Роль психологической эволюции человека в формировании соционики

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Соционика: можно ли подобрать партнера или карьеру по темпераменту

Фото: Pablo Blazquez Dominguez / Getty Images

Соционика — это концепция взаимоотношений между личностями. Последователи направления считают, что людей можно разделить на 16 типов, в зависимости от того, как человек воспринимает информацию. А знание своего типа поможет лучше выстроить отношения, как личные, так и рабочие.

«Большой толковый словарь» не дает определения соционике, но упоминание концепции есть в «Словаре иностранных слов» под редакцией Комлева. Там описывают соционику как науку о межличностных отношениях. [1] Но действительно ли соционика — это наука?

Соционика: история и суть

Психологические типы уходят корнями в теорию типологии характера Карла Густава Юнга. В 1921 году вышла его книга “Психологические типы”. Он подробно описывает всю последовательность типологии человека, начиная с древних времен и до наших дней, дополняя ее наблюдениями, которые он сделал, и выводами, к которым пришел. Например, Юнг описывает деление на 4 типа темперамента, данное Гиппократом на основе преобладающих “жидкостей тела” (кровь – sanguis, лимфа – flegma, желчь – и так называемая черная желчь – melaina hole). Эти 4 типа характеризуются такими свойствами, как сила и стабильность. Автор также вводит понятия интроверсии и экстраверсии. Обратите внимание, что Юнг нигде не утверждает необходимость и применимость этих типологий на практике, он просто приводит их как исторические сведения из истории психологии.

Литовская исследовательница Ау*ра Аугустинави*ит* считается создателем соционики. Ее учение, соционика, основано на 16 парах “соционических признаков”, среди которых выделяются четыре дихотомии Юнга. Аушра не имела никакого психологического образования (она была экономистом), но это не помешало ей назвать свое учение “новой наукой”, придумать собственную терминологию и объявить его чрезвычайно полезным. Для описания типов условно используются три шкалы: логика – этика, интуиция – сенсорика и экстраверсия – интроверсия. Каждый тип назван по имени известных людей, принадлежащих к этому типу, например, “Бальзак”, “Дон Кихот”, “Дюма”, “Гамлет”.

Аусра вводит свою особую концепцию “информационного метаболизма”. Это способ, с помощью которого человек обменивается информацией с внешним миром. По мнению создателя, речь человека, то есть предложения, которые он использует, позволяет подобрать “ключ” к его психике, то есть отнести его к одному из типов. Этот процесс называется “набор текста”.

контр.по истории псх..docx

Дарвиновская теория эволюции

История развития эволюционной теории Дарвина

Критическое отношение к теории Дарвина

Дарвинизм – материалистическая теория эволюции

Роль теории эволюции Дарвина в развитии психологии и ее последствия для науки

Влияние эволюционной теории Ч.Дарвина на развитие психологии

Значение эволюционной теории Дарвина

Перечень использованных источников и литературы

Эволюция занимает уникальное место в изучении истории жизни. Эта теория является основой всей науки, выступая в качестве объединяющей теории. Эволюция подразумевает общее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Можно сказать, что живые организмы эволюционируют с течением времени, превращаясь из более простых, ранее существовавших организмов в сложные. Эволюционная теория была разработана Чарльзом Дарвином, она объясняет, как развивались виды, как они эволюционировали (включая их умственные способности) и как они себя вели. На протяжении веков об эволюции жизни писали несколько мыслителей и натуралистов.

Дарвин впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза (исторического формирования группы организмов), обосновав учение о происхождение видов путем естественного отбора. наследственность, изменчивость, отбор – таковы факторы эволюции. Средствами точного рационального анализа было доказано, что кроме механической причинности, действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в том числе и психические. Публикация главного труда Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора" открыла новую эпоху в развитии современной биологии. И поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные события в биологии, вызванные дарвинизмов, изменили весь облик психологической науки.

Читайте также:
Таро Эры Водолея: галерея, история создания, кому подойдёт колода

Поэтому тема данной статьи очень актуальна с точки зрения психологических исследований. Цель данной статьи – рассмотреть роль дарвиновской эволюции в развитии психологической науки.

Г ЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ДАРВИНА

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ДАРВИНА

Английский ученый Чарлз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую науку, сумев создать теорию развития живого мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силой эволюционного процесса. Фундаментом для создания теории эволюции Ч.Дарвину послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле "Бигл". Разработку эволюционной теории Дарвин начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами позже на заседании линеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения естественного отбора. На том же заседании был прочитан доклад А.Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие с дарвинскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале линеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию эволюции раньше, глубже и полнее. Именно поэтому свой основной труд, вышедший в 1889 году, Уоллес, подчеркивал приоритет Дарвина, назвал "Дарвинизмом".

Главный труд всей жизни ученого, названный по традиции той эпохи многословно: "Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", был издан 24 ноября 1859 года и разошелся тиражом 1250 экземпляров, что по тем временам для научного труда считалось неслыханно. сам Дарвин так писал по этому поводу: "Иногда высказывалось мнение, что успех книги доказывал то, что "вопрос уже носился в воздухе" и что "умы были к нему подготовлены". Ноя не раз прощупывал мнение многих натуралистов и не встретил, ни одного, который сомневался бы в постоянстве видов. Раза два или три пытался я объяснить очень способным людям, что я разумею под естественным отбором, но совершенно безуспешно". Необходимо отметить, что первый набросок теории эволюции был сделан Дарвином еще в 1842 году. Существуют разногласия по вопросу о том, достиг ли Дарвин в 40-ые годы той эволюционной концепции, которая изложена в " Происхождении видов", или его взгляды претерпевали радикальные изменения. В этой работе Дарвин показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне вида произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее. Наблюдаемая в в живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. Таким образом, в борьбе за существование выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. В 1868 году Дарвин публикует второй капитальный труд – "Изменение домашних животных и культурных растений", который явился дополнением к основному труду. В этот труд вошла масса фактических доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой практики человека. Третий большой труд по теории эволюции – "Происхождение человека и половой выбор"Дарвин опубликовал в 1871 году, а дополнением к нему явилась книга "Выражение эмоции у человека и животных".

В эволюции взглядов Дарвина были и периоды застоя, и периоды быстрых изменений. Но, принимая во внимания слова Дарвина, который писал "Моя теория верна, и если бы она была принята хотя бы одним из компетентных судей, но это означало бы значительный шаг в науке", мы в праве утверждать, что именно эволюционная теория наиболее четко описывает процесс видообразования в живой природе, и поэтому целесообразно ориентироваться на нее.

1.2. ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕОРИИ ЧАРВИНА

Одно сопоставление натуралистических фактов никогда не могло создать современную эволюционную теорию, хотя учение Дарвина опирается на его объяснения эволюции и поэтому представляет собой основу современной теории. Д. Осповат придерживался прямо противоположной точки зрения. Он утверждал, что эволюционизм Дарвина развивался исключительно в рамках старых идей естественной теологии. По мнению историка науки, об этом свидетельствует сам факт принятия Дарвином идеи совершенной адаптации. Как было показано Д. Осповатом, Дарвин использовал язык, характерный для естественной теологии. По мере того как он продолжал наполнять плотью старые концепции эволюции, первоначальные концепции казались устаревшими. По словам Дж. М. Галла, Дарвин привлек гипотезу в виде Существа, которое выбирает гораздо более тонко, чем человек. Существа, которые вездесущи и всеведущи, обладают способностью заглядывать внутрь организмов и делать выбор в пользу функционально значимых вариаций, которые в противном случае были бы редкими. Используя эти рассуждения, Дарвин показал, что он еще не окончательно отказался от старых теологических убеждений. Похоже, что дарвиновская интерпретация абиотических факторов как основных детерминант процессов, происходящих внутри популяции, в то время как небольшой запас внутривидовых вариаций имел меньший приоритет, послужила непосредственным введением Творца в структуру научной теории.

Читайте также:
Трактовка к раскладу "Уравнение с тремя неизвестными" и новый расклад

Стоит отметить, что Дарвин уделял мало внимания определенной изменчивости, которая представляет собой адаптивные реакции организмов на воздействие факторов окружающей среды, считая, что основной материал для эволюции дает так называемая неопределенная изменчивость, которая также возникает под влиянием среды, но не имеет адаптивного характера. С другой стороны, различные антидарвинистские теории отдают приоритет изменчивости. Эти теории утверждают, что адаптивные (приспособительные) изменения наследуются и являются материалом эволюции. Адаптивные изменения, согласно современным представлениям, однако, не наследуются. Организации наследуют только свою способность адаптивно реагировать на условия окружающей среды, о чем свидетельствует постоянство, с которым адаптивные изменения появляются при восстановлении прежних условий. Кроме того, многочисленные эксперименты показали, что вновь появляющиеся наследственные изменения организмов, как правило, не являются адаптивными Адаптивные изменения – это не новые приспособления, а реакции, выработанные в ходе предыдущей эволюции. Более того, антидарвинистские концепции эволюции, которые, напротив, объясняли движущие силы исторического процесса в природе, были умозрительными или основывались на идеалистическом или механистическом мировоззрении. Теория Дарвина, однако, считалась неприемлемой консервативными биологами и религиозно настроенными кругами из-за ее материалистического характера.

В частности, биологическое сердце естественного отбора – генетика – не имело большой поддержки со стороны Дарвина. Кроме того, Дарвин был не очень силен в последовательной логике, и некоторые его высказывания отличаются непоследовательностью, в частности, по мнению А. Тахтаджяна, наблюдается несовместимость ламаркистского принципа с отказом от креационистской идеи целенаправленности эволюции.

1.3. ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ

Суть эволюционной теории Дарвина можно резюмировать ее зависимостью от естественного отбора как движущей силы эволюции и от таких факторов, как наследственность и изменчивость, определяющих шансы на выживание. реализация этих факторов в ходе исторического развития жизни и есть эволюционный процесс.

Материалом эволюции может быть только неопределенная (наследственная) изменчивость, основанная, как установлено современной биологией, на мутациях и их комбинациях, возникающих в результате скрещивания. новые мутации обычно вредны: они нарушают уже достигнутую адаптацию. Тем не менее, эволюция не всегда приводит к внезапному появлению новых успешных наследственных признаков. Взаимодействие между организмами и окружающей средой проявляется в борьбе за существование. По Дарвину, это явление вызвано нехваткой средств жизни (пищи, света, укрытия, территории и т.д.) для всех зарождающихся особей одного вида. Особь, не приспособленная к данным условиям среды, в борьбе за существование либо погибнет, либо ее плодовитость снизится. Чем ближе по биологии организмы, живущие на одной территории, тем острее конкуренция между ними и тем больше число их смертей; гораздо чаще выживают особи, которые используют другую пищу, имеют другие средства защиты и т.д., другими словами, приобретают другие свойства.

Далее происходит ряд поколений признаков – дивергенция, что в конечном итоге приводит к расщеплению исходного вида на разновидности, которые могут стать новыми видами. Отклонения, которые не реагируют на условия окружающей среды, не сохраняются: особи с такими признаками элиминируются: но незначительные мутации объединяются при скрещивании особей, прошедших отбор. Это приводит к изменению свойств организма. Таким образом, благодаря гибели особей с тяжелыми дезадаптивными отклонениями и скрещиванию выживших особей, преимущественно дезадаптивные мутации трансформируются в новые адаптации в процессе отбора. Поскольку выживают (проходят отбор) не отдельные признаки, а особи, несущие эти признаки, эволюционировать может только популяция – группа особей, принадлежащих к одному виду и постоянно скрещивающихся между собой, живущих в одном пространстве. Контролируемое естественным отбором, скрещивание приводит не только к преобразованию мутаций, но и к постепенному распространению новых адаптаций на всех особей в популяции. Благодаря непрерывному действию отбора в эволюционном процессе, в признаках, по которым происходит отбор, накапливаются новые адаптивные изменения. Но все части организма тесно связаны друг с другом, поэтому в процессе эволюции возникает коррелятивная, или коррелятивная, изменчивость. Постепенное изменение структуры организмов в ответ на воздействие факторов окружающей среды в конечном итоге приводит к образованию новых видов. Конкретное направление эволюции определяется, с одной стороны, действием естественного отбора и, с другой стороны, наличием спектра неопределенных наследственных отклонений у составляющих популяцию организмов, которые могут быть подвержены отбору. Таким образом, наследственная изменчивость является лишь материалом для эволюции. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор. Важным принципом дарвинизма является представление о том, что органическая приспособленность относительна. Относительная природа пригодности является двигателем эволюции, которая заставляет организмы постоянно совершенствоваться в процессе отбора. Признание органической приспособленности, присущей живым организмам, ведет либо к полному отрицанию эволюции: организмы идеально приспособлены к окружающей среде и не подвержены изменениям, как предполагают креационисты, либо к постулированию эволюционного процесса, основанного на наследовании приобретенных признаков и свойств: организм может правильно, адекватно реагировать на изменения в окружающей среде, и эта реакция закрепляется в потомстве. Однако до сих пор нет убедительных доказательств существования такого процесса.

Читайте также:
Значение карты Императрица: Сехмет III в колоде Таро Клеопатра

Развитие дарвинизма способствовало достижениям во многих областях биологии. В результате эволюционной интерпретации факты, добытые наукой, способствовали дальнейшему развитию проблемы. Благодаря советским биологам А. N. Северцова, И.И. Шмальгаузена и многих зарубежных ученых (Дж. Хаксли, Ф. Добржанский, Б. Арендт, Дж. Симпсон и др.), были объяснены многие эволюционные закономерности.

Современный дарвинизм служит важнейшей теоретической основой как для биологии и сельского хозяйства, так и для медицинской практики: только последовательный дарвинистский подход позволяет эффективно преобразовывать породы домашних животных и сорта культурных растений, выводить новые, более продуктивные штаммы микроорганизмов – продуцентов антибиотиков; дарвинизм дает основу для понимания биосферы как сложнейшей эволюционирующей системы и в перспективе позволяет управлять эволюционным процессом.

Г ЛАВА 2. РОЛЬ ДАРВИНОВСКОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НАУКИ

2.1.ВЛИЯНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ Ч.ДАРВИНА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире – принцип развития. По С.Л.Робинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием: философии Ф.Шеллинга и Г.Гегеля, выдвинувших в философском плане идею развития, и эволюционного естествознания. Немецкий психолог К.Гросс (1861 – 1946) так оценивал значение Дарвина для психологии: "Естественный эксперимент и теория Дарвина повлияли на психологию как если бы ей подарили одновременно подзорную трубу и микроскоп: экспериментальные методы придали ее исследованиям проникающую вглубь точность, а стремление провести сравнение между различными ступенями жизни и в психическом мире и подойти к вопросу о развитии души открыло для нее новые необъятные области исследования. Это зоопсихология, психология народов, психология детства. В 1859 году Дарвин опубликовал свой труд "Происхождение видов путем естественного отбора", самую значительную работу в биологии. В книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) Дарвин специально исследовал о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел в процессе развития от низших животных форм: "человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало какого либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их" В следующей работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1878) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др.у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособительного значения психики оказала большое влияние на психологию. Высказанная также Г.Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.

Читайте также:
Таро Мистерии Авалона: история создания, особенности, символы

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Психологическая сторона эволюции человека, то есть закономерности процесса индивидуальных изменений на протяжении жизни, всегда занимала центральное место как в практике социальной работы, так и в преподавании. Она остается актуальной, но противоречивой темой и сегодня. В последние 50 лет психологические компоненты понимались как синоним познания, восприятия, движений, темперамента или поведения. Термин психологическая деятельность может использоваться в отношении как внутриличностного, так и межличностного поведения, т.е. либо как описание людей в целом, либо как личностная черта, постоянно меняющаяся в течение жизни. На психологию человека могут влиять различные факторы, такие как развитие личности, детский опыт, культурные, социальные и другие факторы окружающей среды. В зависимости от поставленной задачи, социальным работникам в сфере социальных услуг может понадобиться обратиться к различным психологическим проявлениям человека.

Все области социальной работы подвержены влиянию психологических факторов, независимо от профессиональной подготовки специалиста. Психологические процессы проявляются в таких видах деятельности, как планирование, переговоры и принятие решений на макроуровне. Как профессионалы, непосредственная (микро) практика в значительной степени опирается на психологию, чтобы сбалансировать индивидуальные потребности с требованиями общества. Более того, социальные работники гордятся тем, что удовлетворяют человеческие и общественные потребности клиента в конкретной жизненной ситуации. Эволюционный подход, понимание того, что человек меняется в зависимости от окружающей среды, особенно помогает в предоставлении соответствующих услуг. Эволюционный подход, понимание того, что человек меняется в зависимости от той или иной экологической ситуации, особенно полезен при предоставлении соответствующих услуг.

Психологическая эволюция.

Рассматривать ли развитие человека как поступательный ход его жизни (Э. Эриксон, 1982) или как изменение опыта (М. Блум, 1984; Н. Датан и Л. Гинзберг, 1975; X. Маас, 1984), в любом случае ясно, что людей можно изучать и эффективно работать с ними для развития их потенциала. Более того, то, что раньше считалось патологическим или девиантным поведением, теперь рассматривается как нормальное, но неуместное и преждевременное проявление развития индивида (R. Kegan, 1982).

Термин "эволюция" относится к упорядо­ченным и последовательным изменениям во всех сферах функциональной деятельности индивида. Изменения могут происходить в одной или в нескольких сферах, так же как в их взаимосвязях. Важно, что изменения, свя­занные с жизненным циклом человека, эмпи­рически предсказуемы и поддаются планиро­ванию. Хотя они происходят непрерывно, некоторые из них возникают просто как ре­зультат объективного течения времени, чаще же всего они требуют соответствующего опы­та. Эволюция означает, что человек находит­ся в состоянии постоянного изменения и что с изменением меняются и жизненные обстоя­тельства. Понимание непрерывности процес­са изменения, в котором различимы ожидае­мые эволюционные и индуцированные обществом фазы всего жизненного цикла ин­дивида, нашло свое выражение в постулатах 3. Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Пиаже и в меньшей степени в работах Л. Кольберга (1976) и Д. Левинсона (1978), а также в исс­ледованиях, специально адаптирующих об­щие теории развития к социальной работе. Жизнь меняется на каждом этапе, и каждая сфера жизни дает свой опыт, в зависимости от возраста человека, его мудрости или про­фессионального уровня, а также от характера момента, кризисного либо стабильного.

Читайте также:
Таро Последствий: галерея, история создания, кому подойдёт колода

Психологическое развитие может включать биологические или генетические аспекты, которые влияют на анатомическую структуру и развитие способностей, особенно рост и созревание тела (A. Наиболее известна в этой области работа Л. Гезелла; см. также М. Смарт и Р. Смарт, 1982). Социальная работа и профессиональное обучение всегда признавали биологические потребности человека, но эта область знаний никогда не была центральной в исследовании и решении психологических и жизненных проблем клиентов. Однако когнитивному, поведенческому и эмоциональному развитию и функциональной деятельности человека отводится важное место в образовании и практике социальной работы.

Когнитивное развитие.

Индивидуальное развитие можно интерпретировать как когнитивное развитие. Эта интерпретация рассматривает процессы обобщения и рассуждения как ключевые факторы человеческого поведения (Пиаже, Выготский, И. Брунер и К. Брейнерд, 1976). Хотя работы по когнитивной психологии, особенно обширные исследования Пиаже, нашли широкую аудиторию в научных кругах среди психологов, педагогов и специалистов по развитию детей, они не оказали большого влияния на социальные службы.

Социальные работники решительно по­вернулись к когнитивной психологии скорее как к теории личности, а не как к обширному источнику знаний, накопленных психолога­ми в области развития человека. Когнитивная теория личности постулирует, что человече­ские эмоции являются функцией мышления человека (А. Эллис, 1962). Последние 10 лет социальная практика нередко учитывала это познавательное измерение. Когнитивный подход исходит из того, что как человек по­стигает (обдумывает и понимает) ситуацию, так он чувствует и действует. Дж. Лантц (1978) писал: "Когда мысли и убеждения людей рациональны, их эмоциональные функции не нарушены. Когда их мысли и убеждения иррациональны, у них появляют­ся эмоциональные расстройства, различные психиатрические симптомы и признаки дис­функционального поведения. Обязанность (социального работника) — помочь клиен­там изменить иррациональные мысли и убеждения, которые вызывают подобное рас­стройство эмоционального состояния".

В рамках этого когнитивного или когнитивно-бихевиорального подхода эмоциональная дисфункция является результатом неадекватного восприятия и формирования идей, связанных с представлениями людей о себе и своей жизненной ситуации. Именно исправление этих ошибочных представлений, которые часто находятся за пределами понимания тех, кому они принадлежат, требует вмешательства социального работника.

Бихевиоральное развитие.

Эволюцию также можно рассматривать в контексте поведенческих исследований, и самыми известными психологами, работающими в этом направлении, являются Б.Ф. Скиннер и А. Бандура (см. А. Бандура, 1977).

Все принципы бихевиоризма основаны на том, что поведение людей определяет ход их жизни, т.е. самовосприятие человека, как и его самоощущение, определяется его поступками. Поэтому социальная практика должна быть направлена на изменение поведения клиентов – помогать им организовать свое поведение соответствующим образом. Компетентное поведение включает когнитивные и поведенческие вмешательства, которые приводят поведение клиентов и их собственное понимание своей жизненной ситуации в соответствие с требованиями реальности, которая заставила их обратиться за помощью.

Именно линейная концепция человеческой жизни и вмешательства в нее формирует поведенческую основу и поведенческо-когнитивный фундамент социальной практики. Более того, эта форма социальной работы неразрывно связана с ключевыми элементами социальных наук, включая эмпирическую методологию, доверие к исследованиям и веру в человеческую рациональность.

Эмоциональное развитие.

Эволюция также описывается через аффективно-эмоциональное измерение, которое считает эмоциональные переживания главной детерминантой жизненного опыта человека. Психоаналитические принципы, особенно принципы третьего поколения, считались наиболее важными десятилетия назад. Фрейда, позднее изложенные в теории социальной психологии Эриксона (см. G. Mayer, 1978). Психическое взаимодействие и концепции привязанности и бондинга (M. Ainsworth, 1972; R. Kegan, 1982; L. Sroeff, 1978) получили значительное внимание в последние годы.

Психоаналитическое мышление не только пропитало воззрения социальных работников на человека, но и распространилось на все западное мышление, чего бы оно ни касалось — воспитания детей и человеческих отношений, образования и бизнеса, искусства и литературы, деятельности социальных работников. В настоящее время, несмотря на некоторый спад, оно сохраняет свое воздействие. Современные социальные работники стремящиеся исходить из главенствующей роли аффекта в функциональной деятельности человека, зависят отчасти от понятий психологии "Эго". Однако они склонны искать альтернативные варианты или дополнения среди широкого спектра понятий, имеющих отношение к иррациональной, эмоциональной стороне человеческой жизни. Такие понятия включают экзистенциональные, экспериментальные, "чу вственно-реактивные" формулировки, а также более эмпирически обоснованные идеи, касающиеся человеческой взаимозависимости (Р. Кеган, 1982; X. Маас, 1984; Л. Сроуф, 1978). Уравнивание эмоций со степенью социальной задействованности человека переводит параметр аффекта из чисто личностной теории в область эволюционной теории, предполагающей нелинейную (контекстную) структуру.

Читайте также:
Таро и книги: лучшие книги по Таро для начинающих, книги по обучению Таро

Преобладающая теория эмоций, независимо от того, какую из них предпочитает социальный работник, указывает на то, что аффект объясняет природу поведения, а также понимание жизни человека. Также признается, что люди, которые изменят свой аффект, смогут лучше понимать и эффективнее реагировать на насущные требования общества (G. Mayer, 1976).

Тo, что раньше считалось принадлежащим исключительно к области эмоциональных процессов, в настоящее время рассматривается и исследуется как часть физиологического (Дж. Хуфер, 1981) и неврологического (Г. Готтлиб, 1982) склада людей. Эмоциональная энергия тесно пересекается с биохимическими процессами человеческого организма и работой электронного аппарата его нервной системы. Химические препараты (лекарства) могут очень сильно воздействовать на психическое состояние человека, вызвать эмоциональный дисбаланс или стабилизировать эмоциональное состояние. Эта сфера психосоматических знаний находится в стадии становления; она либо расширит диапазон психологических знаний, либо войдет в психологию как новый раздел— "физиология поведения".

Другие психологические эволюционные концепции, такие как A. Теория самоактуализации Маслоу. Также следует отметить работы Маслоу (1962) и К. Роджерса (1961). Роджерс (1961) также заслуживает внимания. Однако эти концепции не являются точными в оценке индивидуального развития и нашли мало применения на практике и в обучении социальных работников.

Экологическое измерение

В 80-х годах возникла совершенно новая точка зрения — экологичеекая. Она строится на предпосылке многомерности человека и на признании того факта, что его эмоциональные, познавательные и физиологические процессы находятся в состоянии постоянного взаимодействия с окружающей средой. Эта установка требует необходимого учета человеческих компонентов для полного понимания развития человека. Должны быть учтены все виды психологического взаимодействия человека — его семейная жизнь, отношения на работе, социальный опыт и вовлеченность в многогранные системы каждодневных контактов. Экологический подход восходит к теории поля К. Левина и к общей теории систем. Для проведения исследований и практической работы с людьми экологические теории вводят поня­тие психически взаимодействующего мыш­ления, включая такие новые термины, как "микросистемы", "мезосистемы" и "макроси­стемы" . Данная модель мышления не ограни­чивается одним индивидом; напротив, она рассматривает человека в его социально-природном контексте. Такая постановка вопроса требует от работников социального сектора понимания индивидов в их взаимодействии с соответствующей окружающей средой. Ра­ботник сферы социальных проблем обязан проявить нелинейные мышление и действия. Для решения проблем человека необходимо воздействовать как на клиента, так и на окру­жающую среду. Многомерная экологическая или контекстуальная перспектива развития человека открывает также огромные возможности для исследования таких фундамен­тальных проблем развития человека, как ро­левая социализация по полам, а также культурный и расовый плюрализм как фун­даментальные проблемы человеческого раз­вития (X. Маас, 1984; Р. Шпехт и Г. Крейг, 1982). В настоящее время нет доминирующей психологической модели. И на практике, и в процессе обучения используются все пере­численные психологические теории — либо по отдельности, либо в эклектическом сочетании.

Критический подход.

Социальная работа как совокупность служб и система подготовки кадров, предпри­нимающая попытки уменьшить человече­ские и структурные стрессы, до тех пор будет переживать кризис, пока не будет выработано единой линии объяснения человеческого по­ведения и связанной с ним окружающей сре­ды. В равной степени неясно, как должен начинающий специалист овладевать профес­сией и применять на практике свои знания. Кажется, что терпимое отношение Совета по образованию социальных работников к боль­шому разнообразию учебного материала предполагает ограниченную ответственность перед любой из областей потенциально базо­вых знаний. Более того, система подготовки специалистов социального профиля столкну­лась с трудностями в проведении своих собст­венных исследований, таких, как анализ Холлиса (Э. Холлис, 1951) и Curriculum Study (P. Батлер, 1959), которые делали по­пытку дать психосоциальное определение "социального функционирования" (распро­страненная формулировка базировалась на медицинской аналогии).

Читайте также:
Сентенции - 3 Кубки: значение карт

В течение двух десятилетий после Второй мировой войны система и практика социального образования с ее привычной приверженностью принципам, ограниченным рамками психоаналитической системы, затрудняла связь психоаналитического познания с другими информационными системами о людях и их окружении. Следовательно, психологические знания социальных работников были не только спорадическими, но и ограниченными. В течение двух десятилетий после войны исследования и психологические теории таких ученых, как Курт Левин, Роберт Р. Сирс, К. Роджерс и особенно Ж. Пиаже, не оказали большого влияния на содержание учебных курсов.

Практические работники социальной сферы и деятели соответствующей системы образования вовремя проявили готовность взять на вооружение понятие "человек-в-ситуации" и сместить свою парадигму в сторону моделирования межпоколенной связи и раз­нообразия форм этнической, расовой, сексу­альной и культурной ориентации в плюрали­стическом обществе. Социальные работники и их система образования оказались готовы­ми охватить широкий спектр психологиче­ских концепций (П. Гиббс, 1984). Социаль­ная деятельность смело ввела в практику новые психологические ориентиры. В качест­ве ответной реакции на психоаналитические теории довольно большое число деятелей си­стемы образования и социальной практики с готовностью восприняли принцип исследова­ния поведения с его акцентом на исчислимость и верифицируемость. Эмоции, некогда служившие основой психоаналитической ба­зы социальных работников, стали отходить в прошлое социальной работы.

Система образования и социальная работа сегодня занимают относительно независимую психологическую позицию и продолжают рассматривать развитие человека в основном с точки зрения поведения, познавательной и эмоциональной активности, оценивая его в основном без учета его общей жизненной ситуации. В ближайшие годы важно будет осознать, что человек и окружающая его среда неразделимы; взятые по отдельности, они искажаются. Эта концепция является логическим результатом интерпретации человека как многофункционального организма.

Тенденции и вопросы.

В связи с акцентом на системное мышление и большим интересом к эмпирическим исследованиям, включая компьютерные технологии, появляется возможность установить связь между психологической основой развития человека и управлением энергией. Следовательно, психологические проблемы становятся атрибутами как термодинамических законов, так и психологических гипотез. Идея о том, что действия, мысли и эмоции человека связаны с энергией, позволяет по-новому изучить многие аспекты развития межличностных отношений. В будущем психологи и социальные работники будут уделять больше внимания всему эволюционному циклу развития человека. В результате они перестанут считать поведение в раннем детстве исключительно формирующим. Они признают, что последующий опыт взрослых, а также восприимчивость индивида влияют на степень адекватности текущего и последующего опыта.

В настоящее время перед образованием и практикой социальной работы стоит триединая задача. Первый – смогут ли они отойти от своего прежнего акцента на индивидуальных линейных принципах, таких как аналитические, поведенческие или когнитивные теории, в сторону нелинейной (контекстуальной) структуры развития. Второй – признают ли они необходимость рассматривать человеческую жизнь как непрерывную, как континуум. Проверкой принятия этой идеи будет изучение и конкретная работа с людьми по вопросам, связанным с прогрессивным развитием человека, его контекста и его личной ситуации. Например, взрослый человек так же зависит от окружающей среды, как и ребенок, несмотря на то, что социальные требования к нему постоянно меняются. В-третьих, необходимо понимать, что социальная работа должна быть осведомлена о вопросах, которые стали актуальными в последнее время: теоретическая и практическая компетентность в вопросах гендерной ролевой социализации или сексуальности, а также предоставление специальных услуг в связи со старением, упадком и смертью и т.д. Изменения, вызванные вмешательством социального работника, должны следовать, усиливать и опираться на процесс развития.

Читайте также:
Таро и мандалы: на деньги, на моделирование будущего

Среди многочисленных направлений и достижений современной науки, возможно, ничто так не повлияло на социальную работу, как современное "переоткрытие" эмоций. Ученые-социологи настойчиво работают над проблемой интеграции эмоций в существующие модели познания и поведения. Этот фермент 80-x годов находит отражение в росте эмпирических исследований по проблемам взаимодействия аффекта, познания и поведения. Социальные работники вместе с психологами и представителями других профессий, если они станут основываться на такого рода интегративной модели, смогут подойти к изучению клиента как многофункциональной личности.

В настоящее время усилия социальных работников направлены в основном на изучение групповых связей в семье, в группах сверстников и сверстниц, среди соседей, а вслед за этим на изучение организационного и культурного участия. В конечном итоге, возможно планирование и реализация программ и услуг в социальной работе на основе контекстуальных, экологических (человек-в-ситуации) психологических основ.

Генри У. Мейер.

Voir aussi : Практика социальной работы: Тенденции и проблемы ; Эволюция человека: биологическая перспектива ; Эволюция человека: социокультурная перспектива.

1.6. Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения. Значение социогенеза в формировании человека

Изучение человека сосредоточено в первую очередь на его биосоциальной сущности. Человек – единственный вид на Земле, обладающий социальной сущностью, которая стала важным фактором, определяющим направление его эволюции. Социальная сущность человека определяет его современное развитие как вида, и это позволяет нам прогнозировать будущее. Важной частью современной антропологии является изучение роли и значения биологических и социальных факторов в процессе антропогенеза. Соотношение этих групп факторов различно на каждом из трех этапов формирования человека.

Антропогенез первого поколения (6-2 млн лет назад) соответствует самым ранним этапам гоминизации до появления Homo sapiens. Существует единое мнение, что на этом этапе эволюции биологические факторы доминировали над социальными. На втором этапе (2 млн – 200 тыс. лет назад), соответствующем эволюции рода Homo до появления современного человека, влияние социальных факторов постепенно усиливалось и их значение сравнялось с биологическими. На третьем этапе антропогенеза (около 200 тысяч лет назад и до настоящего времени) социальные факторы в формировании современного человека преобладали над биологическими.

Сложность проблемы соотношения социального и биологического в формировании человека определяется также тем, что механизм естественного отбора, наиболее эффективно проявившийся на ранних этапах антропогенеза, формировал и закреплял именно те черты биологической организации человека, которые были наиболее благоприятны и способствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности человека и развитию общества. Социализация гоминид привела к ограничению влияния естественного отбора как фактора антропогенеза, поскольку социальная адаптация к условиям среды позволяет слабым и дезадаптированным особям выживать вместе, а возможно, и за счет более приспособленных.

Реконструировать ранние стадии социогенеза сложнее, чем реконструировать эволюцию морфологических типов и предков человека. Это связано с тем, что прямых доказательств существования социальных отношений и социальных регуляторов не существует, исследователи вынуждены использовать лишь косвенную информацию. Предполагается, что возможные взаимоотношения в обществах гоминид аналогичны структуре обществ животных или первобытных народов, живущих в настоящее время в схожих климатических и географических регионах.

Некоторые из животных (кишечнополостные, грызуны, хищники и другие) образуют сообщества как систему организации и биологической адаптации. Действия каждой особи, направленные на удовлетворение собственных потребностей, в то же время полезны для всего сообщества, а чаще незаменимы.

Высшая форма социальной организации возникла в процессе исторического становления человечества, когда появилось новое качество – целенаправленная, разумная деятельность – и постепенно создавалась принципиально новая среда обитания. Человек выработал совершенно особую, свойственную только ему психику, благодаря которой он способен осознавать свои действия, свой социальный статус, условия и мотивы социального поведения. Социальное существование человека сделало возможным сохранение и передачу из поколения в поколение новых знаний, полученных на опыте отдельными индивидами. В результате в сообществах, проживающих на разных территориях, закреплялись адаптивные формы поведения, позволявшие его членам выживать в заданных условиях.

Читайте также:
Таро Магия Наслаждений: история создания, особенности, символы

Переход от “первобытного стада” к родоплеменному строю, вероятно, произошел 40-38 тысяч лет назад (период верхнего палеолита), когда преимущества качественно новой формы адаптации стали очевидны в условиях быстрого роста популяции Homo sapiens и стремительного расширения ареала их обитания. Возникли новые отдельные археологические культуры, которые развивались на разных территориях ойкумены (обитаемой человеком части Земли), населенных разными племенами.

Верхнепалеолитическая культура характеризуется большим разнообразием орудий труда, включая более сложные формы, такие как орудия со вставками и составные орудия. Широко использовались такие материалы, как кости и рога животных. Человек начал строить очень разнообразные жилища, удивительные по своей сложности. Появились различные виды первобытного искусства: орнаменты, многоцветные наскальные рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и др.

С самого начала социализации человека и возникновения родоплеменной жизни межгрупповой отбор стал очень важным, и преимущество в выживании получали те коллективы, в которых лучше разрешались противоречия между необходимостью всем членам действовать сообща и нестабильностью межличностных отношений.

Считается, что клановые отношения способствовали сапиенизации за счет экзогамии – запрета на сексуальные отношения между членами одной общины. Предотвращение близкородственных браков позволяло избежать неблагоприятных генетических последствий и повысить устойчивость потомства.

Таким образом, мы видим, что социализация на определенном этапе эволюции создала, в определенной степени, условия, необходимые для сохранения вида и увеличения его численности. В этом отношении интересны данные, описывающие рост популяций гоминид на Земле. По оценкам, популяция первых гоминид или их прямых предков составляла около 5 миллионов особей за 8 миллионов лет до нашей эры. В 1600 году население Земли составляло около 500 миллионов человек, а в 1850 году – 1 миллиард, в 1930 году – 2 миллиарда, в 1960 году – 2 миллиарда. Этот рост населения сильно различается в разных странах, что еще раз показывает важность социальных факторов в эволюции человеческих популяций. Этот рост зависит от уровня развития культуры и экономики страны, уровня здравоохранения, национальных и религиозных традиций.

Эволюция биологии представляет собой биологическое движение материи, а эволюция общества – социальное движение. Естественно, что социальная форма движения материи возникла только с появлением современного человека. Поэтому очень трудно установить закономерности и направление ее развития и предсказать будущие результаты эволюции человека.

Человеческое сообщество делает изучение многих вопросов, связанных с антропогенезом, не только биологической, но и философской проблемой. Решение этой проблемы тесно связано с глобальными проблемами существования жизни на планете (проблема перенаселения, экологическая проблема, проблема межнациональных и межрелигиозных конфликтов и т.д.) Это связано с тем, что появление человека на земле, с его целенаправленной профессиональной деятельностью (порой без учета возможных отдаленных последствий), качественно изменило облик планеты и задало новое направление эволюции всей природы. Более того, быстрый рост численности населения и результаты производственной деятельности человека породили множество глобальных проблем, решение которых требует переосмысления отношений общества с природой и переопределения места и роли человека в биосфере Земли. Другими словами, решение этих проблем лежит в социальной сфере.

Научные аспекты формирования психики человека

По мнению ученых, исторический процесс формирования человеческой психики повторяет в замысловатой форме процесс формирования индивидуальной психики. Л. Выготский считает, что регуляция поведения ребенка начинается под влиянием речи других людей. Слова родителей и других людей дают сигналы о том, как правильно себя вести. Таким образом, формируется поведенческая программа. Следующий этап психического поведения характеризуется тем, что сформированная ранее система действий определяется речевым строем самого ребенка. Тогда эффективный самоприказ приобретает характер внутренней речи. Затем происходит переход от внутренней речи к интернализованной речи.

Читайте также:
Таро Дюрера: галерея, история создания, особенности

Слова трансформируются в мотивацию и поведенческие императивы. Это средство актуализации различных поведенческих схем, внешняя звуковая композиция связывается с практической деятельностью взрослого индивида, приобретает сигнальный характер, становится носителем социально сформированных смыслов.

Психика современного человека интенсивно развивалась относительно недавно. Это произошло около 10 000 лет назад, когда человечество перешло от охоты и собирательства к ремеслам, строительству, животноводству и сельскому хозяйству. Расширились возможности производства, что усилило рост человеческих потребностей. Оседлый образ жизни требовал формирования крупных племенных объединений. Стали возникать города-государства, расширялось производство товаров, а обмен информацией стал более распространенным. Письменность позволила человеку выйти на новую ступень развития: его достижения в области производства и культуры стали накапливаться в рукописях и книгах.

Проблема возникновения и эволюции психики всегда считалась одной из самых сложных в психологической и социологической науке. Основная трудность заключается в том, что не существует объективных критериев одушевленности. Существует несколько подходов к вопросу о возникновении психики:

  1. Антропопсихизм – Взгляды Р. Декарта предполагают наличие сознания в психике; у животных нет сознания, а значит, нет и психики.
  2. Панпсихизм – эту точку зрения разделял Б. Спиноза; психика считается неотъемлемым свойством каждого материального творения, поэтому проблема происхождения психики не существует.
  3. Биопсихизм – мнение Аристотеля о том, что психика – это душа; она есть у всех живых существ, включая растения.
  4. Нейропсихизм – точка зрения С. Дарвин и Х. Спенсера, согласно которому наличие нервной системы является строгим и объективным критерием существования психики. Мозговой психизм – точка зрения К. Платонова, согласно которой психика может возникнуть и развиваться только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих мозг.

А.Н. Леонтьев отверг эти взгляды, предложив свой критерий. Она характеризуется объективностью и функциональностью. По мнению исследователя, основной характеристикой психики является способность субъекта реагировать на абиотические свойства мира.

Способность организмов реагировать на биотические раздражители называется раздражимостью: это предпсихическая или непсихическая форма отражения среды.

Недостаточность предпсихических форм отражения мира позволяет психике возникнуть для обеспечения жизнедеятельности организма. Ее возникновение тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Развитие нашей психики происходит в два этапа: начальный – освоение знаков и символов, и внутрипсихический – преобразование внешних символов и знаков внутрь нас. Психика людей отличается от психики всех других живых существ.

Поэтому мы можем сделать вывод, что психическое развитие человека тесно связано с развитием общества. Феномен идеального ментального образа рождается на социальной основе. Ментальный образ является частью второй сигнальной системы, т.е. области социальной культуры.

Этот образ идеален. Человек, отражая мир, опирается на социальный опыт и сформированные знания. В процессе своего развития человек осознает только ту социальную общность, в которой он сам существовал. На поведение индивидов оказывает сильное влияние та или иная этническая культура. Психическое развитие человека начинает существенно отличаться от развития других живых существ.

Научные аспекты формирования психики человека

Рисунок 3: Основные отличия между людьми и высшими животными

Люди культивировали мышление и сознание на протяжении тысячелетий. Современные люди смотрят на мир с разных точек зрения, интерпретируя его не только вербально и грамматически, но и интуитивно.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: