те операции (например, тот же самый анализ), которые учащийся должен с присвоенным знанием совершить. Конечно, при этом следует учитывать, что умение проводить анализ того или иного вида уже было сформировано у учащегося при изучении иных тем. Другими словами, учитель сосредотачивает свои усилия на конкретном содержании темы, используя то обстоятельство, что необходимое для более глубокого его освоения учащимися общеучебное умение к этому моменту сформировано.

Для построения иерархии уровней освоения знаний учитель может воспользоваться той системой целей обучения, которая наиболее созвучна концепции конкретного образовательного учреждения. Важно лишь, чтобы эта система была:

– иерархичной (чтобы она позволяла напрямую связать образовательный результат с оценкой),

– разделяемой и используемой всем педагогическим коллективом (чтобы учащийся находился в едином образовательном пространстве при изучении различных дисциплин),

– операционализированной (т.е. описанной в виде конкретных операций – строк матрицы, которые станут своеобразными клише при формулировании образовательных результатов по конкретной теме).

Классификации целей обучения, которые могут быть использованы для построения такого рода матрицы, приведены в Таблице 2.

Сопоставление подходов к определению уровней усвоения учебного материала 11 .

В рамках проекта «Либерализация школьной оценки как средство развития самооценки учащихся (позитивная (формирующая) оценка достижений учащегося как стимул к обучению)» нами для определения уровней формирования образовательных результатов была использована таксономия учебных целей Бенджамина Блума, относительная простота и операциональность которой дают возможность учителю применять ее в процессе собственной целеобразующей деятельности в режиме формирующего оценивания образовательных результатов учащихся.

Читайте также:
Рунический став Бабочка: на разрушение, лечение кожи, для настроения

В своих работах американский психолог, профессор педагогики Чикагского университета Бенджамин Блум утверждал, что нет плохих учеников, есть плохо обученные ученики. Изучив конкретные показатели психологической готовности учащихся к учебной деятельности, Блум экспериментально продемонстрировал, что эти показатели обусловлены факторами среды, выделил сенситивные периоды, определяющие формирование познавательных и эмоциональных характеристик готовности к обучению.

Само понятие “таксономия” заимствовано из естественных наук. Оно обозначает такую “классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и используется для описания категорий, расположенных последовательно, по нарастающей сложности 12 “.

Б. Блум выделяет шесть категорий целей обучения: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Знание – первая категория целей обучения, так как запоминание является только частью более сложных процессов соотнесения, оценки, реорганизации, на которых строятся более высокие категории учебных целей.

Понимание как категория таксономии учебных целей отражается, по мнению Б. Блума, в трех типах поведения: трансляции (переход от конкретного к абстрактному, использование других терминов, символов, перевод на другой язык, пересказ своими словами), интерпретации (реорганизация идей в сознании человека, выделение значимых идей, их внутренних связей, обобщение, объяснение, краткое изложение), переносе знаний (оценка и предсказание, основанное на понимании направлений, тенденций, правил).

Если овладение знаниями на уровне понимания обеспечивает использование обучаемым абстрактных понятий, правил, принципов по данной теме, то усвоение учебного материала на уровне применения предполагает, что он будет правильно применять это знание в ситуации, отличной от той, в которой учащийся его получил. Если понимание, по мнению Б. Блума, ориентирует на “схватывание” учебного материала и погружение в него, применение – на установление связей данного материала с соответствующими обобщениями и принципами, то анализ направлен на выделение отдельных частей материала, определение их взаимосвязей и принципов организации, определение предположений, выводов, концепций, которых автор текста придерживается, хотя не высказывает явно.

Категория синтеза обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной, собирая материал из разных источников вместе так, чтобы полученная модель или структура была более понятной, чем исходный материал. Понимание, применение знаний и анализ материала являются необходимым условием решения задачи синтеза, но они не требуют оригинальности, уникальности решения.

Оценка как категория таксономии обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных),

12 Bloom, B., Englehart, M. Furst, E., Hill, W., & Krathwohl, D. (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitive domain. New York, Toronto: Longmans, Green

основывается на четких критериях, на адекватном понимании и анализе явлений, что принципиально отличает ее от субъективных мнений.

Принципиальная особенность таксономического подхода в том, что он определяет основную задачу обучения как формирование основы, на которой базируется оценка, путем овладения знаниями на уровне всех категорий учебных целей. Таким образом, оценка, являясь высшей категорией таксономии учебных целей и используя все другие категории, не обязательно становится последним этапом процесса решения задачи, а может быть прелюдией к приобретению новых знаний, новому пониманию или применению, анализу или синтезу.

Некоторые критики модернизируют таксономию Блума, считая категории анализа и синтеза рядоположенными, одинаковыми по когнитивному весу (Г. Мадэс). Обращает на себя внимание тот факт, что таксономия Б. Блума носит достаточно общий характер и не отражает особенности конкретных методических аспектов, в частности – формирование умений решать задачи, поэтому некоторые авторы предлагают алгоритм реализации этой таксономии в процессе обучения учащихся решению задач (Horn R., Толлингерова Д. 13 ). Существует мнение, что таксономия целей Блума, не отражающая формирование умения решать учебные задачи, успешнее работает для оценки достижений учащихся в гуманитарной области.

В последнее десятилетие таксономия Блума подвергалась значительной критике в связи с недостаточным отражением в ней психологической составляющей обучения. Также к числу недостатков были отнесены излишняя упрощенность моделей, не позволяющих использовать современные теории обучения, избыточное внимание к оценке результата обучения, а не к процессу формирования результата, линейная зависимость между отдельными составляющими модели. Была сделана попытка переработать таксономию образовательных результатов с учетом современных достижений педагогики и дидактики 14 . В ряде появившихся в нашей стране работ таксономия Блума также неоднократно подвергалась критике, в частности из-за того, что в ней произошло методологически недопустимое смешение результатов обучения (знания, понимания…) с операциями, представляющими необходимое условие их достижения (анализ, синтез, оценка), иными словами, из-за несоблюдения преемственности в логике усложнения образовательного результата.

Осознавая справедливость большинства замечаний, которые высказываются в адрес таксономии Блума, мы хотели бы еще раз подчеркнуть лишь то, что она соответствует всем требованиям (иерархичность и операциональность), которые предъявляются к выстраиванию уровней для планирования традиционных результатов образования в рамках технологии формирующего оценивания. Как, разумеется, и многие другие классификации. Более того, отмечаемый исследователями разрыв между первыми и последними уровнями таксономии позволяют представить в единой системе знаниевые и компетентностные результаты образования.

Уровни достижения образовательных результатов учащимися

В рамках технологии формирующей оценки используется Матрица уровней достижения учащимися образовательных результатов, представленных в форме знаний, умений и навыков для начальной, основной и старшей ступени обучения (см. Таблицу 3). Матрица построена на принципах таксономии Бенджамина Блума, включающей шесть уровней достижения образовательных результатов: воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Нами предложена замена названия первого уровня на «воспроизведение» (у Блума – знание), поскольку первые три уровня описывают деятельность, которую ученик производит со знанием: воспроизведение, понимание (интерпретация), применение знания.

В основу предлагаемого расположения результатов положен принцип иерархической зависимости: каждый последующий уровень результата сложнее предыдущего и обязательно

14 Anderson, L. W., & Krathwohl, D. R. (eds.) (2001). A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom’s taxonomy of educational objectives. New York: Longman.

Читайте также:
Таро 78 дверей: галерея, история создания, особенности

включает его. Данная таксономия целей обучения, как и составленная на ее основе матрица, охватывает только когнитивную сферу.

Важной составляющей матрицы являются образовательные результаты учащихся / учебные цели учителя, однозначно и исчерпывающе описывающие каждый из шести уровней достижения результатов. Преимуществом данного подхода к детализации целей являются унифицированные формулировки образовательного результата учащегося и учебной цели учителя, одинаково понятные всем участникам процесса обучения. Все обозначенные результаты подлежат на каждой ступени обучения как внешней (суммирующей / контролирующей) так и внутренней (формирующей) оценке.

Данная матрица адресована в первую очередь учителю. Задача учителя – найти место означенным в матрице результатам обучения в изучаемых темах и переформулировать их применительно к тем образовательным результатам, которые, в соответствии с замыслом учителя, учащийся должен достичь в процессе изучения данных тем обязательно или может достичь, если считает необходимым. Этой же матрицей пользуются администраторы, организующие и осуществляющие контроль достижения учащимися уровней образовательных результатов. Именно поэтому в матрице указаны результаты, по нашему мнению, обязательные для достижения на определенной ступени обучения, т.е. подлежащие суммирующей оценке, и результаты, рекомендованные к формированию на данном этапе обучения, т.е. подлежащие формирующей оценке.

Учитель может принять решение о предъявлении матрицы оценки учащимся для ознакомления. Перечень образовательных результатов может быть использован для планирования и организации самооценки учащегося, формирования его персонального ресурсного пакета, универсального относительно большинства школьных предметов.

Критерии оценки ответа студентов на государственном междисциплинарном экзамене

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 080100 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» проводится по билетам, составленным в соответствии с утвержденной программой в устной форме. В экзаменационный билет включается материал по основным направлениям профиля.

При подготовке студенты оформляют письменно ответы на вопросы на специальных бланках с логотипом Института. Эти листы с ответами подписываются студентом.

При устном опросе, проводимой комиссией с каждым студентом персонально, обращается внимание на полноту и грамотность ответов на вопросы экзаменационных билетов, а также дополнительных вопросов членов комиссии.

Результаты экзамена обсуждаются на закрытом заседании ГАК, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания аттестационной комиссии.

Оценка выставляется:

«отлично»,если выпускник продемонстрировал:

• глубокие и твердые знания всего программного материала учебных дисциплин, глубокое понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений (процессов), твердые знания основных положений смежных дисциплин;

• четкие, лаконичные, логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на поставленные вопросы;

• умение самостоятельно анализировать и прогнозировать, рассматривать явления и процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии, применять математический аппарат и применять теоретические положения к решению практических задач, делать правильные выводы из полученных результатов;

• твердые навыки, обеспечивающие решение задач дальнейшей профессиональной деятельности;

«хорошо»,если выпускник продемонстрировал:

• достаточно полные и твердые знания всего программного материала, дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов (явлений), достаточно полно освоил знания основных положений смежных дисциплин;

• последовательные, правильные, конкретные, без существенных неточностей ответы на поставленные вопросы; свободное устранение замечаний о недостаточно полном освещении отдельных положений при поставке дополнительных вопросов;

• умение самостоятельно анализировать изучаемые явления и процессы, применять основные теоретические положения и математический аппарат к решению практических задач в сфере экономики;

• достаточно твердые навыки и умения, обеспечивающие решение задач предстоящей профессиональной деятельности;

«удовлетворительно»,если выпускник продемонстрировал:

• знание основного материала учебных дисциплин, выносимых на государственный экзамен без частных особенностей и основных положений смежных дисциплин;

• правильные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы;

• умение применять теоретические знания к решению основных практических задач, ограниченное использование математического аппарата;

• слабые навыки, необходимые для профессиональной деятельности;

«неудовлетворительно»,если выпускник продемонстрировал:

• отсутствие знаний значительной части программного материала;

• неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, существенные и грубые ошибки в ответах на дополнительные вопросы, непонимание сущности излагаемых вопросов;

• неумение применять теоретические знания при решении практических задач, отсутствие навыков в использовании математического аппарата;

• отсутствие навыков, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности.

Студенты, не сдавшие итоговый междисциплинарный экзамен, не допускаются к защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее, чем через три месяца и не более чем через три года после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Пересдача междисциплинарного экзамена в целях повышения оценки, а также при получении оценки «неудовлетворительно» не допускается в период итоговой государственной аттестации текущего учебного года.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: