Таро Босха: история создания, особенности, символы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Значение и толкование карт Таро Босха

Значение и толкование карт Таро Босха

Таро Босха считается невероятно странной, пугающей и необычной колодой. Более того, многие профессиональные тарологи предпочитают обходить ее десятой дорогой, воспринимая лишь в качестве коллекционного, а не рабочего экземпляра. Давайте внимательнее изучим структуру и символику арканов.

Колода Таро Босха

ТАРО БОСХА
Это одна из самых удивительных и не простых колод. Само творчества Босха вызывает у одних удивление, у других благоговение и трепет, у третьих возмущение и страх. Одно абсолютно точно – этот художник не оставляет никого равнодушным. В его полотнах живут существа из зазеркалья, парят энергии и символы вселенных иных миров, они полны печали и нежности, иронии и сарказма, алхимических символов и магических артефактов. Люди на его картинах внутренне обнажены, их мечты и страхи обретают реальность, их подсознание вскрыто кистью гения Босха, как скальпелем хирурга.
Колода выполнена художником Атанасом Атанасовым. Очень хочется сказать о нем – великим художником Таро. Ему удалось передать дух Босха, подобрать сюжеты к арканам очень точно и ярко.
Эта одна из самых любимых моих колод. Она кажется сложной в понимании и освоении, о ней ходит слава упрямой и не простой колоды, но на самом деле – это одно из болтливейших Таро. Карты оживают, как только их касаешься. Они разговорчивы, щедры в информации, юмористичны, энергетически наполнены.
Самая главная фишка этого Таро – это Таро Сущностей. Оно описывает жителей нижних пространств, даже ангелы в нем с ехидным вопросиком.
На мой вкус это одно из лучших магических Таро, особенно, если вопросы касаются тем житейского потребления: деньги, замужество, постановка защиты, накачка энергией, снятие порчей. С ней работать легко, она при своем веселом нраве в режиме опасности переходит в состояние озверелости и становится мощнейшей боевой колодой.
А уж в вопросах денежной магии – она аксакал! Полюбуйтесь в ней на 10 Пентаклей, и вас не останется никаких вопросов!

ПРОГРАММА:
– Знакомство с колодой.
О Босхе. О целях создания колоды.
Мир, которому принадлежит Таро Босха.
Базовые энергии колоды.
– Особенности значений карт. Большие и Малые арканы.
– Включение в сознание колоды.
– Расклады:
– Портрет личности. Множественность присутствия.
– Любовные расклады.
– Денежные расклады.
– Диагностика подселенцев.
– Расклады на диагностику и изгнание порчей.
Магия Босха.
– Ритуалы:
1) Способы деформации пространства и времени. Создание фантомных искажений.
2) Магия Абсурда. Расклады и коррекции в традиции абсурдного Сознания. Как достичь невозможного?
3) Магия Чар. Любовные коррекции. Соблазн и приворотные магические ключи.
4) Трансформация Силы. Боевая магия колоды.
5) Денежная магия. Ритуалы Призвания и роста денег.

Мастер Владимир Николаев и Светлана Таурте

Продолжительность курса 3 месяца
Стоимость 6000 р в месяц

Колода Таро Босха

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл. И предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха сюрреалистом XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин бессознательного, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали́. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Отзывы о Босхе в литературе XVI веке довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных. Доминик Лампсоний в 1572 году подчеркнул «инфернальный» характер образов у Босха: «С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны». «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Другие часто встречающиеся символы:
лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;
отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
стрела — символизирует «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намёк на «Испорченность»);
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу, как ночная птица и хищник, и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного;
чёрные птицы — грех.
Когда сюрреализм заявил о главенстве бессознательного в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь. Макс Эрнст и Сальвадор Дали́ объявили себя его наследниками. Создания Дали́ повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, поэтому в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии — их общий неисчерпаемый источник образов.
Эта колода, наполненная глубочайшей мистикой Босха, очень любит общаться. Даже неопытные практики Таро, удивляясь ее самобытности, восклицают: »Ой, она разговаривает!». Это правда. Колода Босха, как и другие существа Вселенной, общается с удовольствием. Ничего удивительного в этом нет. Феномен заключается в частоте передачи информации. И эта частота- энергия бессознательного. Когда таролог работает с этой колодой, при полном доверии к ней, он незаметно для себя погружается в легкий транс, снимая с себя будничные напряжения и высвобождая энергию бессознательного. Возникает ощущение того, будто общаешься с родной Душой. Так постепенно начинаешь ощущать внутри себя процесс трансмутации – преображения Души. Желаем вам приятного общения с этой колодой и наслаждения!

Читайте также:
Таро и астрология: астрологическое соответствие карт Таро

Ларец Магических Искусств

Эта колода Таро предназначена стать окном в скрытый от нас мир бессознательного, который подлежит самому тщательному исследованию, если мы хотим проложить ясную дорогу от прошлого к будущему. Иллюстративный ряд карт этого Таро не случаен Атанас Атанасов, прекрасный художник-иллюстратор издательства Lo Scarabeo, взял за основу своих миниатюр творчество "Именитого мастера" конца XV – начала XVI веков, Иеронима Босха, адепта братства moderna devoito (нового благочестия).

Предвосхищая психоанализ, Босх использует всю остроту своего изощренного ума, чтобы извлечь из бессознательного фантастические символы, способные поразить зрителя. Но для художника они являются не просто порождением психического автоматизма или чистой игрой разума. Мастер не попадает в плен к своим субъективным фантазиям, напротив, он управляет ими. В его руках символы становятся инструментами, которые он использует в своих целях. Босх одновременно сновидец и судья над снами, актер и постановщик в одном лице. Колода, созданная по мотивам его картин является уникальным инструментом разрушения иллюзий, в то время как другие колоды ориентированы на то, чтобы как можно точнеее изобразить человека, каким он выглядит снаружи, это единственная колода способная отобразить человека изнутри.

Одной из характерных особенностей этой колоды является ее явное нежелание отвечать на те вопросы, ответ на которые уже известен гадающему. Если на темы финансов, здоровья, карьеры эта колода дает на удивление краткую и точную информацию, то с темой взаимоотношений не все так просто – в раскладе зачастую отразится мир сомнений, беспокойств, фантазий, страхов и просто предположений и мыслей по поводу этого партнерства. Но это не не издевательство с их стороны, как можно было бы подумать, а самая ценная подсказка.

СТАРШИЕ АРКАНЫ

0-Дурак – «Бродяга» в чужой стране не рискует прослыть безумным если его примут за мудреца. Правильный вопрос – первый шаг к ответу. БЕЗДУМНОСТЬ.
1-Маг – Поиск истины. Не ошибается тот, кто ничего не делает. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
2-Папесса – Знание истины – в концентрации, исполнение желаний – в упорстве. ПРОШЕНИЕ.
3-Императрица – Совершенная невеста подобно идеальной матери – не служанка, а королева, и ее сердце должно биться в унисон с ее собственными желаниями, а не в угоду другим. МАТЬ.
4-Император – Величие зависит от человека, а не от его одежды, но человек должен носить одежду, соответствующую его статусу. ОТЕЦ.
5-Папа – Не следует ничего бояться, особенно себя. ВЕРА.
6-Влюбленные – Человек не целостен пока он один. Противоположности должны сойтись, чтобы произвести нечто новое. ЧИСТОТА.
7-Колесница – Зов плоти заключенной в метал. Подвергшийся насилию порой не замечает этого и не ищет никакой защиты. НАСИЛИЕ.
8-Правосудие – Никакая несправедливость не может запятнать правду. На радость или печаль, но каждому предстоит встретиться со своей судьбой. ЗАКОННОСТЬ.
9-Отшельник – Силой собственного воображения человек способен превратить чудовища в ангела. МЫСЛИ.
10-Колесо – Достигший мудрости не позволит себе направить ее на страдание мира. Отсутствие мудрости может обернуться концом света. ВРЕМЯ.
11-Сила – Слабость, казалось бы неукротимого врага проявится, если перестать бояться ит не отступать. ХРАБРОСТЬ.
12-Повешенный – Тайное скрыто за явным. Нужно смотреть и выше и глубже, освобождая себя от привязанности и навязанного мнения со стороны. СТРАДАНИЕ.
13-Смерть – Зло, которое мы несем непосредственно в себе. ЖАЛОСТЬ и ПРОЩЕНИЕ
14-Умеренность – Благодаря маленьким делам достигаются большие цели (результаты), никогда нельзя терять надежду. ТЕРПЕНИЕ
15-Дьявол – Зло черпает свою радость из зла, но человек не создан для подобной радости. ЖЕСТОКОСТЬ.
16-Башня – Руины когда-то прекрасного здания теперь населяют демоны. РАЗРУШЕНИЕ.
17-Звезды – Красота огромного небосвода создается из деталей. БЕСКОНЕЧНОСТЬ.
18-Луна – Фантазии, в которые мы погружаемся, лишают нас цели на пути. МЕЧТА.
19-Солнце – Жизнь, которую мы посвящаем другим, освещает нашу судьбоносную дорожку. БЕССМЕННАЯ ВАХТА.
20-Страшный суд – Чтобы в будущем нам сопутствовал успех надо закончить все то, что было недоделано в прошлом. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
21-Мир – Мы должны быть способны объять всю свою вселенную, и то что в тени, и то что на свету. ЗАКОНЧЕННОСТЬ.

Чаши – масть, символизирующая эмоциональную и духовную сферу жизни человека: душевные и любовные переживания, чувства и отношения. Все, что относится к мистическому и духовному развитию, так же управляется чашами.
Чаши – масть внутреннего равновесия, мышления и питания. Чаши точнее других мастей согласуются с личностью человека, с его индивидуальной реакцией и чувствами.
Туз – НЕПРОЧНОСТЬ. Опасение любовных переживаний и душевных страданий не должно стать причиной от них защищаться.
2 – РАВНИНА. Есть чувства, которые испытываем мы, есть чувства, которые испытывают к нам, но первые волнуют нас больше.
3 – ПЛАТО. Всегда можно найти причину, чтобы испытать подъем чувств, и положительных и отрицательных.
4 – БЕРЕГ. Задыхаться можно даже в окружении самого чистого воздуха.
5 – КОРАБЛЬ. Как бы далеко не заплывала жизненная ладья, всегда существует гавань, в которую можно возвратиться.
6 – ЛОДКА. Судьбоносные моменты могут протекать так же легко, как и игра ребенка.
7 – ЛЕСТНИЦА. То, что казалось невозможным, становиться реальностью, если очень сильно захотеть.
8 – ЯРМАРКА. Каждое чувство уникально и каждый испытывает его по-своему.
9 – ГНЕЗДО. Здание, построенное на украденных чувствах хрупко.
10 – ДОМ. В каждом доме могут возникнуть трещины, но взаимные чувства скрепляет их.
Паж- НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. Каждый решает сам, что он несет – мир или войну.
Рыцарь – ОБЩЕНИЕ. Способность выражать свои страдания и разделять их с другими столь же важна, как и умение преодолевать их.
Королева – ВОСПОМИНАНИЕ. Иногда, когда мы обращены внутрь себя, вспоминая прошлое, мы вновь испытываем страдания.
Король – ОПЫТ. Тот, кто многое испытывал и понял, теперь способен разделить свой опыт с другими.

Читайте также:
Значение карты Колесница: Хепри VII в колоде Таро Клеопатра

Пентакли – масть, связанная с амбициями человека и его самовыражением. Успех, власть и имущество – все это аспекты пентаклей.
В этой масти проявляется стремление человека доминировать в мире и природе, властвовать и быть хозяином положения.
Туз – ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ. Надо быть благодарным за то, что дается с судьбой.
2 – ОТДЫХ. Настало время наслаждаться тем, что получил.
3 – СПОСОБНОСТЬ. Не легко почивать на лаврах, если они не заслужены.
4 – РЕЗУЛЬТАТ. Не существует такой цели, которая находилась бы вне нашей досягаемости.
5 – ИСКУШЕНИЕ. Ослепление блеском золота мешает мыслить разумно.
6 – ПОДАРОК. То, что мы получаем даром, приносит радость и греет душу.
7 – ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ. Золото не может быть пищей, но должно стать источником питания.
8 – ОБЯЗАТЕЛЬЧТВО. Собственные желания могут стать большим грузом, чем человек способен перенести, и связать крепче, чем любая цепь.
9- БЛАГОРАЗУМИЕ. Даже тот, кто имеет больше того чем ему надо, не должен забывать протягивать руку просящему.
10 –ЖАДНОСТЬ. Когда шкатулка с сокровищами полна, пусть убудет то, что освободит место для прибыли.
Паж – РЕСУРСЫ. Храните то, что имеете, но умейте отказаться от этого.
Рыцарь – САМОДОСТАТОЧНОСТЬ. Даже в самом ограниченном месте можно обладать бесконечностью.
Королева – СЛУХ. Научиться всему, что умеют другие и слышать все, что слышат другие.
Король – РЕЧЬ. Внимание других важнее золота.

Булавы – масть, символизирующая разум и опыт. Все, что имеет отношение к способностям человека, его знаниям, интеллекту и общению регулируются булавами.
Туз – УЧЕНЫЙ. Набор знаний ради их накопления не приносит никаких плодов.
2 – СПЛЕТНИК. Страх и мнительность и зависть превращают в труса и предателя.
3 – КУЗНЕЦ. Надо самому ковать свое счастье и быть его хозяином.
4 – НАРУШЕНИЕ. Нужно знать, когда проявить силу, чтобы защититься от посягательства.
5 – СТАРИК. Тщательно наблюдать за собой и снова чистить себя, чтобы стать лучше.
6 – РЕБЕНОК. Не имеющий головы надеется, что при желании еще может учиться и веселиться.
7- ДАМА. Тщеславие заставляет балансировать над ямой, проедая свой талант.
8 – РЫБАК. Все нужно делать вовремя и в соответствующем месте, сожаления задним числом не принесут результатов.
9 – ОХРАННИК. Умение прикрыть тыл не гарантирует защиту.
10 – НОСИЛЬЩИК. Нести на себе груз всего человечества никто не в силах.
Паж – УЧЕНЫЙ. Все имеет свою ценность, главное иметь возможность это понять.
Рыцарь – ЛЕНИВОЕ ЖИВОТНОЕ. Умение управлять – зачастую зависит от умения поставить задачу.
Королева – УЧЕНИК. Заучивание без понимания не приносит никакой пользы.
Король – МАСТЕР. Обучение и передача опыта драгоценнее самого знания.

Мечи – масть, представляющая неудовлетворенность и комплекс вины.
Мечи – это и те уколы, синяки и царапины, которые мы получаем и несем в своей душе. Обоюдоострые мечи поворачиваются от внутреннего к внешнему, вскрывая спрятанные от чужих глаз и от самого себя нарывы.
Туз – УПРАВЛЯЕМЫЙ ИНСТИНКТАМИ. Тот, кто силен инстинктами, не способен взлететь из-за собственной слабости.
2 – СИЛЬНЫЙ. Противоборство превращает нас в того, с кем мы хотим бороться.
3 – БЕЗДЕЛЬНИК. Тот, кто прячет свои руки, не отдает и сердца.
4 – ДОБЛЕСТНЫЙ. Страх не дает устоять даже перед собственным мечом.
5 – СТРАННИК. Один меч – оружие, больше чем один – связка.
6 – ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ. Того, кто спасается бегством, догоняют и бьют.
7 – УДАЧЛИВЫЙ. Трофей в сражении получает тот, кто находится в стороне от битвы.
8 – НЕОПЫТНЫЙ. Если делать все дела сразу, то быстро устанешь.
9 – РАНЕНЫЙ. Нарушенная целостность – самое худшее из возможного.
10 – ОДИНОКИЙ. Чтобы устоять в сражении, вы нуждаетесь больше чем в одном оружии.
Паж – ХУЛИГАН. Чем слабее враг перед ним, тем он смелее.
Рыцарь – ИСПУГАННЫЙ. Меч не может преобразить пекаря в воина.
Королева – РАЗЪЯРЕННЫЙ. В угрозах можно найти удовлетворение, но никогда решение.
Король – СПОКОЙНЫЙ. Скрытая обида может быть столь же неуправляема, как шторм.

P.S. Несколько комментариев к символике карт:
0 Шут – небесный Странник ведет на поводке Красного дракона. На заднем фоне – река, являющаяся одновременно символом созидания и символом разрушения. Небесный путник, опора Неба и Земли. Искатель неизведанного. Позади него безжизненная выжженная земля а впереди буйство природы и жизни. Он одинок, как и дерево на заднем плане этой карты, и в тоже время, единственный в своем роде.
Приручение Красного Дракона дает человеку возможность управлять самим собой. Это делает его самостоятельным, но иногда ему жаль, что никто на свете не может дать ответ на мучающие его вопросы.

Читайте также:
Чистка рунами для начинающих от негатива с оговором

I Маг – вместо головного убора у него лейка – символ начала эры Водолея. Чистый лист – наступление нового времени, которое должно ознаменовать новую жизнь и приход нового Мессии с востока (меч и жезл указывают на восток). Три кувшина на уровне пояса Мага символизируют три звезды Пояса Ориона. Меч на столе – символ созвездия Южный Крест. Каждый из двух шариков на столе символизирует временной отрезок в тысячу лет. Собака рядом с магом – звезда Сириус (Canicula, собачья звезда).
Маг- это Сириус, и его предназначение воскресить Осириса, разрубленного Сетом. Сет был братом Осириса, он безумно завидовал Осирису, его благополучному браку с Изидой, тому, что у Осириса все всегда было успешно, и что бы они с Изидой не начинали, все получалось во благо. Сет же все пре6вращал в пустыню, что бы он не начинал, все разрушалось.

II Папесса – олицетворяет нераскрытый потенциал (закрытая книга), который ожидает своего часа, чтобы расцвести подобно цветку. Цветок символ целомудрия, она опирается на него, мысли и знания жрицы непорочны и не запятнаны (книга лежит на белом платке), она не искушена еще этим миром. Жрица покорно ждет своего часа любви (красный цвет), когда двое воссоединятся, переплетутся и дадут свои плоды (переплетение серцевин внутри цветка-стола, как зародыш, семя). На заднем плане, на другом берегу два силуэта: один напоминает образ Будды (Шива), а другой похож на цветок – гору (Парвати). Их отношения чисты и божественны, платонические (голубой цвет), силуэты разделены фигурой жрицы (чувства пока безответны), Парвати терзает горечь разлуки и расстояние с любимым (Алое напротив статуи Шивы), ее переполняет море чувств к этому человеку, но, ей предстоит пройти период возможного забвения или самоотрешения, самоограничения (сухие желто – красные деревья напротив Парвати), для того, чтобы наполнить свою жизнь новым смыслом (зеленые деревья) и завоевать сердце Шивы, стать избранной.

III Императрица – дева Мария скорбящая о сыне своем (черное покрывало – Божественное семя) от Духа святого (Голубая голубка), который был распят на кресте (сухое дерево за империатрицей), за грехи наши (дракон), который смертью своей (пустыня) даровал нам жизнь (зеленые деревья), низвергнув Дьявола.

VI Влюбленные – на карте за влюбленными изображены два пингвина – у пингвинов самка сама себе выбирает партнера. Одновременно это и символ робости, трусости. Пингвин – это птица, не способная летать. Она так никогда и не поднимется в небо…

Те, кто разменивает свою жизнь на мелочное и сиюминутное, никогда не достигнут вечности – как пингвин не сможет взлететь.

VII Колесница – на карте воинственный Бог Солнца Митра на колеснице (Варуна) владел всем небосводом и объезжал его на колеснице, выискивал грешников и карал их (удилише – для вылавливания грешников). Он защитник мирового порядка (риты) и поэтому определяет движение светил и деяния людей. Он поддерживает землю, небеса и воздушное пространство, регулирует смену времен года. Варуна жестоко расправляется с грешниками (бросает их под мост), но прощает невинных и покаявшихся (человек спрятался в дереве, в лоне Христа).

VIII Правосудие – над фигурой Фемиды изображены три головы – символ Синедриона, который состоял из трех групп. К первой группе принадлежали первосвященник, священники, главы священников, облеченные высшей властью; ко второй — представители колен, старейшины, районные администраторы; к третьей — книжники, законоведы, ученые толкователи закона в части духовных, светских и гражданских дел; третья группа формировалась преимущественно из состава фарисейской и саддукейской сект.

Ведению Синедриона подлежала практически вся жизнь еврейского народа во всех ее проявлениях — от религиозных, государственных, политических до семейных и бытовых. Решение Синедриона было законом для каждого еврейского колена. Верховная власть Синедриона распространялась и на царя, который без его одобрения не мог принять ни одного важного политического решения, начать войну, наказать государственного преступника. Синедриону принадлежало право жизни и смерти над всеми иудеями. После покорения Иудеи римлянами этого права Синедрион официально лишался, хотя продолжал использовать его тайно. На карте три головы окутаны в алую сутану с дьявольскими рогами. Первосвященники считались помазаниками иностранный царей, они презирались народом, поскольку вели политику, угодную этим царям.

Именно этот суд осудил на смерть Иисуса Христа. Хотя окончательный приговор Иисусу Христу вынес Пилат, несомненно, что главной силой в этом необычном судебном процессе был иерусалимский Синедрион, которому Рим оставил право осуждать на смерть за преступления против отеческих законов.

X – Колесо Фортуны – огромный механизм, приводящийся в движение находящимися в нем людьми, их стремлением обрести счастье и избежать несчастья. Но поскольку в материальном мире счастье и несчастье неразрывно связаны между собой, человек никогда не достигает желаемого, и вынужден бесконечно гнаться за благополучием и иллюзорным счастьем, всякий раз наталкиваясь на их противоположность. Такая активность, напоминающая бег белки в колесе, еще глубже погружает человечество в иллюзию и делает его рабом майи. Над колесом изображена сова – птица тьмы, ночи, таинственных превращений. Сова боится дневного света, обитает в старых разрушенных строениях, ей приписывают демоническое значение. Она символ опустошения и несчастья. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности, олицетворяющей мудрость. Она символ Тиля Уленшпигеля, весельчака и бродяги, высмеивавшего глупость, невежество, суеверия. В сове воплотились силы тьмы и мудрости.

Читайте также:
Таро Шаманов: галерея, история создания, кому подойдёт колода

История создания колоды

Автор Таро Иеронима Босха, увы, конечно же, не сам Босх, а талантливый художник Атанас Атанассов, о других работах которого мы уже с вами говорили: это Золотое Таро Климта, Таро Мир Леонардо да Винчи, Золотое Таро Боттичелли и другие не менее интересные колоды. Сразу стоит отметить, что художник не просто находит и вырезает фрагменты из полотен известных живописцев, а копирует авторскую технику и создаёт в этом стиле иллюстрации для Арканов. Глядя на галерею Таро Босха, можно с уверенностью сказать, что передать уникальный авторский стиль, у которого достаточно как поклонников, так и ненавистников, Атанассову удалось на сто процентов. Колода впервые вышла в свет в 2000 году, а спустя восемь лет — в 2008, её ещё раз переиздали, на радость всем поклонникам. Стоит отметить восхитительную рубашку карт, которая в буквальном смысле гипнотизирует при тасовании.

Ключевые особенности колоды

По поводу ключевых особенностей Таро Босха стоит отметить вот что: колоду однозначно нельзя отнести ни к одной из существующих школ, поскольку уж больно специфически выполнены данные карты. Никаким Уэйтом, Папюсом или Марселем здесь даже и не пахнет. Впрочем, от колод Атанассова другого как-то и не ожидаешь. Нумерация Силы и Правосудия соответствует французской традиции (11 и 8 соответственно), но Дурак открывает колоду. Масти и наименования карт Двора традиционны. Есть и ещё одна интересная особенность: уж не знаю, чья это заслуга — автора или составителя МБК, но к каждой карте Таро Босха дано, помимо, кратких значений, ключевое слово, которое, надо сказать, порой оказывается полезнее самих толкований.

Символизм колоды

Ох уж этот Босх! Чего только не встретишь в его картинах: многочисленные символы меняются от ситуации к ситуации, знакомые вещи обретают совершенно сюрреалистический вид, а цветовые переходы просто поражают воображение. Есть здесь сцены и предметы из древних мистических трактатов, из практической магии, алхимии, народного фольклора, ритуальных представлений. В Таро Босха тут и там встречаются отсылки к герметизму, алхимии, религии, обыденной жизни. Мы видим многочисленные превращения, перетекания, метафоры, причудливых существ, анатомические подробности, гротескные образы. И вся эта «адская мешанина», конечно же, имеет своё обоснование, но чтобы разобраться в ней, нужно хорошо знать творчество художника. Вообще стоит сказать, что Таро Иеронима Босха словно показывает нам человека не в контексте его внешнего облика или поведения, а с изнанки, изнутри — то, каким он выглядит, если забраться к нему в душу. В связи с этим хочется сказать, что колода очень сложная, и на кривой кобыле, как говорится, к ней не подъедешь.

Старшие Арканы

Итак, давайте попытаемся окунуться в эту причудливую и весьма пугающую вселенную Босха — для этого рассмотрим пять Старших Арканов. Начинать в этот раз с Дурака мне не очень хочется: всё-таки Таро Босха — удивительная и необычная колода, поэтому обратимся к наиболее запомнившимся мне образам. Итак, начну с Колеса Фортуны. Ключевое слово для Аркана — время. На карте мы видим колесо на фоне утреннего рассвета, разделённое на восемь ячеек. Сверху на колесе восседает сова — символ мудрости. Это подтверждает и ключевое выражение из МБК:

«Достигший мудрости не позволит себе направить её на страдание мира. Отсутствие мудрости может обернуться концом света.»

Внутри ячеек этого странного колеса заключены, как мне кажется, людские пороки: человек с накидкой на голове и стрелой в мягком месте показывает похоть, демон с веткой, с которой свисают ягоды — чревоугодие, голый мужчина с открытым ртом — зависть, демон в белом чепце — тщеславие, персонаж с лютней — праздность, тот, кто в широкополой шляпе — алчность, нападающий с мечом на своего соседа — гнев, и, наконец, голый человек со скрещёнными руками и в шлеме, закрывающем лицо — богохульство. Очень сложный и глубокий образ, но, несомненно, весьма интересный.

Отшельник в Таро Босха — это сгорбленный седобородый старичок, который сидит на корточках около небольшого озерца. Позади него расколовшееся яйцо, которое выглядит как пещера. Недостающая часть скорлупы удерживается тремя палками, а сверху на ней восседает причудливая трёхголовая птица, которая, судя по всему, недавно вылупилась из этого яйца. Ключевое слово карты — мысли.

А вот Луна в Таро Иеронима Босха совсем не мрачная. Мне она видится эдаким миром наших собственных фантазий, где простираются фантастические пейзажи и обитают всякие разные выдуманные существа. Ключевое слово Аркана как раз подтверждает мою догадку — карта называется Фантазии.

Интересный контраст изображён на Аркане Солнце. Здесь мы видим двух обнажённых персонажей — светлокожего юношу и чернокожую девушку. У девушки на голове ветка с крупной красной ягодой, и одну такую же ягоду она держит за спиной. Парень её приобнимает за талию и явно что-то увлечённо рассказывает. Вокруг парочки простирается невиданной красоты пейзаж. А стоят они, судя по всему то ли на клубнике, то ли на землянике.

И в завершении рассмотрения Старших Арканов Таро Босха давайте разберём карту Мир. Её ключевое слово — законченность. Как видите, мир здесь заключён в прозрачный шар, летящий где-то в тёмных облаках. За пределами шара мы видим традиционные четыре керубические фигуры. Интересно, что в этом мире нет людей — там лишь растут какие-то невиданной красы растения. В общем, над смыслом этой карты можно размышлять довольно долго, и всё равно каждый в итоге увидит что-то своё.

Младшие Арканы

Если честно, некоторые Младшие Арканы в Таро Иеронима Босха кажутся мне куда более сумасшедшими и непонятными, чем Старшие. Но даже те короткие выражения, сопровождащие карты в МБК уже дают какие-то разъяснения — многое становится более понятным. Вот, например, на Семёрке Жезлов странное существо, названное Дамой, оказывается, проедает свой талант, а голый птицеголовый мужчина в шляпе с Девятки этой масти прикрывает зад… простите, тыл, но это не гарантирует ему полной безопасности.

Читайте также:
Таро Божественного Наследия: галерея, история создания, кому подойдёт колода

Поистине трагический любовный сюжет описывается в Двойке Кубков Таро Босха. Высказывание для карты, которая, кстати, называется Равнина, звучит так:

«Есть чувства, которые испытываем мы, есть чувства, которые испытывают к нам, но первые волнуют нас больше».

Голая фигура в нижней части Аркана изображает жертву любовной зависимости. Человек полностью открылся своей партнёрше(об этом говорит его обнажённое тело), но та, ради которой он это сделал, уже полетела ловить на удочку кого-то другого. Как видите, здесь нет того понимания, искренности и возвышенности, свойственной классической Двойке Кубков. Ну а чего вы ожидали? Это же Босх!

Очень говорящая в колоде Таро Босха Девятка Мечей. Смотрю на неё и любуюсь. Нет, конечно же, не состоянием этого несчастного, а подачей: именно так, наверное, и ощущаются те эмоции, что несёт в себе символическое поле данной карты.

А вот Десятка Пентаклей так и вообще рассмешила. Читаем комментарий к Аркану:

«Когда шкатулка с сокровищами полна, пусть убудет то, что освободит место для прибыли».

А называется сама карта — Жадность.

Одним словом, при просмотре Младших Арканов у меня создалось впечатление, что Таро Босха — колода порой весьма ироничная, меткая, как говорится, без сантиментов. Очень рекомендую!

Придворные карты

А вот Придворные Арканы в Таро Иеронима Босха чуть менее удивительны. В принципе, все они так или иначе имеют отсылки к классике, просто дополнены своеобразными деталями. Интересны и типажи, описываемые этими картами. Жезлы во дворе Таро Босха — это Учёный, Ленивое Животное, Ученик, Мастер; Мечи — Хулиган, Испуганный, Разъярённый, Спокойный; Кубки — Нерешительность, Общение, Воспоминание, Опыт; Пентакли — Ресурсы, Самодостаточность, Слух, Речь. Конечно, даже одни ключевые слова уже показывают, насколько интересна и многогранна может быть трактовка Фигурных персонажей в Таро Босха.

Особенности толкования карт

Конечно, значения карт Таро Босха очень и очень далеки от классических, поэтому собственная проработка колоды крайне необходима. Понять с первого раза, что именно происходит на иллюстрации, удаётся далеко не всегда, а некоторые мельчайшие детали становятся видны лишь при более внимательном рассмотрении. Я бы рекомендовала вам работать с Таро Босха по следующей схеме: взять в руки карту, абстрагироваться от классики, прочитать ключевое слово из МБК, а затем проанализировать ваши собственные ощущения: какие эмоции вызывает у вас персонаж или герои карты, какие мысли наводит задний фон, какие детали бросаются в глаза сразу, а какие — потом? Также стоит обратить внимание на цвета — здесь они имеют большое значение. И главное — не забывайте записывать всю информацию, что приходит в голову. Вот так, медленно, но верно, продвигайтесь по каждому Аркану — тогда вы точно сумеете понять их смысл.

Могут ли быть перевёрнутыми карты Таро Босха? Я в этом не уверена. Мне кажется, что колода — из тех, что подразумевают лишь прямое значение. По крайней мере, в МБК о перевёртышах нет ни слова.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Вообще Таро Иеронима Босха сложно назвать универсальной колодой. Мне кажется, что она копает куда-то далеко вовнутрь, немного абстрагируясь от внешней реальности. Хотя, судя по тому, что пишут на форумах, многие тарологи используют её для самых разных вопросов, и самое интересное — кто-то на ней даже прекрасно просматривает вопросы здоровья! Так что сферу «деятельности» этих карт вы должны определить самостоятельно.

Кому подойдут данные карты?

Я рекомендую приобрести Таро Иеронима Босха:

  • Ценителям художественного творчества самого нидерландского живописца
  • Тем, кого не пугают шизофреничные, ненормальные и совершенно нестандартные иллюстрации Арканов
  • Коллекционерам
  • Любителям работ Атанаса Анатанассова
  • Тем, кто подустал от классики и хочет поработать с совершенно иным инструментом
  • Тарологам, предпочитающим интуитивное чтение карт

А вот новичкам брать в руки эту колоду я точно не советую.

Рекомендованная литература для знакомства с колодой

К сожалению, книг по Таро Босха просто нет. Поэтому всё, чем вам придётся довольствоваться — это собственное понимание работ художника и скромная, хоть и весьма полезная, МБК, а также наработки других авторов, которые можно найти на просторах интернета. На этом обзор данной непонятной, причудливой и пугающей колоды я завершаю. Будет интересно услышать ваше мнение о ней, так что оставляйте комментарии!

Центральная часть

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть.

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

1. Голые и смешные

Некоторые исследователи считают , что Иероним Босх состоял в секте адамитов , члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная , но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов , трудно поверить , что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее , Босх рисовал героев триптиха голыми , чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем , рясой или напудренным париком.

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

В зависимости от культурного или религиозного контекста , разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру , ежевика была символом чистоты Девы Марии , а земляника — знаком праведности и трудолюбия. Однако в целом , гигантские ягоды , очевидно , выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь , сексуальной. Должно быть слово « клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации , что и у нас сейчас.

Некоторые исследователи полагают , что на центральной части « Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век , когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила , а люди жили в сытости , праздности и неге.

Читайте также:
Таро Языческих Кошек: галерея, история создания, кому подойдёт колода

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

3. Фонтан вечной молодости

Большинство исследователей сходится в том , что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости , а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха ( вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро « разбросанные» Босхом , чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Кавалькада всадников , восседающих на козерогах , тельцах , львах и других ( экзотических и не слишком) животных — это , очевидно , сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных ( по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть , по мнению Босха , противоестественным образом.

5. Пернатое Зло И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз, в конте

И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз , в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке « грязная» утка. И удод , о котором современники Босха говорили , что он «греховнее , нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья , но питается испражнениями. И вездесущая сова , которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.

6. Прозрачная сфера Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимическо

6. Прозрачная сфера

Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды , скорее всего , служат алхимической аллегорией: любовники « реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем , люди , отгородившиеся от остального мира прозрачной « броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того , Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Некоторые искусствоведы считают , что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ , который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти , ада , безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества ( см. «Извлечение камня глупости«). В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы , глухи и бессильны. Они также увязли во грехе , как алхимики и удод. Исследователи считают , что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу « правильных католиков» ( к примеру , членов Братства Богоматери в Хертогенбосе , родном городе художника). Они , хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры , но , кажется , тоже в ужасе от происходящего вокруг.

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Нет сомнений , что рыба , встречающаяся на картинах Босха не реже , чем его вездесущие совы , всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако , символ этот настолько универсален , что о смысле , вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую , мертвую , летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа , знак зодиака , Луну , воду , флегматический темперамент , быть атрибутом любострастия , служить символом поста. В конце концов , рыба могла означать просто рыбу.

Символика у Босха

Символика Босха настолько разнообразна, что не возможно подобрать один общий ключ к его картинам. Символы меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Среди самых загадочных источников была алхимия – полутайная деятельность, нацеленная на превращение неблагородных металлов в золото и серебро, а кроме того, на создание жизни в лаборатории, чем явно граничила с ересью. У Босха алхимия наделяется негативными, демоническими свойствами и атрибуты её часть отождествляются с символами похоти: совокупление нередко изображается внутри стеклянной колбы или в воде – намек на алхимические соединения. Цветовые переходы напоминают порой стадии превращения материи.

Огромная масса изображенных вещей и предметов связывается между собой сюжетными, пространственно-временными и логическими отношениями и складывается в грандиозные картины земного мира. Босх строит его целое по законам оптического видения. На первых планах его работ доминируют, как правило, темные тона, затем они постепенно высветляются к горизонту, где в дымке голубых, розовых и золотистых оттенков земля сливается с небом, краски которого опять сгущаются и темнеют по мере приближения к нам. Это создает ощущение наполненности пространства его картин плотной воздушной атмосферой, в которой краски дальних планов теряют для нашего глаза свою звучность, а предметы – четкость очертаний. Пожалуй, во всем мировом искусстве до Босха мы не найдем такой смелой и реалистически точной, как у него, передачи эффектов освещения. В своих работах Босх не только предвосхищает законы воздушной перспективы, получившие распространение лишь в XVII веке, – он достигает также передачи ощущение воздуха, окрашенного светом, что спустя почти четыре столетия сделали предметом своего искусства импрессионисты. Мир объективен и прекрасен – это убеждение Босх разделяет со своей эпохой, он существует независимо от человека, но он есть и вместилище человеческой жизни со всеми её грехами. Поэтому природа в целом, как и каждый отдельный её элемент, отмечена у Босха печатью принадлежности к человеческой повседневности. Огромные пространства его пейзажа населены крохотными фигурками людей, спешащих, как муравьи, неведомо куда и неизвестно зачем. Природа пронизана пульсацией жизни, ощущением её протяженности и быстротечности, её веселой суеты и трагической суеты. Пейзажи Босха окрашиваются в эмоциональные цвета этого ощущения.

Интерес Босха к реальной действительности, его стремление охватить мир целиком и в подробнейшем перечислении составляющих его предметов, в номенклатуре материальных свойств и качеств каждого их них воссоздать универсальную картину мира – во всем этом проявляются черты новой эпохи, вошедшей в историю под именем Ренессанса. Однако в способе отражения действительности, то есть, говоря современным языком, в своем творческом методе, Босх оказывается прочно связанным с предшествующей культурой. Изображаемые предметы интересуют художника не только и не столько сами по себе; они являются для него как бы буквами, знаками и символами образного языка, на котором художник ведет повествование об устройстве мироздания и смысле человеческой жизни.

Читайте также:
Магия и жизнь: защита внешнего пространства

Средневековые представления о мире, отживающие религиозные, этические и эстетические воззрения, вдруг вспыхнувшие на короткий момент и озарившие своим странным, призрачным светом мироощущение эпохи Босха, были третьим могучим источником, питающим его творчество. Они наложили своеобразный отпечаток на образный язык его искусства. В основе средневекового мировоззрения в целом лежала идея о божественной сущности всех вещей и явлений.

Такое постижение мира, которое можно назвать символическим, было не результатом предписаний церковного богословия, а объективным качеством средневекового сознания. Весь мир представлялся тогда неким единым организмом, разные части которого связаны между собой хотя и незримыми, но вполне реальными нитями. Судьбы людей управляются движением небесных тел, планеты подчиняют себе один из четырех природных элементов (или стихий), а те оказывают влияние на один из четырех человеческих темпераментов. Вся система мироздания в средневековом представлении, от светил до насекомых, замыкалась на человеке, пересекалась во всех своих направлениях с его индивидуальной жизнью и исторической судьбой. Поэтому с какой бы областью природы не прикасалось средневековое сознание, оно всегда видело в них образы иных вещей и явлений. Язык символов, аллегорий, реализованных метафор, сложных ассоциаций, аналогий и параллелей был специфическим языком средневекового мышления. Каждая отрасль знаний видела в реальном мире прежде всего определенную систему символов, и каждый предмет, вещь или явление приобретали то или иное значение, в зависимости от системы, с точки зрения с которой они рассматривались. Так, например, рыба для астрономов и астрологов была знаком Луны; алхимики рассматривали её как символ воды; в медицине она связывалась с флегматическим темпераментом; толкователи снов интерпретировали её как воплощение плотских вожделений, а для простого народа она ассоциировалась с постом, вот время которого рыба была дежурным блюдом. Изображение рыбы, подвешенной за голову, означало беспорядок, нарушение моральных норм. Такими разнохарактерными значениями средневековое сознание наделяло каждую вещь, явление или предмет. Однако весь этот «видимый мир», во всем богатстве его форм, не стал главным объектом отражения средневековой живописи. Строго религиозная по характеру, а мир земной интересовал ее лишь как слабое отражение божественного. Поэтому круг изображений реальных вещей был в ней крайне ограничен, а их символика строго зафиксирована рамками церковного богословия. Так, изображение той же рыбы в иконе могло означать либо крещение, так как она ассоциировалась с водой, либо было символом Христа. Новая, ренессансное мироощущение пробило брешь в системе средневековых эстетических представлений, и сквозь нее в еще религиозную по сюжетам живопись хлынул широким потоком земной мир. Со всем многообразием своих форм и их значений. Развитие Нидерландской живописи в XV веке происходит под знаком этого всерасширяющегося процесса, и творчество Босха можно рассматривать как его кульминацию.

Многие поколения исследователей пытались найти ключ к непонятной символики его произведений, начиная от монаха Сикуэнсы, видевшего в них дидактическую религиозную проповедь, до современных ученых искусствоведов, трактующих их то как зашифрованное учение еретической секты «Френгер», то как астрологические «Пидлер, Катлер, Бранд Филип» или алхимические (Комбе) трактаты и т.д. Но чрезвычайно разнообразный и сложный символический язык Босха никогда не укладывался целиком в рамки какого бы то ни было из этих толкований. «Буквальный» уровень произведений Босха – это их сюжетная канва. На этом уровне лежат основные реалистические достижения и ренессансные завоевания Босха: открытие им области бытового жанра и пейзажа, его огромное мастерство бытописателя и психолога, его поэтическое ощущение красоты и богатства реального мира, новаторство в передаче его материальных форм, завоевания в области живописной техники-то есть все то, что в средневековом искусстве содержалось лишь в зародышевой форме или отсутствовало вовсе. «Буквальное» содержание и морально-назидательный смысл доминируют в изобразительной структуре ранних работ, в которых реалистически изображенные жанровые сцены скрывают дидактическое назидание, а сатирически-гротесковая трактовка персонажей выявляет нравственные позиции Босха по отношению к ним. Он, несомненно, – один из наиболее оригинальных и плодовитых мастеров этого направления, но далеко не единственный. Черты карикатурности в облике босховских персонажей обусловлены их моральной ущербностью, тогда как другие художники, использовали мотив уродства, как повод для размышления о скоротечности красоты. В поздних триптихах на первый план содержания выступают общие теологические идеи, но сюжетный уровень в них всегда сохраняется. Акцентировка «буквального» и морального уровней содержания потребовала от Босха перестройки системы построения своих больших триптихов. До Босха содержание нидерландских триптихов «прочитывалось» от центра, где изображались главные события и персонажи, к боковым створкам. Босх развертывает их содержание слева на право: от сотворения мира и человека через грехи земной жизни к возмездию, предавая тем самым временную протяженность сюжета человеческой истории и логическую последовательность своей моральной концепции. Прочтения босховского триптиха справа налево будет заведомо неправильным. Триптихи задуманы и использованы для алтарей.

Среди причудливых созданий, населяющих фантастические композиции Босха, особое место занимают животные – постоянные персонажи приданий и сказок. Образы животных у Босха предполагают возможность символической интерпретации, уводящей к истокам христианского восприятия природы. С XII века, авторы уподобляли тварей образам и понятиям религии и морали, расшифровывая их, как иероглифы. Вслед за библейским разграничением «чистых» и «нечистых» существ, бестиаристы противопоставляли животных, символизировавших Христа (орел, феникс, пеликан), тварям, вызывавшим ассоциации с образом дьявола (жаба, обезьяна). Природа воспринималась как арена постоянной борьбы добрых и злых сил, и Босх лишь расширил поле этой непрерывной битвы, перенеся её в пространство человеческой души. Лягушка зачастую смешивается с жабой, последняя же, связана с народными суевериями, ведовством и фольклором, вызывала негативные реакции. Где бы мы не обнаружили изображение этой твари, можно быть уверенным в том, что художник имеет дело с дьяволом и адом. Самой несчастливой из планет, тогда считался Сатурн. Символом Сатурна издавна считалась собака (подвержена бешенству). В картине Босха «Блудный сын», мы видим изображение собаки – неестественно изогнувшийся, опустивший голову, с горящими нездоровым блеском глазами, пес выдает все признаки безумия. Свиньи приобретают значение нечистой и неправедной жизни персонажа, об этом же говорит привязанная к его коробу кошачья шкурка – символ несчастья; принадлежность к Сатурну выдает и профессия бродяги – воткнутое в шляпу шило, указывает на его ремесло сапожника, а сапожники находились под покровительством этой планеты; корова в данном контексте становится символом земли.

Читайте также:
Таро Театр Кукол: история создания, особенности, символы

Символические элементы дают как бы логический комментарий к общей, выраженной в образе идее произведения, связывая его содержания с космическим (с движением небесных тел), природными (с природным элементом), биологическим и историческим жизненными циклами. Босх черпает символический смысл своих изображений одновременно из нескольких систем, и их различные значения, накладываясь одно на другое, раскрывает разные уровни его произведений. Так, в «Операции глупости» или в «Фокуснике» те же предметы, из которых складывается их сюжетная канва, они переводят содержание этих работ в другой план – первая становится аллегорией планеты Меркурий, вторая – аллегорией луны. Что же касается последнего – тайного – уровня содержания, то говорить о нем чрезвычайно трудно, ибо если он и присутствовал здесь, то только в тщательно зашифрованном виде и предназначался первоначально только для посвященных. Возможно, в произведениях Босха, зашифрованы какие-то биографические моменты личности художника. На сокровенных значениях изображаемых предметов Босх, как на каком-то сложном музыкальном инструменте, разыгрывает свои грандиозные космические оратории, переводя значения символов из регистра в регистр, обыгрывая их тонкие модуляции и контрасты, и в своей содержательной полифонии они звучат у него то как бесхитростная и веселая народная мелодия, то как торжественная месса. В них слышатся то величавая музыка небесных сфер, то какофония преисподней, то резкие диссонансы земной жизни. И в этом качестве он достигает высочайшей виртуозности.

В одном и том же изображении могут содержаться различные, порой взаимоисключающие смыслы. Наилучшим примером может служить сова, изображение которой проходит сквозь все творчество Босха. Несчастье, гибель и зло, смерть, птица тьмы и дьявола, ересь, человеческая слепота, безрассудство и глупость, распущенность, опыт и мудрость, враг невинности, с одной стороны, и символ добродетели, с другой – все эти символические значения совы, предложены в исследованиях о Босхе. Блотте-Эббес (1964 г.) верно указала, что Босх изображал разные виды сов, например малую совку («Воз Сена»), ушастую и желтую сову («Сад земных наслаждений»). Исследовательница полагает, что каждый вид совы имел свое символическое толкование. По её мнению Босх мог рассматривать желтую сову как воплощение дьявола. Сова использовалась в то время также в качестве приманки при ловле других птиц, и поэтому может также восприниматься как символ искушения или обмана. Из всех грехов у искушения, пожалуй, больше всего символических искушений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники и яблока. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит и на ересь).

Часто мы сталкиваемся в его картинах со странными изображениями, скомпонованными из частей различных предметов и живых существ. Таково, например, фантастическое существо в левой створке «Искушения Св. Антония», задняя часть которого есть туловище слона с ногами саранчи, заканчивающееся хвостом скорпиона и увенчанное башней, а передняя – голова рыбы, пожирающей другую рыбу, с горящим кустом вместо хвоста. Оно представляет, очивидно, комбинацию символов зла (саранча), глупости (слон), похоти (скорпион), социальной несправедливости (изображение рыб). Смысл многих символов сейчас утрачен, и восстановить шаг за шагом первоначальное содержание таких «криптограмм» часто не представляет возможным. Но подобного рода изображения самим своим противоестественным сочетанием несочетаемого продолжают сохранять для нас значение абсурда и чудовищной нелепости мирового порядка. В этом отношении художественный язык Босха отмечен чертами нового времени.

Одним из важнейших пластов средневековой культуры, служивших для художественного языка Босха неисчерпаемым источником как смысловых значений, так и изобразительных мотивов, была, как уже отмечалось, область фольклора. Например, на одном из рисунков, помещен странный мотив: из опрокинутой корзины торчат обнаженные ягодицы забравшегося туда человека; другой человек, сидящий на корзине, с остервенением бьет мандолиной по этой части тела, а из нее выпархивает стая птичек, за которыми гоняются младенцы. Смысл этого рисунка станет ясным, если учесть, что голландское выражение «бить оп ягодицам» каждый простолюдин того времени понимал как транжирство ради чревоугодия, что улей был для него символом обжорства, а порхающие птички – улетающих в силу этих причин денег. Босх переводит здесь на графический язык категории образного народного мышления, сохраняя всю конкретность и забористую сочность их юмора. Народная основа, ясно просматривающаяся в живописи Босха иногда затемняется наслаивающимися на неё иными содержательными пластами, но всегда остается и как бы просвечивает сквозь эти наслоения.

Но ещё более тесную связь с истоками народного сознания, чем простое использование словесных и изобразительных элементов фольклора, выявляет сама трактовка Босхом форм предметного мира, и в первую очередь человеческого тела. Эстетические представления Босха очень далеки от классического идеала совершенного, гармонически завершенного прекрасного тела. Среди его рисунков есть десятки набросков уродов, калек, то есть всякого рода отклонений от физической нормы. В его живописи люди чаще всего предстают в виде утрированно неуклюжих, нелепых существ с телом непропорциональным, отмеченным признаками болезней, пороков и старости. Только художник Возрождения, тонко чувствующий физическую красоту тела, мог с такой силой через его пластику выразить и пафос отчаяния в фигурках грешников. Для Босха, как для народного художника, человеческое тело не является самостоятельным объектом эстетического любования. Скорее, – оно инструмент, каждая часть которого выполняет определенную функцию в деятельности человеческого организма. И Босх свободно обращается с этим инструментом, то разбирая его на части, то создавая из них новые, невиданные комбинации. Сложная символика представлений во многом определяет отношение к миру художников, живших в этот период. Без учета этого обстоятельства невозможно не только расшифровать некоторые загадочные элементы образного языка Босха, но и понять многие не менее необычные особенности его художественной системы: принципы композиции, пространственного построения его картин и, в конечном итоге, ту «модель мира», которую он воссоздал в своем искусстве.

Читайте также:
Цыганский расклад Таро: на прошлое, настоящее, будущее

Колесо Судьбы

Праздники сегодня

Шут здесь какой-то немного невменяемый, судя по выражению лица. Его терзают внутренние страхи. Чудовище, которое не даёт Шуту идти вперёд. Если обычно в карте Шут, собака пытается ему помешать сделать опрометчивый шаг, то здесь я вижу внутреннюю “Тень”, которая поглощает Шута волной страха и не даёт ему развиваться и трансформироваться дальше. Но он находит в себе силы бороться с ней.
Прошу отозваться людей, которые считают, что я их недолюбливаю – буду приходить и долюбливать.

Эта колода Таро предназначена стать окном в скрытый от нас мир бессознательного, который подлежит самому тщательному исследованию, если мы хотим проложить ясную дорогу от прошлого к будущему. Иллюстративный ряд карт этого Таро не случаен Атанас Атанасов, прекрасный художник-иллюстратор издательства Lo Scarabeo, взял за основу своих миниатюр творчество “Именитого мастера” конца XV – начала XVI веков, Иеронима Босха, адепта братства moderna devoito (нового благочестия).
Предвосхищая психоанализ, Босх использует всю остроту своего изощренного ума, чтобы извлечь из бессознательного фантастические символы, способные поразить зрителя. Но для художника они являются не просто порождением психического автоматизма или чистой игрой разума. Мастер не попадает в плен к своим субъективным фантазиям, напротив, он управляет ими. В его руках символы становятся инструментами, которые он использует в своих целях. Босх одновременно сновидец и судья над снами, актер и постановщик в одном лице. Колода, созданная по мотивам его картин является уникальным инструментом разрушения иллюзий, в то время как другие колоды ориентированы на то, чтобы как можно точнеее изобразить человека, каким он выглядит снаружи, это единственная колода способная отобразить человека изнутри.

Одной из характерных особенностей этой колоды является ее явное нежелание отвечать на те вопросы, ответ на которые уже известен гадающему. Если на темы финансов, здоровья, карьеры эта колода дает на удивление краткую и точную информацию, то с темой взаимоотношений не все так просто – в раскладе зачастую отразится мир сомнений, беспокойств, фантазий, страхов и просто предположений и мыслей по поводу этого партнерства. Но это не не издевательство с их стороны, как можно было бы подумать, а самая ценная подсказка.

Этот Шут скорее соответствует своему классическому перевернутому значению – неуверен в себе и слишком осторожен. Надо двигаться, но неизвестность слишком пугает, стопорит. За путником неотступно следует его персональный страх – нижнеастральная чудо-зверушка, которая питается им, не дает расти и двигаться дальше.

Elizabeth, конечно, по мере возможности буду участвовать в проработке.

Образ Шута, скорее всего взят с внешних ставень алтаря “Воз сена”, который имеет свое собственное название – “Жизненный путь”


фрагмент

Маг здесь для меня какой-то неуверенный в себе, в своих силах. И выражение его лица мне совсем не нравится. Это ученик, который пробует свои силы. “Перевёрнутая воронка, надетая на голову хирурга, объясняется как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана”. А может быть, это начинающий шарлатан.
Прошу отозваться людей, которые считают, что я их недолюбливаю – буду приходить и долюбливать.


На картине «Извлечение камней глупости» Босхом изображена средневековая операция – удаление камня безумия из головы сумасшедшего и посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом. источник

в райской части триптиха “Сад земных наслаждений” присутствует еще один подобный, наиболее похож на собаку кстати, пушистый и явно не кусается Однако ж Атанассов изобразил именно демона.

Небольшая предистория к Магу – в 15 веке в Нидерландах бытовало суеверное суждение о том, что вырезав из головы жировые наросты, т.н. камни глупости, можно вернуть человеку способность мыслить здраво. Некоторые простодушные люди действительно верили и прибегали к услугам таких вот горе-врачей. Картиной “Извлечение камня глупости” Босх высмеивает истинную человеческую глупость, а виселицей на заднем фоне еще и намекает на то, что всех таки ждет расплата за прегрешения.

Да, здесь Маг выступает чистым шарамыжником. Разглядела его ещё раз, такое пакостное лицо, как будто он учится воровать кошельки из карманов, и очень при этом боится спалиться

Знание истины – в концентрации, исполнение желаний – в упорстве.

На картине изображена женщина сидящая за резным круглым столом. С виду уже не молода и вид у нее довольно таки скучающий, а закрытая книга на голове означает что знания которые она могла почерпнуть из этого источника уже изучены досконально. Или же наоборот, карта покажет на закрытую информацию, которую нам не дано знать.

Если посмотреть на сам стол, то он яркого красного цвета, символ огня, страсти, нижняя час изображена в виде красивого цветка. В центре две его части переплетаются – мужское и женское, а сама форма мне очень напоминает женское лоно. Поэтому как и во всех произведениях этого художника, тут мы видим грех похоти и ереси.
Думаю что эта карта вполне может показать на женщину, у которой много не истраченной сексуальной энергии, очень подойдет и классическая трактовка, одинокой дамы, которая сдерживает в себе ураган страстей. Голова покрыта белым платком, символом чистоты, таким образом автор желает показать что она не запятнала себе грехом прелюбодеяния. В этой колоде нужно будет особо уделить внимание покажет ли любовницу, так как изначально тут это не подразумевается.

Читайте также:
Таро Теней: галерея, история создания, особенности

На заднем плане мы видим спокойное озеро, как и во всех других колодах, вода символизирует чувства, эмоции. Женщина уже смирилась со своим положением, поэтому у нее в душе царит мир и покой.
На заднем плане видим лес. Золотой окрас символизирует осень, а зеленый лето. Поэтому карта вполне может показать, что положение женщины давно уже неизменно, ситуация остается прежней не смотря на смену времен года.

хотя если смотреть на приписанное значение карты, что только настойчивостью можно добиться желаемого, я не вижу что женщина особо тут прилагает усилия, наоборот от этой карты больше идет ощущение покорности, упования на судьбу и пусть будет, как будет.
Женщина ждет, всматривается в даль, нет ли там “суженного, ряженного”. это не только относится к любви. Если например выпадет на вопрос о работе, то тут тоже человек не прилагает особых усилий на поиски. если только, конечно, перед ней не было карты указывающей на движения со стороны женщины, а теперь просто в связи с тем что уже от нее зависящее все сделано (закрытая книга на голове), вынуждена ждать результата.
Если вас кто-то не переваривает – значит, не сумел сожрать.

Ну почему же, тут весь набор нереализованного желания, и вот сидит она и думает кому же это все добро подарить, как там у нас говорят ” Куда пойти, куда податься, кого найти, кому отдаться”

Императрица
От самой карты тут веет умиротворение, теплотой, нежностью.
Оранжевые тона наводят на мысль об осени, урожаи. Поэтому тут карта покажет так же беременность. Оранжевый цвет означает святость и здоровье. По свойствам этот цвет символизирует энергию, радость, теплоту, смелость, а по качеству – это излучающий, сухой, теплый, взволнованный. У колдунов более могущественным цветом считается оранжевый цвет. Он связан с медициной, способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю.
Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благополучия и веселья. Но при длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение. Поэтому тут карта может указывать на слишком заботливую мамочку, жену. Человек устает от такого обилия любви, порой даже раздражает и опустошает.
В левом верхнем углу, вдалеке, можно разглядеть крепость, символ стабильности и защищенности. Кроме того, сразу за фигурой мы видим строение, выполненное с особой утонченностью, что будет говорит о даме романтичной, хранительницы очага и ценительница искусства. Мне кажется это как раз обитель этой дамы. Сама императрица очень юна на вид, голова не покрыта, что стоит заметить очень странно, так как только не замужние девушки в старину ходили с непокрытой головой, а после свадьбы красоту мог видеть только муж. Поэтому мне кажется карта именно в этой колоде может указать на холостую особу, на выданье. Это не Жрица, которая отстранилась от мира удовольствия или же просто никому не нужная, наша императрица молода и привлекательна и в ухажерах у нее недостатка нет, просто видимо пока еще время не настало. Возможно она просто еще обдумывает кого из ее женихов лучше выбрать на роль императора.
Хотя не исключаю, что карта так же покажет и традиционно значение. Поэтому стоит за ней наблюдать.

В руках девушка держит шар, а на нем орел. Ну шар мне кажется это обозначение мира, она королева, под ее началом весь мир. Поэтому девушка хорошо знает себе цену, не исключаю довольно жесткий характер, любительница покомандывать, что бы все было по ее. В негативном аспекте может показать глупую особу, истеричную, эгоистичную которая считает что весь мир должен перед ней расстилаться.
Орел символизирует власть, господство, верховенство и прозорливость (государственную прозорливость). В языческие, античные времена орел служил атрибутом и символом божества или монарха. Античные книги о животных приписывают ему способность смотреть на солнце не мигая и взлетать на недоступные взору человека участки неба. В нашей трактовке это может означать что человек не будет пригибаться даже если знает что перед ней стоит персона намного выше ее статусом. Так же карта покажет что у человека есть возможность добиться высот. Как истребитель змей и драконов орел является символом победы света над властью тьмы, потому карта НЕ будет указывать на магическое влияние (порча, приворот. )

С лева, рядом с императрицей, лежит какой-то вид палки, оружия, инструмента, не знаю. но могу предположить, что наша королева и сама не прочь помахать киркой, вскопать грядки, а если нужно и за меч схватиться.
Если вас кто-то не переваривает – значит, не сумел сожрать.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: