Роль психологической эволюции человека в формировании соционики

История развития соционики

• 1. История развития соционики. Теория
психологических типов К.Г. Юнга, работы
Американской типологической ассоциации и
вклад А.Аугустинавичюте.
• 2. Модель К.Г.Юнга. Базисные психологические
функции и установки.
• 3. История названий типов личности:
преимущества и недостатки.
• 4. Тест MBTI, социальные темпераменты
Кейрси: их роль в эволюции соционики.

Соционика – технология, которая объединяет
людей в типы в зависимости от
психологических особенностей и объясняет
взаимоотношения между ними.
Узнав свои сильные и слабые стороны, вы сможете:
– найти оптимальную профессию
– научиться лучше понимать окружающих
– понять, что не существует полностью хороших и плохих людей, просто не
все одинаково созвучны вам
– выстроить более гармоничные отношения с окружающими

3. МОДЕЛЬ К.Г. ЮНГА

4. МОДЕЛЬ К.Г. ЮНГА

Мышление (объективное аналитическое мышление)
Ощущения (практики-реалисты)
Интуиция (теоретики-идеалисты)
Чувства (субъективное оценочное мышление)
Известный психолог К. Г. Юнг разделил людей на два типа — экстравертов и
интровертов.
Люди также различаются по доминирующей функции, которая бывает
мыслительной, эмоционально чувствующей, ощущающей или интуитивной.
Согласно типологии Юнга, типы людей можно выделить по следующим
характеристикам:
1. Экстравертный—интровертный.
2. Рациональный—иррациональный.
3. Мыслительный (логический)—эмоциональный.
4. Ощущающий (сенсорный)—интуитивный.

УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ
Конституция
(внешние
признаки)
Биоритмы
деятельности
Темперамент
Главное
полушарие мозга
Каналы
восприятия
Социальные
роли
Тип личности
Стили
мышления
Акценты
типа
Формы чувств
и отношений
Формы
поведения
СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ
Установка на вид
деятельности
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
Тип решаемых
задач
Приоритеты
Менталитет
Компетентность
Стили
управления
Мотивы и
стимулы
Моральноэтические
качества
Культура

На личность нельзя смотреть только со стороны
отдельной науки или теории.
Нужно иследовать всё: соционические типы, акценты
психики, темпераменты, психоформы, стили мышления, и
др. особенности характера, которые рассматривает
Дифференциальная соционика.

7. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА НАИМЕНОВАНИЙ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

Таблица типов А.Аугустинавичюте: обозначение и псевдонимы.
Мотивированные названия типов по М.Бейтс и Д.Керси.
Мотивированные названия типов по В.Гуленко, В.Мегедь, А.Овчарову
1.Интуитивно-логический экстраверт (Дон-Кихот) – Изобретатель – Новатор
2.Сенсорно-этический интроверт (Дюма) – Художник – Посредник
3.Этико-сенсорный экстраверт (Гюго) – Продавец – Коммуникатор
4.Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер) – Ученый – Аналитик
5.Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет) – Педагог – Наставник
6.Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький) – Опекун – Инспектор
7.Сенсорно-логический экстраверт (Жуков) – Покровитель – Лидер
8.Интуитивно-этический интроверт (Есенин) Искатель – Лирик
9.Логико-интуитивный экстраверт (ДжекЛондон) – Фельдмаршал-Экспериментатор
10.Этико-сенсорный интроверт (Драйзер) – Хранитель – Хранитель
11.Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
– Конферансье – Политик
12.Интуитивно-логический интроверт (Бальзак) – Архитектор – Критик
13.Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц) – Администратор – Управляющий
14.Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)-Автор (Писатель) -Гуманист
15.Интуитивно-этический экстраверт (Гексли) -Журналист -Вдохновитель
16.Сенсорно-логический интроверт (Габен) – Ремесленник – Мастер

Американский аналог MBTI
(типология Майерс-Бригс)
используется в США с 40-х
годов.
Соционика – новый шаг в
типологии личности
Дифференциальная
соционика – новый шаг в
соционике

9. Сферы применения соционики

Диагностика типа личности
• выбор учебного направления и сферы деятельности
Профориентация
• выбор учебного направления и сферы деятельности
Личное консультирование:
• семейные и личные проблемы, воспитание детей
Подбор оптимальных партнеров:
• бизнес, дружба по интересам, любовь, брак
Услуги в сфере бизнеса:
• профотбор, формирование рабочих групп и коллективов, оптимизация деятельности сотрудников
Обучение методам Дифференциальной соционики:
• тренинги и вебинары

Соционика: можно ли подобрать партнера или карьеру по темпераменту

Фото: Pablo Blazquez Dominguez / Getty Images

Соционика — это концепция взаимоотношений между личностями. Последователи направления считают, что людей можно разделить на 16 типов, в зависимости от того, как человек воспринимает информацию. А знание своего типа поможет лучше выстроить отношения, как личные, так и рабочие.

«Большой толковый словарь» не дает определения соционике, но упоминание концепции есть в «Словаре иностранных слов» под редакцией Комлева. Там описывают соционику как науку о межличностных отношениях. [1] Но действительно ли соционика — это наука?

Кто придумал соционику

Теория темпераментов Гиппократа-Галена

Считается, что разделить людей по типам темперамента предложил Гиппократ в книге «О природе человека» в V веке до нашей эры. Теория основывалась на представлении, что в теле текут четыре «жизненных сока» — кровь, флегма (лимфа), желчь и черная желчь. Доминирование одной из жидкостей могло вызвать болезни и влияло на характер человека. При этом комбинация соков зависит от комбинации звезд в момент рождения. [2]

Через шесть веков древнеримский медик Клавдий Гален, основываясь на учении Гиппократа, описал 13 темпераментов. А известные сегодня типы темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) окончательно создал Аэций.

Карл Юнг и соционика

В ХХ веке типами темперамента занимался и психиатр Карл Юнг. В 1921 году он опубликовал книгу «Психологические типы». В этой работе впервые прозвучали термины, которые оказали влияние на многие учения о типах личности.

Юнг выделил четыре типа личности по преобладанию одной из психических функций — мышление, эмоции, сенсорика и интуиция. Карл Юнг считал, что не существует «чистых» личностей, а каждый человек бывает экстравертированным (открыт миру) или интровертированным (погружен в себя). Всего получается восемь типов личностей.

На работы Юнга опиралась Сьюзан Деллингер: она присвоила восьми юнговским типам личностей геометрический знак, расположила их на шкале и добавила еще один параметр. Она дополнительно предложила делить людей на рационалов и иррационалов. Так появилась психогеометрия с ее 16 типами.

В конце 1920-х годов Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс взяли теорию Юнга и создали свою систему для оценки личности. Исследовательницы 20 лет дорабатывали типологию и представили методику тестирования, которая известна как тест Майерс-Бриггс. В этой концепции также 16 типов личности. [3]

Фото:David Ramos / Getty Images

Упрощенный вариант учения Юнга и Майерс-Бриггс в СССР адаптировала Аушра Аугустинавичюте.

Теория Аушры Аугустинавичюте

В 1960-х годах советская и польская исследовательница Аушра Аугустинавичюте изучала работы Фрейда, Юнга, Кемпинского. К тому времени Майерс и Бриггс уже создали свою классификацию. На базе этих теорий Аугустинавичюте пишет очерк «Дуальная природа человека». Считается, что это одна из первых публикаций по соционике. Очерк начинается с рассуждения о том, что существуют люди, которые не подходят друг другу. И по сути, вся дальнейшая классификация типов — помощь для выбора подходящего партнера. [4]

Читайте также:
Сколько карт в разных колодах Таро: Манара, Тота, Теней, Уэйта

Аушра Аугустинавичюте изменила юнговские определения, обосновав это тем, что названия Юнга «нам не совсем подходят». Так «мышление» Юнга стало «логикой», «эмоции» — «этикой».

В основе соционики лежит мысль, что различия между типами личности — это различия в обмене информационного сигнала с окружением. И хотя мнение Аугустинавичюте, что все люди по-разному воспринимают и передают информацию, не было новым, именно с него началась соционика в СССР.

Соционика и 16 типов личности

Влияние на работы Аугустинавичюте оказал польский психолог Антон Кемпинский. Он, так же как и Бриггс и Майерс, выделял 16 типов личности и записывал их с помощью буквенного кода. Например, ИЛЭ — интуит, логик, экстраверт.

Аугустинавичюте предложила альтернативную запись и назвала 16 типов личности именами исторических и литературных персонажей. Так появились «Дон Кихоты», «Дюма», «Гамлеты» и прочие. Для каждого есть описание основных моделей поведения и черт характера.

К примеру, тип личности «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт) характеризуется мечтательностью, увлеченностью своими идеями. Такой человек может болезненно воспринимать, если его не поддерживают; его раздражают приземленные реалисты.

Описания типов по Аугустинавичюте затрагивают не только основные черты личности, но и внешность. Например, для «Дон Кихотов» характерен скошенный подбородок, высокий рост. Для «Дюма» — округлость линий, полнота.

Аугустинавичюте считала, что только противоположности будут счастливы и гармоничны в любовных отношениях, так как они дополняют друг друга: «Экстраверт настоящую женственность видит в интровертной девушке, интроверт — в экстравертной». [5]

Почему соционика — это лженаука

Соционики утверждают, что с помощью их учения можно классифицировать людей, предсказать их поведение, сильные и слабые стороны. Насколько теория Аугустинавичюте научна, РБК Трендам прокомментировали в комиссии РАН по борьбе с лженаукой.

Лженаукой или псевдонаукой называют деятельность или учение, которые ошибочно считают основанными на научном методе. [6] Лженаука притворяется наукой, но на самом деле таковой не является. Одна из самых популярных лженаук — гомеопатия. И хотя многочисленные независимые исследования подтвердили неэффективность метода, в гомеопатию продолжают верить многие люди. [7]

Фото:Антон Новодережкин / ТАСС

Александр Сергеев, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой:

«Лженаука в первом приближении — это любая деятельность, не являющаяся научной (по тематике, целям, методологии, качеству, признанию коллегами и так далее), но навязчиво выдаваемая за научную, поскольку это выгодно (приносит внимание, уважение, влияние, деньги).

Четких формальных критериев у лженауки нет, поскольку и сама наука, и особенно ее имитации весьма динамичны. Скорее можно говорить о признаках лженауки. Их много разных. Но, в первую очередь, это попытки добиться научного признания вне научной среды, а также противопоставление своих идей научному сообществу, попытки отделиться от него и создать свою отдельную научность, не связанную с прочей».

Александр Панчин, старший научный сотрудник ИППИ РАН, лауреат премии «Просветитель», проанализировал для РБК Трендов соционику на признаки лженауки.

Использование наукообразной терминологии и слов-маркеров

Социологи в своей работе пользуются такими словосочетаниями как «энергетический заряд и импульс» и «информационный метаболизм». Но что на самом деле значат эти специфичные термины?

Александр Панчин:

«Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте писала: «В мозге при его функционировании происходит перемещение энергетических зарядов. Образуются два кольца информационного метаболизма (ИМ)». Это бессмысленный набор слов. Нет никаких колец информационного метаболизма.

Рассмотрим употребление термина энергетических зарядов. Это неправильное использование научного термина. В действительности энергетический заряд — это физическая скалярная величина, определяющая способность тел быть источником электромагнитных полей и принимать участие в электромагнитном взаимодействии». [8]

Отсутствие научных исследований по соционике

Научных статей по соционике нет в международных базах данных PubMed, Scopus, Web of Science.

Александр Панчин:

«Я бы сказал, что подавляющее большинство людей, утверждающих, что занимаются соционикой или придумали по ней оригинальные тесты или курсы, не проводили никаких исследований, которые хотя бы по форме напоминали научные. Я знаю только пару человек, которые пытались что-то исследовать на больших выборках, правда, у меня серьезные вопросы к их методам, и признания их труды не нашли».

Один из главных современных социоников Александр Букалов выложил в открытый доступ почти 400 статей. Некоторые из них даже попали в базу Российского индекса цитирования (РИНЦ), но треть его публикаций вышла в собственном журнале «Соционика, ментология и психология личности». [9]

Замалчивание фактов, противоречащих теории

Научно подтвердить зависимость темперамента человека от его физиологии пытался Иван Павлов. Однако его эксперименты не дали подтверждения гипотезе. [10]

Специалисты медицинского факультета Университета Южной Каролины в 2015 году исследовали взаимосвязь между приписываемым типом личности и реальным поведением человека. Они провели исследование в 46 американских школах и не нашли взаимосвязи. [11]

Александр Панчин:

«Если посмотреть исходное выделение 16 типов и его обоснование, то оно, по сути, взято из головы, а не получено каким-либо эмпирическим путем. Вот обоснование создательницы соционики: «В связи с тем, что энергетический импульс может иметь одно из двух направлений, а активным кольцом бывают оба кольца, становится понятным, почему типов личности шестнадцать: 4×2×2 = 16». Это не объяснение, а бессмысленный набор слов.

Возьмем более-менее любое свойство личности, которое можно как-то количественно измерить: IQ, степень экстраверсии, склонность к аналитическому мышлению, сознательность, открытость и так далее. По любому из них мы видим нормальное распределение людей: то есть, большинство из нас по этим признакам «середняки», и чем дальше мы уходим в любую из крайностей, тем меньше там людей. Это противоречит идее, что люди делятся на отчетливые типы».

Заинтересованность в заработке

По мнению Панчина, типичный метод вовлечения людей в соционику — предложение пройти тест личности и оценить полученное описание. Такой прием основан на эффекте Барнума, когда люди легко находят себя в достаточно размытых описаниях. Это не научный подход. Такой же прием используют астрологи.

Читайте также:
Славянская руна Крада: значение в отношениях, любви, работе, бизнесе, здоровье

Фото:Shutterstock

При этом обучающие курсы, семинары и мастер-классы по соционике стоят довольно дорого. Например, за двухдневное обучение в так называемом «НИИ Соционики» нужно заплатить ₽20 тыс.

Другой популярный курс по соционике стоит от $400. При этом, как утверждают организаторы, все группы заняты до середины 2022 года.

Почему люди увлекаются соционикой

Несмотря на доказательства псевдонаучности соционики, в теорию деления людей на типы продолжают верить. Концепция даже «проникла» в некоторые учебные программы вузов: по теме делают доклады, проводят тестирования студентов на определение типа личности, преподаватели рекомендуют литературу.

«Международный институт соционики» бережно сохраняет любое упоминание своего направления в образовании. [12] Так, в 2003 году Санкт-Петербургский государственный университет в рамках дисциплины «Социология конфликта» рекомендовал к прочтению минимум две книги по соционике. [13]

Объяснить веру в псевдонаучную концепцию можно тем, что человек подвержен когнитивным искажениям. Одно из них — предвзятость подтверждения или склонность к подтверждению своей точки зрения. [14] Человеческое сознание устроено так, что будет искать информацию, которая подтвердит, а не опровергнет данные. Эта эволюционная уловка помогает избежать стресса, делает мир более понятным и предсказуемым.

Алена Голзицкая, научный сотрудник Психологического института РАО, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter:

«Люди тяготеют к разного рода типологизациям для упрощения восприятия реальности. Соционика предлагает один из тысяч вариантов психологических классификаций. Как и любым способом деления людей на типы, подобным подходом не стоит злоупотреблять — ведь всегда найдутся те, кто не укладывается в описание.

Классификации в психологии довольно распространены, достаточно вспомнить хотя бы классификацию типов темпераментов. Но у данного подхода есть один существенный минус — они базируются на усреднении черт, что всегда приводит к потере нюансов значений».

Роль психологической эволюции человека в формировании соционики

Из серии статей “Психология новой эры”, опубликованных в приложении к газете “1 сентября” – “Школьный психолог”, 2001 г.

Еще по теме:

Многие из вас, дорогие читатели, слышали о соционике, но, к сожалению, мало кто имеет четкое представление о том, что это такое и “с чем ее едят”. Еще пару лет назад отзывы о ней носили, мягко говоря, скептический, негативный характер.

Различные типологии известны человечеству издревле. Еще великий греческий врач и мыслитель Гиппократ ввел понятие темпераментов. Затем, благодаря исследованием И.П. Павлова, возникла теория о типах человеческих характеров. Значительный вклад в ее разработку внесли Э. Кречмер (1921) и П.Б. Ганнушкин (1933). И все-таки… И все-таки многое казалось слишком условным. Ведь человеческая психика настолько многообразна, что как бы ни старались ученые, разложить ее “по полочкам” невозможно. Какие бы классификации ни возникали, они не опишут все, что известно нам о человеке. Так, почему же в 70-х годах XX века появилась соционика, делающая упор именно на типологию, и в каком качестве можно говорить о закономерностях человеческой психики?

Соционика изучает не просто психику человека, а способы обмена информацией между людьми, описывает информационную структуру личности. Говоря проще, соционика показывает, как мы обмениваемся информацией с миром, и как это отражается на нашей психике. И сейчас, как в Начале Начал, Слово в понятии информации, было и остается главным в нашей жизни. Нострадамус предсказывал, что земля в XX столетии будет опутана веревками и канатами. Под ними можно понимать разные вещи. Некоторые проводят аналогии с линиями автострад или железнодорожных путей. Другие считают, что это провода, передающие нам информацию и буквально опутывающие всю нашу жизнь. Это компьютерные сети, Интернет, телевидение. Но можно также предположить невидимые нити, накрепко связывающие людей. По этим каналам происходит постоянная передача и получение информации. И не просто информации, а информации высокоценимой и порой труднодоступной.

· Соционический анализ передачи информации между людьми дает возможность увидеть, как восприятие одних и тех же явлений влияет на психологический комфорт, порождает или снимает комплексы.

Еще Антуан де Сент-Экзюпери отмечал, что величайшая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения. Люди постоянно обмениваются какой-то информацией, но настоящее душевное общение так и остается роскошью – высоко ценимой и подчас труднодоступной. Жизненный опыт нас убеждает, что очень редко можно рассчитывать на глубокое понимание со стороны других людей. Часто и нам бывает трудно понять другого человека. Есть люди, как говорится, с нами “одной крови”, общение с которыми приятно и, несмотря на отсутствие полного взаимопонимания, доставляет удовольствие. С другими же общение тяжело, непонимание раздражает, поток информации, идущий от них, напоминает жужжание навязчивой мухи. Третьи нам вовсе безразличны, общение не задевает и не трогает, нет взаимопонимания и нет интереса.

Соционика (от слова “социо” – общество) – вовсе не очередная попытка типологизировать характеры, как может показаться вначале. Это типология различных сортов объективной интеллектуальной деятельности.

Соционика изучает не просто психику человека, а ее функционирование в режиме обработки информации, изучает способы обмена информацией между людьми, описывает информационную структуру личности и общества.

Актуальность соционики постепенно растет и набирает вес. На сегодняшний день большой вклад в ее развитие внесли Вильнюсская, Киевская и Новосибирская школы, в последнее время соционика активно развивается в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге. Развивают соционику люди различных профессий: математики, физики, социологи, врачи, психологи, педагоги.

О степени нужности соционики говорит и тот факт, что в 1997 году материал по ее изучению был включен в учебник психологии, рекомендованный Государственным комитетом РФ по высшему образованию. К сожалению, большой процент психологов, закончивших высшие учебные заведения пять и более лет назад, оказались не охвачены новыми веяниями.

Сев за написание данной статьи мы, авторы, поставили перед собой задачу – рассказать об основных положениях соционики и, тем самым, дать читателю азы для ее дальнейшего самостоятельного изучения.

Читайте также:
Рунические ставы на закрытие дороги человеку

Практическое применение

В каких случаях школьным психологам может прийти на помощь соционика?

Во-первых, в профориентации школьников. Высшее образование на сегодняшний момент все больше становится дорогостоящим, родители вынуждены оплачивать своим детям поступление и учебу в вузах. Поэтому, чтобы деньги не оказались “выброшенными на ветер”, не получать ненужную корочку, необходимо быть заранее уверенным в правильности выбранной специальности. Работа и учеба должна доставлять радость, дарить уверенность в завтрашнем дне, а не становиться камнем преткновения споров и конфликтов. Вооружившись соционическими знаниями, психолог сможет заранее сориентировать выпускников школ и колледжей на выбор жизненного пути, дать кораблю правильный курс. Один соционик сравнил полученные знания с маяком. Они, словно свет во тьме, помогут причалить к берегу и не разбиться о подводные камни.

Кроме того, довольно часто школьным психологам приходится разбираться в семейных конфликтах своих подопечных. Приходят родители с просьбой помочь разобраться в непростых семейных коллизиях. Правильно или не правильно родители строят отношения между собой? Как это отражается на детях? Как наладить взаимоотношения с “трудными” детьми? Как гармонизировать отношения? Соционические знания и здесь придут на помощь.

Нередко школьным психологам приходится помогать и учителям. Ведь не секрет, что одних преподавателей дети любят и доверяют, а к другим большого уважения не испытывают. В классе всегда найдется ученик, которого какой-либо учитель недолюбливает, не находит с ним общего языка. Что делать: перевести ребенка в другую школу или попытаться наладить отношения? Соционика поможет увидеть, почему отношения складывают подобным образом, и как найти выход из сложившегося положения, разглядеть даже у трудного ребенка склонности и развить таланты.

Кроме этого, школьные психологи тоже люди, тоже имеют слабые, уязвимые места, перегружены проблемами и стрессами. Соционические знания помогут разобраться в себе, преодолеть внутриличностные барьеры и комплексы. Замечено, что у людей занимающихся соционикой открывается “второе дыхание”, появляется чувство уверенности в себе. А так же вырабатываются средства безопасности во взаимоотношениях с другими людьми. Соционика даст возможность предвидеть, что можно ждать от общения с близкими и коллегами.

Ну и последнее, сегодня работа школьных психологов далеко не самая высокооплачиваемая. Многие вынуждены искать пути и возможности подработки. Вооружившись знаниями по соционике можно устроиться на дополнительную работу в кадровые агентства или службу по подбору персонала различных фирм. Соционика поможет ответить на вопрос: соответствует ли желаемой должности данная кандидатура и как построить работоспособную команду.

Вначале изучения материала по соционике неискушенному читателю может показаться, что она очень сложна для восприятия. Много таблиц и формул, предназначенных для запоминания. Со своей стороны, мы, авторы, попытались упростить подачу материала. Получилось или нет – вам судить. Главное – не бояться нового, не отбрасывать заранее то, что покажется сложным, а попытаться разглядеть зерно истины и все получится!

Исторический срез науки

Прежде чем, подойти к описанию основных положений соционики считаем важным вначале дать небольшой исторический экскурс. Как зародилась соционика и где находятся ее корни? Соционика возникла, как закономерное продолжение учений основоположника психоанализа З. Фрейда и его талантливого ученика, швейцарского психиатра Карла Густава Юнга (1875 – 1961). Если описать коротко историю ее возникновения, то это прозвучит приблизительно так: Фрейд ввел в науку идею о том, что человеческая психика имеет некую структуру. Эта структура включает в себя следующие уровни: сознание (ego), предсознание (super-ego) и подсознание (id).

Опираясь на более чем шестидесятилетний опыт работы с пациентами, К.Г. Юнг отметил, что эта структура по-разному наполнена у разных людей.

С чем это связано? Некоторые ученые предполагают, что психика новорожденного представляет собой “чистую грифельную доску”, человек рождается как “tabula rasa” и все последующее психологическое развитие проистекает из родительского воспитания, под воздействием социума и личного опыта. Однако К.Г. Юнг утверждал, что это не так. Психика ребенка уже обладает некой изначальной структурой, которая задает базу, основу для его дальнейшего взаимодействия с внешней средой.

Эта первоначальная структура включает тип личности, на котором впоследствии и формируется индивидуальная психика.

· С точки зрения К.Г. Юнга каждый человек не только индивидуальность, но и представитель определенного типа.

В этом нет ничего обидного, как нет ничего ограничивающего индивидуальность человека в принадлежности к мужскому или женскому полу. Будучи мужчиной или женщиной, блондином или брюнетом, мы все остаемся, прежде всего, личностью, имеем право на собственные мысли, чувства, привычки и вкус. Типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров. В рамках любого из психологических типов она не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям “расти над собой”.

Психологические типы по Юнгу

Наблюдения дали Юнгу основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей).

В соответствии с этим К.Г. Юнг определил следующие базовые функции в психике человека:

мышление, чувство, интуиция, ощущение

Он рассмотрел каждую из них в двух установках: в экстравертном и интравертном вариантах. В соответствии с этим определил восемь психологических типов личности. Их описания Юнг привел в своей книге “Психологические типы”. Для лучшего понимания типологии сведем их в таблицу.

Роль психологической эволюции человека в формировании соционики

Соционика: можно ли подобрать партнера или карьеру по темпераменту

Фото: Pablo Blazquez Dominguez / Getty Images

Соционика — это концепция взаимоотношений между личностями. Последователи направления считают, что людей можно разделить на 16 типов, в зависимости от того, как человек воспринимает информацию. А знание своего типа поможет лучше выстроить отношения, как личные, так и рабочие.

«Большой толковый словарь» не дает определения соционике, но упоминание концепции есть в «Словаре иностранных слов» под редакцией Комлева. Там описывают соционику как науку о межличностных отношениях. [1] Но действительно ли соционика — это наука?

Читайте также:
Руна Дагаз: значение в любви, отношениях, работе, магии

Соционика: история и суть

Психологические типы уходят корнями в теорию типологии характера Карла Густава Юнга. В 1921 году вышла его книга “Психологические типы”. Он подробно описывает всю последовательность типологии человека, начиная с древних времен и до наших дней, дополняя ее наблюдениями, которые он сделал, и выводами, к которым пришел. Например, Юнг описывает деление на 4 типа темперамента, данное Гиппократом на основе преобладающих “жидкостей тела” (кровь – sanguis, лимфа – flegma, желчь – и так называемая черная желчь – melaina hole). Эти 4 типа характеризуются такими свойствами, как сила и стабильность. Автор также вводит понятия интроверсии и экстраверсии. Обратите внимание, что Юнг нигде не утверждает необходимость и применимость этих типологий на практике, он просто приводит их как исторические сведения из истории психологии.

Литовская исследовательница Ау*ра Аугустинави*ит* считается создателем соционики. Ее учение, соционика, основано на 16 парах “соционических признаков”, среди которых выделяются четыре дихотомии Юнга. Аушра не имела никакого психологического образования (она была экономистом), но это не помешало ей назвать свое учение “новой наукой”, придумать собственную терминологию и объявить его чрезвычайно полезным. Для описания типов условно используются три шкалы: логика – этика, интуиция – сенсорика и экстраверсия – интроверсия. Каждый тип назван по имени известных людей, принадлежащих к этому типу, например, “Бальзак”, “Дон Кихот”, “Дюма”, “Гамлет”.

Аусра вводит свою особую концепцию “информационного метаболизма”. Это способ, с помощью которого человек обменивается информацией с внешним миром. По мнению создателя, речь человека, то есть предложения, которые он использует, позволяет подобрать “ключ” к его психике, то есть отнести его к одному из типов. Этот процесс называется “набор текста”.

контр.по истории псх..docx

Дарвиновская теория эволюции

История развития эволюционной теории Дарвина

Критическое отношение к теории Дарвина

Дарвинизм – материалистическая теория эволюции

Роль теории эволюции Дарвина в развитии психологии и ее последствия для науки

Влияние эволюционной теории Ч.Дарвина на развитие психологии

Значение эволюционной теории Дарвина

Перечень использованных источников и литературы

Эволюция занимает уникальное место в изучении истории жизни. Эта теория является основой всей науки, выступая в качестве объединяющей теории. Эволюция подразумевает общее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Можно сказать, что живые организмы эволюционируют с течением времени, превращаясь из более простых, ранее существовавших организмов в сложные. Эволюционная теория была разработана Чарльзом Дарвином, она объясняет, как развивались виды, как они эволюционировали (включая их умственные способности) и как они себя вели. На протяжении веков об эволюции жизни писали несколько мыслителей и натуралистов.

Дарвин впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза (исторического формирования группы организмов), обосновав учение о происхождение видов путем естественного отбора. наследственность, изменчивость, отбор – таковы факторы эволюции. Средствами точного рационального анализа было доказано, что кроме механической причинности, действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в том числе и психические. Публикация главного труда Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора” открыла новую эпоху в развитии современной биологии. И поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные события в биологии, вызванные дарвинизмов, изменили весь облик психологической науки.

Поэтому тема данной статьи очень актуальна с точки зрения психологических исследований. Цель данной статьи – рассмотреть роль дарвиновской эволюции в развитии психологической науки.

Г ЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ДАРВИНА

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ДАРВИНА

Английский ученый Чарлз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую науку, сумев создать теорию развития живого мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силой эволюционного процесса. Фундаментом для создания теории эволюции Ч.Дарвину послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле “Бигл”. Разработку эволюционной теории Дарвин начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами позже на заседании линеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения естественного отбора. На том же заседании был прочитан доклад А.Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие с дарвинскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале линеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию эволюции раньше, глубже и полнее. Именно поэтому свой основной труд, вышедший в 1889 году, Уоллес, подчеркивал приоритет Дарвина, назвал “Дарвинизмом”.

Главный труд всей жизни ученого, названный по традиции той эпохи многословно: “Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”, был издан 24 ноября 1859 года и разошелся тиражом 1250 экземпляров, что по тем временам для научного труда считалось неслыханно. сам Дарвин так писал по этому поводу: “Иногда высказывалось мнение, что успех книги доказывал то, что “вопрос уже носился в воздухе” и что “умы были к нему подготовлены”. Ноя не раз прощупывал мнение многих натуралистов и не встретил, ни одного, который сомневался бы в постоянстве видов. Раза два или три пытался я объяснить очень способным людям, что я разумею под естественным отбором, но совершенно безуспешно”. Необходимо отметить, что первый набросок теории эволюции был сделан Дарвином еще в 1842 году. Существуют разногласия по вопросу о том, достиг ли Дарвин в 40-ые годы той эволюционной концепции, которая изложена в ” Происхождении видов”, или его взгляды претерпевали радикальные изменения. В этой работе Дарвин показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне вида произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее. Наблюдаемая в в живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. Таким образом, в борьбе за существование выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. В 1868 году Дарвин публикует второй капитальный труд – “Изменение домашних животных и культурных растений”, который явился дополнением к основному труду. В этот труд вошла масса фактических доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой практики человека. Третий большой труд по теории эволюции – “Происхождение человека и половой выбор”Дарвин опубликовал в 1871 году, а дополнением к нему явилась книга “Выражение эмоции у человека и животных”.

Читайте также:
Рунические формулы для похудения и омоложения с оговором

В эволюции взглядов Дарвина были и периоды застоя, и периоды быстрых изменений. Но, принимая во внимания слова Дарвина, который писал “Моя теория верна, и если бы она была принята хотя бы одним из компетентных судей, но это означало бы значительный шаг в науке”, мы в праве утверждать, что именно эволюционная теория наиболее четко описывает процесс видообразования в живой природе, и поэтому целесообразно ориентироваться на нее.

1.2. ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕОРИИ ЧАРВИНА

Одно сопоставление натуралистических фактов никогда не могло создать современную эволюционную теорию, хотя учение Дарвина опирается на его объяснения эволюции и поэтому представляет собой основу современной теории. Д. Осповат придерживался прямо противоположной точки зрения. Он утверждал, что эволюционизм Дарвина развивался исключительно в рамках старых идей естественной теологии. По мнению историка науки, об этом свидетельствует сам факт принятия Дарвином идеи совершенной адаптации. Как было показано Д. Осповатом, Дарвин использовал язык, характерный для естественной теологии. По мере того как он продолжал наполнять плотью старые концепции эволюции, первоначальные концепции казались устаревшими. По словам Дж. М. Галла, Дарвин привлек гипотезу в виде Существа, которое выбирает гораздо более тонко, чем человек. Существа, которые вездесущи и всеведущи, обладают способностью заглядывать внутрь организмов и делать выбор в пользу функционально значимых вариаций, которые в противном случае были бы редкими. Используя эти рассуждения, Дарвин показал, что он еще не окончательно отказался от старых теологических убеждений. Похоже, что дарвиновская интерпретация абиотических факторов как основных детерминант процессов, происходящих внутри популяции, в то время как небольшой запас внутривидовых вариаций имел меньший приоритет, послужила непосредственным введением Творца в структуру научной теории.

Стоит отметить, что Дарвин уделял мало внимания определенной изменчивости, которая представляет собой адаптивные реакции организмов на воздействие факторов окружающей среды, считая, что основной материал для эволюции дает так называемая неопределенная изменчивость, которая также возникает под влиянием среды, но не имеет адаптивного характера. С другой стороны, различные антидарвинистские теории отдают приоритет изменчивости. Эти теории утверждают, что адаптивные (приспособительные) изменения наследуются и являются материалом эволюции. Адаптивные изменения, согласно современным представлениям, однако, не наследуются. Организации наследуют только свою способность адаптивно реагировать на условия окружающей среды, о чем свидетельствует постоянство, с которым адаптивные изменения появляются при восстановлении прежних условий. Кроме того, многочисленные эксперименты показали, что вновь появляющиеся наследственные изменения организмов, как правило, не являются адаптивными Адаптивные изменения – это не новые приспособления, а реакции, выработанные в ходе предыдущей эволюции. Более того, антидарвинистские концепции эволюции, которые, напротив, объясняли движущие силы исторического процесса в природе, были умозрительными или основывались на идеалистическом или механистическом мировоззрении. Теория Дарвина, однако, считалась неприемлемой консервативными биологами и религиозно настроенными кругами из-за ее материалистического характера.

В частности, биологическое сердце естественного отбора – генетика – не имело большой поддержки со стороны Дарвина. Кроме того, Дарвин был не очень силен в последовательной логике, и некоторые его высказывания отличаются непоследовательностью, в частности, по мнению А. Тахтаджяна, наблюдается несовместимость ламаркистского принципа с отказом от креационистской идеи целенаправленности эволюции.

1.3. ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ

Суть эволюционной теории Дарвина можно резюмировать ее зависимостью от естественного отбора как движущей силы эволюции и от таких факторов, как наследственность и изменчивость, определяющих шансы на выживание. реализация этих факторов в ходе исторического развития жизни и есть эволюционный процесс.

Материалом эволюции может быть только неопределенная (наследственная) изменчивость, основанная, как установлено современной биологией, на мутациях и их комбинациях, возникающих в результате скрещивания. новые мутации обычно вредны: они нарушают уже достигнутую адаптацию. Тем не менее, эволюция не всегда приводит к внезапному появлению новых успешных наследственных признаков. Взаимодействие между организмами и окружающей средой проявляется в борьбе за существование. По Дарвину, это явление вызвано нехваткой средств жизни (пищи, света, укрытия, территории и т.д.) для всех зарождающихся особей одного вида. Особь, не приспособленная к данным условиям среды, в борьбе за существование либо погибнет, либо ее плодовитость снизится. Чем ближе по биологии организмы, живущие на одной территории, тем острее конкуренция между ними и тем больше число их смертей; гораздо чаще выживают особи, которые используют другую пищу, имеют другие средства защиты и т.д., другими словами, приобретают другие свойства.

Далее происходит ряд поколений признаков – дивергенция, что в конечном итоге приводит к расщеплению исходного вида на разновидности, которые могут стать новыми видами. Отклонения, которые не реагируют на условия окружающей среды, не сохраняются: особи с такими признаками элиминируются: но незначительные мутации объединяются при скрещивании особей, прошедших отбор. Это приводит к изменению свойств организма. Таким образом, благодаря гибели особей с тяжелыми дезадаптивными отклонениями и скрещиванию выживших особей, преимущественно дезадаптивные мутации трансформируются в новые адаптации в процессе отбора. Поскольку выживают (проходят отбор) не отдельные признаки, а особи, несущие эти признаки, эволюционировать может только популяция – группа особей, принадлежащих к одному виду и постоянно скрещивающихся между собой, живущих в одном пространстве. Контролируемое естественным отбором, скрещивание приводит не только к преобразованию мутаций, но и к постепенному распространению новых адаптаций на всех особей в популяции. Благодаря непрерывному действию отбора в эволюционном процессе, в признаках, по которым происходит отбор, накапливаются новые адаптивные изменения. Но все части организма тесно связаны друг с другом, поэтому в процессе эволюции возникает коррелятивная, или коррелятивная, изменчивость. Постепенное изменение структуры организмов в ответ на воздействие факторов окружающей среды в конечном итоге приводит к образованию новых видов. Конкретное направление эволюции определяется, с одной стороны, действием естественного отбора и, с другой стороны, наличием спектра неопределенных наследственных отклонений у составляющих популяцию организмов, которые могут быть подвержены отбору. Таким образом, наследственная изменчивость является лишь материалом для эволюции. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор. Важным принципом дарвинизма является представление о том, что органическая приспособленность относительна. Относительная природа пригодности является двигателем эволюции, которая заставляет организмы постоянно совершенствоваться в процессе отбора. Признание органической приспособленности, присущей живым организмам, ведет либо к полному отрицанию эволюции: организмы идеально приспособлены к окружающей среде и не подвержены изменениям, как предполагают креационисты, либо к постулированию эволюционного процесса, основанного на наследовании приобретенных признаков и свойств: организм может правильно, адекватно реагировать на изменения в окружающей среде, и эта реакция закрепляется в потомстве. Однако до сих пор нет убедительных доказательств существования такого процесса.

Читайте также:
Рыцарь Мечей Таро: значение в отношениях, любви, здоровье

Соционика: очередное псевдонаучное направление в современной психологии

соционика, лженаука, типология, Карл Юнг

Соционика переживает невероятный взлет популярности в последнее время. Особенно популярна она среди молодых людей 25-30 лет с высшим образованием или студентов ВУЗов, активных «жителей» интернета — сервисов дневников и соцсетей. Если заглянуть в различные группы знакомств ВК, можно встретить такие параметры поиска потенциальных друзей и партнеров: «Ищу Бальзака», «Я Гамлет, ищу дуала» и прочее в подобном духе. Для непосвященного человека подобная терминология выглядит странно, если не сказать — дико. В самом деле, станет ли здоровый человек звать себя Жуковским, Наполеоном, Максимом Горьким или еще какой известной личностью? Уж слишком напоминает симптом психического заболевания.

Соционика: история и суть

Теория соционических типов основана на типологии характера, разработанной еще Карлом Густавом Юнгом. Его книга «Психологические типы» вышла в 1921 году. В ней он изложил весь структурированный опыт по типологизации человеческого характера с древнейших времен до наших дней, дополнив собственными наблюдениями и выводами. К примеру, Юнг описывает разделение на 4 типа темперамента, данное еще Гиппократом на основе преобладающих «жидкостей организма» (крови – sanguis, лимфы – flegma, желчи – hole и так называемой черной желчи – melaina hole). Эти 4 типа характеризуются такими качествами, как сила и устойчивость. Он также вводит понятия интроверсии и экстраверсии. Отметим, что Юнг нигде не утверждает необходимость и применимость на практике этих типологий, лишь приводит их как исторические сведения из истории психологии.

Создательницей соционики считается литовская исследовательница трудов Юнга — Аушра Аугустинавичюте. На основе 16 пар так называемых «соционических признаков», среди которых выделяются 4 дихотомии Юнга, она создала свое учение — соционику. Сразу же стоит отметить, что Аушра не имела психологического образования (она была экономистом), однако это не помешало ей назвать свое учение «новой наукой», введя собственную терминологию, и объявить о его исключительной полезности. Для описания типов используется условно три шкалы: логика — этика, интуиция — сенсорика, экстраверсия — интроверсия. Всего выделяется 16 типов, все из них названы именами известных людей, якобы относящихся к этим типам, например, «Бальзак», «Дон Кихот», «Дюма», «Гамлет».

Аушра вводит свой собственный особый термин «информационный метаболизм». Это то, как человек обменивается информацией с миром. По мнению создательницы, речь человека, а именно те обороты, что он использует, позволяет найти «ключ» к его психике, то есть отнести к одному из типов. Этот процесс называется «типированием».

Польза и вред применения соционической типологии

В чем же польза cоционики, по мнению ее создательницы? И в чем ее ограничения?

Соционика — довольно четкая, на первый взгляд, система. Все типы имеют свое конкретное описание, набор черт характера и способы поведения. Также у всех типов есть так называемые «дуалы» (дополнения, так сказать, вторые половинки, идеально подходящие по характеру) и «конфликтеры» (те типы, что неизбежно будут конфликтовать в силу противоречий в ценностях, характере и поведении). Для чего это нужно? Конечно же, чтобы наладить взаимоотношения с людьми. Зная тип личности человека, можно предсказать его поведение, а значит, избежать ошибок во взаимодействии. Зная свой тип, можно искать партнера с подходящим типом личности (дуала) и избегать конфликтеров. Кроме того, можно прослыть человеком проницательным, разбирающимся в людях.

На первый взгляд, все просто! Но.

Такой подход — и это видно невооруженным глазом — накладывает некоторые ограничения. Во-первых, он не дает воспринимать людей как уникальных личностей, во всем разнообразии. Каждый человек уже заранее протипирован, а если какие-то черты личности не совпадают с типом, то он объявляется, к примеру, «нетипичным Гюго». Во-вторых, он ограничивает возможности поиска друзей и партнеров: те, что относятся к «неподходящим» типам, могут отвергаться лишь по этой причине. А третья опасность — «типирование» может быть очень субъективным, основанным на личном видении типирующего и его интерпретации прочитанного о соционических типах материала. Типирующий может верить в непогрешимость соционики, при этом игнорируя собственные мыслительные искажения, основанные на неправильном понимании, предыдущем опыте и т. д. Так что выглядит это очень печально в конечном итоге: начиная изучать типы личности в благих целях, чтобы улучшить свои взаимоотношения с людьми, адепт соционики сам загоняет себя в ловушку, сужая свое восприятие и накладывая определенные ограничения на свое мышление и общение.

Типология Майерс-Бриггс и опросник MBTI

Существует и другая психологическая типология, основанная на типах Карла Густава Юнга. Это типология Майерс-Бриггс, появившаяся примерно в одно время с соционикой, на другом краю света — в США, в 1940-х годах. Основатели этой системы — Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабэль Бриггс Майерс. В ней также содержится 16 психологических типов, для определения которых был создан тест MBTI — Myiers-Briggs Tybe Indicator.

Академическая психология относится к данной типологии настороженно, не признавая ее научной. Однако, тест MBTI широко используется в бизнесе, в частности, для целей профориентации.

Читайте также:
Славянская руна Ветер: значение в отношениях, любви, работе, бизнесе, здоровье

Проблемы данного теста те же, что и у соционического типирования: это его валидность и надежность. В инструкции к тесту указано, что его данные не могут считаться точными без последующей консультации специалиста по профориентации. Отсутствуют статистические данные, достоверно подтверждающие постоянство результатов для разных выборов, а также четкие критерии того, что именно исследуется в качестве основания для присвоения того или иного типа.

«Комиссия Национальной Академии Наук, проанализировав данные более чем 20 исследований теста MBTI, выявила, что только шкала Интроверсии-Экстраверсии имеет достаточную валидность» [3]. Под большим сомнением и надежность теста — исследователи пришли к выводу, что он каждый раз может давать различные результаты.

Критика со стороны научного сообщества и независимых исследователей

Кручинин Сергей Владимирович, кандидат политических наук, в своей научно-исследовательской статье критически обосновывает несостоятельность применения соционики для маркетинговых исследований:

«В [книге Киселевой Е.С. «Роль и значение потребителя в системе маркетинга и способы управления его поведением на основе соционики»] авторами даются… смелые утверждения. что маркетолог должен знать соционический тип сегментов рынка. Это крайне амбициозное утверждение, которое методологически корректно преподносить как действительность, только после подтверждения соответствующей статистикой и проведения исследования двойным слепым методом, зарекомендовавшим себя в проведении медицинских исследований. Недостаток привлечения соционики в данном случае обусловлен одним из ее положений о врожденности соционического типа и не сменяемости его. Связывание типов предпочтений с соционикой требует уже доказательства того, что эти предпочтения не поменяются, так как не меняются типы, согласно утверждению соционики. (…) Но как раз доказательств того, что поведение человека. не будет меняться, не приведено. Напротив, человек с возрастом и жизненным опытом может менять предпочтения в выборе товара, менять стратегию поведения». Также он выражает глубокий скепсис относительно использования соционических типов, установленных с помощью теста MBTI, для подбора персонала, и сомнения в реалистичности результатов некоторых связанных с соционикой исследований, что могли бы придать ей научный вид, например, приведенные в статье Шмелева А. Г. «Уже не соционика, но еще не дифференциальная психология»:

«. Пожалуй, впервые проведены попытки соотнести соционику с анализом больных аффективных патологий. Попытка интересная, но результат 100% этических рационалов среди людей с аффективными расстройствами позволяет либо усомниться в репрезентативности статистической выборки, либо усомниться в правомерности причины и следствия».

Он делает следующие выводы: соционика, безусловно, является раскрученным брендом, представляет интерес для исследователей и в качестве математической головоломки, но серьезной научной ценности не имеет [1].

В статье о соционике, опубликованной в «Сообществе скептиков», также подвергается сомнению научность методологии соционики, она сравнивается с астрологией, а все совпадения поведения по типам объясняются Эффектом Барнума. Этот эффект заключается в следующем: люди высоко оценивают точность таких описаний личности, которые, как они полагают, созданы специально для них. Критически разбирается не только популярная, но и так называемая «продвинутая» литература по соционике — проблемы во всех этих источниках схожи и связаны также с методологией.

Вывод: научна ли соционика?

Ответ очевиден: нет, ненаучна. Возможно, когда-нибудь в будущем соционика будет признана научным сообществом как отдельная дисциплина, но пока что это лишь эмпирическая модель, основанная на субъективном восприятии автора, интересная в качестве интеллектуального развлечения, но не имеющая под собой никакой статистически подтвержденной базы. Единственный близкий к научному инструменту тест данной типологии имеет недостаточную валидность и надежность. Труды по соционике, опубликованные научными (не соционическими) изданиями, практически отсутствуют, а несостоятельность ее научное сообщество даже не стремится доказывать — ведь доказательный труд в данном случае ложится на плечи сторонников теории.

Несмотря на это, соционика — популярное хобби для многих и останется таковым и дальше. В этом качестве она может существовать сколь угодно долго вместе с другими непризнанными наукой типологиями, например, гороскопами. Почему? Она дает интересный повод для общения, иллюзию контроля над собственной жизнью и отношениями, да и просто приносит удовольствие, как игра или головоломка. Что ж, и такое развлечение имеет право на существование, но, по всей видимости, не представляет в целом для людей какой-либо ценности, так как не несет в себе инструментов для решения проблем или другой пользы.

«Игровой» этап развития соционики.

Однако вернёмся в 1970 г., когда Аугуста впервые обобщила свои взгляды на взаимосвязь типов и отношений в работе «О дуальной природе человека» [4]. Она шла сразу двумя путями. С одной стороны, из сжатых юнговских характеристик она извлекала данные, касающиеся взаимоотношений между типами, их сильных и слабых черт. Впервые гипотеза о явления, которое она назвала дуальностью (дополнением), была представлена ещё Юнгом, как механизм бессознательной компенсации между психическими функциями типов [27]. С другой – она наблюдала своих знакомых, пытаясь выявить в их поведении черты юнговских типов. Вскоре вокруг неё сложился круг единомышленников, с которыми она обсуждала свои теории. И уже тогда стало ясно – теория затрагивает слишком много вопросов сразу для того, чтобы её осилили одиночки. Аугуста обратилась за помощью к психологам, в том числе в АН Литвы. Но сделала она это в очень неподходящее время.

В те годы в советской психологии господствовала точка зрения школы А.Н.Леонтьева: «Личность – продукт приспособления к среде» [15]. В работах ряда психологов [7,13] такая точка зрения превратилась в абсолютизацию воздействия окружения на человека, отрицание роли врожденных черт характера в формировании личности. Прошедшие в 1970-80 гг. несколько психологических дискуссий по теории личности (подробно они рассмотрены в [5]) показали, что официальная наука вполне поддерживает такую точку зрения. Несмотря на это, благодаря активной позиции Б.Г.Ананьева [2] и ряда других исследователей, удалось привлечь внимание к близкой, но всё же не тождественной проблеме индивидуальных различий. Однако реваншем официальной науки было то, что проблема «типов личности» по-прежнему считалась проблемой психиатрии, а не психологии. Межличностные же отношения рассматривались в советской психологии только и исключительно с точки зрения социальных факторов [3].

Читайте также:
Славянская руна Перун: значение в отношениях, любви, работе, бизнесе, здоровье

Отношение АН Литвы к работам Аугусты можно назвать относительно либеральным – они были депонированы в библиотеку АН. Есть пример для сравнения: в 1979 г. Е.В.Черносвитов и А.А.Зворыкин, чей авторитет в науке уже тогда был высок (у первого – в психиатрии, у второго – в социологии), также предложили свою типологию личности на базе юнговских типов. Результат: их исследования были запрещены, созданное ими методическое пособие [10] попало в разряд «для служебного пользования», а тираж подготовленной ими книги был уничтожен. Причина: ими был затронут вопрос о связи типов личности с предрасположенностью к преступному поведению или к руководству, причем использовался большой статистический материал. Ясно, что и другой исследователь, касавшийся проблемы типов личности, неизбежно должен был затронуть вопросы практического применения типологии, т.е. войти в область знания, которую власть считала запретной.

При таком положении научная дискуссия с психологами или специалистами из смежных отраслей состояться просто не могла: лишь эпизодически сторонники соционики участвовали с докладами в научных конференциях, посвященных вопросам семьи, личности и т.д. Теория была незавершённой, однако для её завершения Аугусте и её сторонникам не хватало ни сил, ни специальных знаний, ни тем более средств. Возникла реальная опасность того, что идея, не соответствующая генеральной линии советской психологии, будет задвинута, а через пару десятков лет – заново открыта уже в зарубежной науке. Прецедентов в советской науке было предостаточно.

Поэтому Аугуста и её сторонники пошли на нетривиальный шаг. Его можно осуждать, им можно восхищаться, но в той ситуации у них просто не было выбора. Соционика превратилась в увлекательную ролевую игру, или ролевой тренинг. Типы личности получили легко запоминающиеся псевдонимы (Дон Кихот, Гамлет, Бальзак и др.). Ведь такие термины, как интуитивно-логический экстраверт, не вызывают никаких ассоциаций; псевдоним же Дон Кихот вызывает яркий, живой образ. В таком виде материалы по соционике начали публиковаться в популярных изданиях (журналах и газетах) начиная с 1980 г. [28 и др.]. Здесь уже не было риска критики или давления со стороны официальной науки: слово «игра» не воспринималось в ней всерьёз. С другой стороны, такой шаг вскоре принёс результаты: устав от сухой и догматичной советской психологии, читатели охотно готовы были принять «психологию с человеческим лицом», пусть даже в таком упрощённом виде, в виде игры. Не случайно в начале 1990-х гг. у нас такой популярностью стали пользоваться переводные работы Берна, Бендлера, Гриндера и др., предлагавшие, по сути, тоже не что иное, как игровые методы.

На первом этапе удалось в общих чертах сформулировать основы соционической теории. Был сформулирован ряд гипотез (в том числе о дополнительных признаках типов – «признаках Рейнина» [20], об интертипных отношениях, о модели типов личности – так называемой Модели А [28]). Благодаря серии популярных публикаций удалось привлечь внимание большого числа потенциальных сторонников – тех, кто продолжил развивать соционику уже на втором этапе.

Соционика и человек-манипулятор

Соционика и человек манипулятор

Определенную помощь в классификации различных вариантов акцентуаций социотипов оказывает классический труд Э. Шострома «Анти-Карнеги или человек – манипулятор». В нем имеется описание восьми вариантов манипулятивного поведения человека. Если заменить термин «манипуляция» на слово «ролевое управление», можно получить восемь типов управления окружающим миром в зависимости от акцентирования социотипа на той или иной функции. Безусловно, схожесть проявлений акцентуации социотипа по какой-либо функции с описанными вариантами людей – манипуляторов довольно условна, но полезна. Она представляет собой еще один взгляд на процессы, происходящие в человеке и в микросоциуме. Это неплохой диагностический инструмент для более объемного и многогранного представления наблюдаемых психологических динамик.

Рассмотрим связь 8 типов манипуляторов по Э. Шострому с 8-ю акцентуациями на функциях социотипов. Соционические функции как социальные роли согласно занимаемым местам в структуре социотипа, выглядят так:

Функции и роли

Как будет выглядеть ролевое поведение социотипа через активацию той или иной функции и как это соотносится с представлениями Э. Шострома о типах манипуляций и конструктивными, благоприятными вариантами ролей? Какие аргументы эффективны для конструктивной корректировки направлений развития их носителей?

Сублимация – метод управления ведущими функциями ментального блока

Универсальным приемом корректировки манипуляции на 1 и 2 функциях служит переосмысление, актуализация тех же функций самим клиентом. Выявление смысла каждого дискомфортного состояния и сублимация, перевод его на действие «в мирных целях» позволяет человеку сосредоточиться на пути естественного личностного развития в пространстве осознанных возможностей. Мы приведем ключевые слова, которые были наиболее эффективными в нашей практике.

ДИКТАТОР – ЛИДЕР

«Права на лидерство и успех даны тебе от рождения».

Роберт Шарма.

При манипуляции по первой, базовой, функции человек склонен доминировать над другими. В этом случае он практически абсолютно уверен в своих силах и обладает более полной информацией о себе и окружающем мире. По Шострому этот тип – ДИКТАТОР. Безусловно, он преувеличивает свои силы, приказывает, старается быть авторитетом — короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Но будучи зацикленным на том, чтобы удержать свое лидерство, слабо ориентируется в альтернативах и оценке эффективности действий. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги. Это классический случай “Собаки сверху” по Ф. Перлзу. Метафорой первой функции можно назвать образ ноги человека, на которую он опирается и движется к цели, а если надо, и попирает. В благоприятном варианте социотип проявляет качества ЛИДЕРА. В нашем случае под лидерством мы понимаем человека, способного привлечь людей из окружения и, в то же время, настроенного на групповой результат. Своей природной уверенностью он воздействует на суггестивную, успокаивающую функцию дуала, расслабляя его, и тем самым накапливает энергию. Каждый из социотипов несет задатки своего типа лидерства – ситуативного, неформального. Мы выделили типы лидерства шестнадцати социотипов из наборов ключевых слов первой функции каждого.

Читайте также:
Руна Райдо: значение в любви, отношениях, здоровье, карьере

Ключевые слова из лидерских миссий социотипов

Используя приведенные ключевые слова, раскрывая в беседе содержание миссии человека как представителя его социотипа, мы стабильно получали повышение у клиентов уверенности в себе, осознания своего предназначения, привлекательного для других.

ХУЛИГАН – НАПОРИСТЫЙ

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».

При манипуляции по второй, творческой функции человек чаще рискует, экспериментирует, ломает сложившиеся стереотипы и делает это весьма уверенно. Это своего рода «рычаг» воздействия на окружающую среду.

В классификации Шострома этому варианту в большей степени соответствует тип ХУЛИГАН. В неблагоприятном случае он увеличивает агрессию, жестокость и недоброжелательность, то есть «управляет» с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана — Сварливая Баба («Пила»). Его слабость в том, что он не завершает начатое, а также в низкой настойчивости и непоследовательности. Благоприятный аспект даст НАПОРИСТОГО. Напористость будет воздействовать на (-4), активационную функцию дуала, и питать его энергией. Вторая функция имеет образ руки, которой человек творит, а если надо, боксирует. Пространство для творчества выглядит так:

Ключевые слова из творческих миссий социотипов

Беседуя вокруг темы творческой области проявления человека как социотипа, мы создаем вместе с ним образ пространства, где он чувствует себя самодостаточным и свободным для риска.

Дополнение и самодополнение – метод управления ведомыми функциями ментального блока

Если манипуляции на ведущих функциях социотипа корректируется сублимацией, переориентацией на «мирное русло» типальных миссий, то проблемы ведомых функций решаются методом самодополнения, т.е. перенаправления деструктивной энергии в творческое русло, используя при этом аргументы – фразы от ведущих функций типа. При акцентуации на четвертой, самой энергозатратной функции, хорошо срабатывают аргументы самой энергосберегающей, первой функции. На помощь третьй функции приходят аргументы второй. Целителем может стать как сам клиент, так и партнер из ближайшего окружения. Во всяком случае, полезно привлекать на консультации этих партнеров для реализации дополняющих функций (членов семьи, друзей, коллег и др.)

СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ – ЗАБОТЛИВЫЙ

«В жизни нужно добросовестно играть

свою роль, но при этом не забывать,

что это всего-навсего роль».

Мишель де Монтень

Если акцент смещается на третью, «ролевую» функцию (активная адаптация), человек время от времени активно пытается соответствовать нормам общества, быть «не хуже, чем все». Он манипулирует нормами и принципами.

В некоторых случаях социотип стремится даже превзойти средний уровень, принятый в обществе. Его цель: продемонстрировать, что он «не лыком шит» и сойти «за своего». Здесь очень важно произвести благоприятное впечатление. Этому варианту поведения у Шострома в наибольшей степени соответствует СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ с демонстрацией социально-одобряемого поведения. Он преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист.

В благоприятном варианте – это ЗАБОТЛИВЫЙ человек. Возможно понятие “Заботливый” не в полной мере соответствует нормативной 3-й функции, поскольку действия в этой области носят импульсный характер. Забота, скорее, показная и служит больше не для защиты партнера, а чтобы “быть принятым в обществе”. Это запрос дуалу на получение совета: «А можно ли так себя вести?». Метафора третьей функции – ухо человека, которым он активно прислушивается к тонким сигналам, но болезненно воспринимает грохот.

Корректировка при манипуляции на 3-й функции – «Как надо пытаться» с подключением аргументов 2-й функции:

Манипулирование

Конфликт — это хорошо, если рассчитать последствия

Потерянная из виду цель удваивает энтузиазм в ее поиске

Вовремя подсуетиться – это выгодно!

Уход в себя дает возможность гусенице возвращаться в мир бабочкой

Грамотно просчитанная подтасовка – победа над ситуацией

Светлая улыбка побуждает в нас радость при обмене последними рубашками

Запутанность хороша в перспективе: позволяет четче увидеть смысл

Осторожность – это первый шаг в выборе наиболее надежных путей продвижения к цели

Повышенная самооценка, распространенная на коллектив, позволяет достигать лучших результатов

Игнорирование быта освобождает мозг для решения стратегических задач

Вовремя сказанная колкость мобилизует группу на точное и своевременное попадание в цель

Искажение повышает надежность зашиты по нескольким непредсказуемым направлениям

Вспыльчивость – это один из добротных инструментов

Догматы, перенятые из мировых культур, повышают качество жизни

Агрессия – тренировочный барьер на пути к миру

Скепсис позволяет сосредоточится на самых эффективных действиях

ТРЯПКА – СОЧУВСТВУЮЩИЙ

«Каким бы сильным или черствым не был человек, в его жизни бывают периоды, когда и он становится легко ранимым, словно малое дитя».

При акцентуации на четвертой, болевой функции человек демонстрирует свою слабость, склонен жалеть себя и ныть. Он делает это с целью максимально защитить эту функцию и, возможно, получить от нее «дивиденды». По Шострому это ТРЯПКА. Он, обычно, жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий. Это классическая “Собака снизу” по Ф. Перлзу. Он же отмечал, что в некоторых ситуациях происходит парадоксальная замена. Тряпка становится энергетическим вампиром, и занимает позицию «собаки сверху», бросает вызов партнеру от своего суперэго: «Да, я не гожусь, и оставьте меня в покое или обслуживайте меня!». По большому счету, эта роль свойственна всем энергозатратным функциям 3, 4, (-3) и (-4). Все наши химеры, страхи, сомнения, подозрения, зависимости сосредотачиваются именно в ϶ᴛих областях. Четвертая функция очень “капризна”. Через нее человек воспринимает только качественную информацию и в определенном виде. В благоприятном варианте – СОЧУВСТВУЮЩИЙ: «Да, милая, у меня еще хуже, давай пожалеем друг друга!». Задачи этой функции сродни наиболее чувствительному воспринимающему органу у человека – глазам. Их не рекомендуется ни бить (критиковать), ни гладить (демонстративно хвалить).

Читайте также:
Семерка Посохов Таро: значение в отношениях, любви, работе

Приемы самодополнения при корректировке манипуляции на 4-й функции «Как надо спрятаться» с подключением мотивов 1-й функции

Манипулирование

Выбираю одну наиболее перспективную идею и вовремя презентую ее

Нахожу наиболее комфортный путь достижения цели

Выделяю главное в каждом деле и заражаю других энтузиазмом.

Передаю самые сильные решения для реализации самым энергичным и пробивным

Со мной можно быть уверенным: я найду место приложения силы для достижения цели

Я не организованный

Делаю все с запасом времени

Выбираю наиболее яркую эмоцию и передаю только ее.

Ввожу изменения для повышения надежности системы

Демонстрирую свою силу только в достойных этого ситуациях

Подсказываю наиболее выигрышные варианты

Задаю ритм последовательность труда, отдыха, приема пищи

Сопоставляю, сравниваю, и только затем оцениваю.

Ищу наиболее эффективные процедуры и алгоритмы работы на сегодняшний день

Выбираю верную дистанцию в отношениях как это искусство любви.

Выбираю направление, открывающее самые широкие возможности и следую ему до конца.

Моей мягкой улыбкой создаю комфорт в десятки раз больше, чем ожидалось.

Управление функциями витального блока

В данном разделе мы ограничимся кратким описанием феноменов Шострома. Работа с подсознанием требует специальной профессиональной подготовки, и здесь не рассматривается. Общий принцип здесь тот же. При манипуляции ведомыми функциями рекомендуется компенсация через акцентуацию ведущими функциями (рекомендуется наличие партнера – поставщика услуги). Манипуляционные ведущие функции сублимируются в конструктивные. Здесь человек нуждается в партнере – потребителе своей продукции.

КАЛЬКУЛЯТОР – ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

«Нет ничего более стимулирующего,

чем когда всё идёт не так, как надо»

Шерлок Холмс.

Акцентуация на минус четвертой, активационной, референтной, оценочной функции делает человека пассивным. Он долго «раскачивается», ждет стимулирования от окружающих. По этой функции человек очень внимателен к поступающей информации. Он оценивает ее на пригодность использования для активации своей работоспособности. У Шострома это КАЛЬКУЛЯТОР. Он преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Относясь к информации с максимальным скепсисом и недоверием, он обманывает, увиливает, старается перехитрить. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Шантажист. Здесь есть конструктивный контакт с творческой функцией дуала, который, не получив поддержки, спокойно генерирует новые варианты. Это тоже очень ранимая, «подростковая» функция нашей психики. Аналог – метафора: вкусовой и обонятельный аппарат, фильтрующий пищу по вкусу и запаху. В благоприятном варианте это – ВНИМАТЕЛЬНЫЙ. Он демонстрирует доброжелательную внимательность и поддержку партнеру в этом плане. Например, ЭИИ (активируется сенсорикой ощущений) берет на себя роль «младшего помощника генерала» в бытовых вопросах. Для его дуала – ЛСЭ удобна роль прилежного студента курса «Новые возможности, которые подарила нам ситуация».

ПРИЛИПАЛА – ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ

«Желающим научиться чему-либо препятствует очень

нередко авторитет тех, кто учит.»

Акцентуация на минус третьей, внушаемой (суггестивной) функции будет проявляться в зависимом поведении. Человек ориентируется только на мнения авторитетов, стремится бездумно выполнять инструкции и избегает ответственности. По этому аспекту он готов воспринять максимальный объем многофакторной информации, “всеяден”, жаден до любой «пищи» и активно ее ищет. Здесь часто проявляется детская наивность и неразборчивость. У Шострома такому типу соответствует ПРИЛИПАЛА. Полная противоположность Калькулятору. Он изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот, позволяет и исподволь заставляет других делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный. Человек с девизом «Ах, жизнь не удалась, и поэтому…». Метафора – все параллельно работающие каналы восприятия поступающей информации (аудиальной, визуальной, кинестетической). В благоприятном варианте – ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ. У дуала эта функция – первая, лидерская. Дуалу совсем нетрудно передавать энергию и информацию Признательному в режиме «Родитель» – «Ребенок», не заботясь о ее окраске и убедительности. Например, ЛИИ успокаивается в теплой эмоциональной среде, которую ему дарит дуал ЭСЭ. Со своей стороны, ЭСЭ прекращает суетиться, получив успокаивающий сигнал от ЛИИ: «Все учтено могучим ураганом».

ЗАЩИТНИК – ВОДИТЕЛЬ

«Каждый человек несёт ответственность перед всеми

людьми за всех людей и за всё».

Ф.М.Достоевский

При акцентуации на минус второй, реализационной, демонстративной функции человек становится «конвейерным работником» и довольно активно выполняет рутинную работу в больших объемах особо не думая, не напрягаясь, «на автомате». Он настроен на процесс как таковой. В этом случае человек за короткое время способен создать переизбыток производимого продукта и у него возникает потребность щедро делиться с окружающими результатами своих усилий. Именно поэтому положительная оценка действий по минус второй функции ему так важна! По Шострому в этом случае мы получаем такого персонажа, как ЗАЩИТНИК. Противоположность Судье (см. ниже). Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и мешает тем, кого защищает, встать на ноги, и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заниматься собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный. Эта ситуация типична, например, для пары ребенок – мать-одиночка. Вплоть до «ребенка», дожившего до 60 лет. Сюда же отнесем жену – тягловую силу, которая «тащит мужа и сына по жизни». Метафора: желудочно-кишечный тракт, работающий на невидимом фронте.

В благоприятном варианте это ВОДИТЕЛЬ. Его назначение – “прикрывать” болевую функцию у дуала. Но, в то же время, оставлять партнеру пространство собственной свободы – ответственности. В каких проявлениях социотипы способны работать на износ, без ущерба для себя?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: