Таро Театр Кукол: история создания, особенности, символы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Значение и толкование карт Таро Театр Кукол

Значение и толкование колоды Таро Театр Кукол

Если вы практикуете Таро на сложных карточных наборах, то можете удивиться появлению этой необычной колоды. Дело в том, что сперва Таро Театр Кукол кажется детским, примитивным и простым набором. Однако для многих профессионалов эти карты становятся любимыми. Поэтому давайте познакомимся с их структурой и символизмом.

Обзор колоды Таро Театр Кукол

Таро Театр Кукол

Многие друзья-тарологи, рассматривая имеющиеся у меня колоды, всегда удивляются, когда видят на полочке Таро Театр Кукол. Рядом со сложными эзотерическими колодами типа Таро Тота, Герметического Годфри Доусона, Табула Мунди, Розетты и прочих подобных образцов, Театр Кукол кажется слишком простой, детской, примитивной. Но я всегда встаю на его защиту и говорю, что эти карты — одни из моих самых любимых. И сегодня я хочу вам немного рассказать про них: кто знает, быть может, мой обзор сподвигнет вас на покупку этого удивительного инструмента.

История создания колоды

Таро Театр Кукол создала наша с вами соотечественница — Мария Курара, известная многим по своей первой колоде — Таро Чёрных Котов. Сама Мария считает, что Куклы — это более усовершенствованная логичная система, чем её первое творение. И, что самое главное — действительно авторская. Мария не стала создавать очередной клон уже известной системы, а показала своё личное видение архетипов Таро в контексте современного мира. Основная задача — при минимализме символики раскрыть главный смысл каждой карты так, чтобы Арканы были понятны не только опытным тарологам, но и новичкам. Первый тираж колоды был издан самой Марией в 2015 году в количестве 100 экземпляров. В 2016 Театр Кукол вышел в издательстве «Весь», но в несколько изменённом, по просьбе автора, виде. Если на первом тираже у карт были чёрные рамки, во втором они стали белыми. Также изменились некоторые названия Старших Арканов, была полностью переработана иллюстрация Аркана Мир («Завершение» у автора) и внесены кое-какие изменения в ранги придворных карт.

Ключевые особенности колоды

Итак, что же представляет собой структура Театра Кукол? Это не совсем классическое Таро: в колоде представлено 22 Старших Аркана, 56 Младших и две дополнительные карты. Одна из них носит название «Будущее скрыто» — по сути это аналог пустой чёрной карты, вторая имеет надпись «Неправильно задан вопрос». Использовать дополнительные карты или нет — решать вам. Масти нестандартные — Жезлы стали Энергией, символы их — спички. Мечи — это Ум, символика — иголки с нитками и без. Кубки — Эмоции, предметы их — Чашки. Пентакли — Материя, символы — монетки.

Старшие Арканы имеют нумерацию, как в Марселе и у Кроули (Правосудие — 8, Сила — 11). Каждому из них присвоено своё оракульное название: как объясняет сама автор, это сделано для того, чтобы приблизить понимание Арканов к современному миру. Так, например, Дурак — это Глупец/Мудрец, Маг — Магия, Жрица — Созерцание, Иерофант — Вера, Смерть — Умирание и так далее. Из изображений Козырей полностью убрана символика, имеющая отношение к христианству, и любые персонифицированные значения. Свои названия имеют и Младшие Арканы. Карты Двора имеют «правильный баланс полов», т. е. две карты представлены женской энергией — Принцесса и Королева, две мужской — Принц и Король. В первой версии колоды места Принцев занимали Рыцари, но автор всё-таки решила назвать их Принцами, что действительно более логично.

Символизм колоды

Таро Театр Кукол показывает нам сценическое действие, героями которого становятся деревянные куклы-марионетки. Каждый Аркан — одна сценка, где есть занавес, декорации и действующие персонажи. На первый взгляд кажется, что сюжеты слишком просты и даже по-детски наивны, но если вы присмотритесь к колоде повнимательнее, то поймёте, что здесь нет абсолютно ничего лишнего, и этот минимализм как раз позволяет сосредоточиться на основном посыле карты без необходимости долгого в ней копания. Честно говоря, именно этим меня творение Марии Курара и подкупило. Мне всегда хотелось иметь хотя бы одну колоду, которая будет построена не на сложной символике, которую нужно изучать месяцами и годами, а на каких-то более простых вещах. И при этом хотелось немного уйти от персонификации. В этой колоде все мои желания воплотились просто идеально.

Читайте также:
Трактовка к раскладу "Семь жемчужин Изиды": значение карт

Старшие Арканы

Итак, Старшие Арканы Таро Театра Кукол. О том, что они показывают не персон, а скорее состояния, которые и кратко характеризуются оракульным названием, я уже говорила. Давайте просто возьмём несколько карт и рассмотрим их простую, но в то же время очень понятную символику.

Итак, Дурак (Шут) в колоде Марии Курара носит двойное название Глупец/Мудрец. И в принципе, это неудивительно. Это единственная марионетка в колоде, которая является стеклянной, а не деревянной. Стекло — материал, который закаляется. Также и наш Глупец/Мудрец в самом начале своего пути — очень хрупкий, лёгкий, невесомый, но по мере набирания опыта он окрепнет, стекло закалится и он-таки дойдёт до состояния Мудреца, ведь любой опыт, даже отрицательный, укрепляет внутренний мир, создаёт «внутренний стержень», делает нас более мудрыми.

Кукла шагает по верёвке, держа в руках связку воздушных шаров. Вокруг мы видим предупреждающие знаки, а на пути нашего героя то тут, то там расставлены опасные капканы — один из них находится прямо перед куклой, и она вот-вот наступит на него. Но с другой стороны, создаётся впечатление, что каким-то волшебным образом наш Глупец, даже если оступится, не упадёт, а удержится в воздухе благодаря воздушным шарам. Кстати, для меня, как для приверженца кроулианской системы, эти воздушные шары — действительно отсылка к стихии Воздуха.

Нравится мне подача Аркана Влюблённые. На первый взгляд кажется, что здесь отражён лишь аспект любви, ведь даже само название карты — Притяжение, но стоит присмотреться к заднему плану, и на ум приходят ещё и другие мысли. На фоне театральных кулис стоят четыре лестницы, разной длины и с разным количеством ступеней. На меня сразу нахлынул поток ассоциаций: какой путь выберешь ты? Длинный, медленный и последовательный, короткий и быстрый или какой-то иной? Что ещё интересно: на куклах надеты маски, но мужская фигура отодвигает маску с женской, как бы желая узнать её получше, понять, что скрывается за этим образом. По сути, карта объединяет в себе две классические свои ипостаси: притяжение противоположностей и аспект выбора.

Просто великолепен в Таро Театр Кукол Аркан Равновесие (Правосудие). Две куклы сидят на стеклянных качелях. Качели установлены на книге, т. е. на законах, правилах, догмах. В данный момент равновесие сохранено, но обратите внимание на чернильницу с пером: внести какие-то коррективы в эту «книгу закона» можно — достаточно спуститься с качелей, взять перо и дописать, но тогда всё хрупкое равновесие рухнет, ведь если одна кукла встанет, вторая упадёт вниз на острые кнопки, разбросанные вокруг конструкции.

Аркан 13 — Умирание — показывает нам старую, потрёпанную куклу, которую огромные ножницы вот-вот срежут с нитей, которыми она удерживается. Но после этого её не выкинут на помойку, ведь рядом лежат новые детали, нитки, игла, а значит со сцены она уйдёт лишь временно, чтобы потом вернуться в совершенно новой роли, когда её подлатают, обновят. Сама Кукла печальна, ведь она не видит того, что находится за её спиной — она не понимает, что после окончания этого этапа её ждёт совершенно новая жизнь.

Читайте также:
Цыганский расклад Ленорман: техника

21 Аркан — Завершение, выполнен во второй версии колоды в чёрно-белом цвете. Спектакль окончен, занавес задернут, свет погас, все маски сброшены, актёры ушли, а декорации валяются как уже не нужный хлам. Возможно, это был последний показ, и теперь театральная труппа начнёт работу над совершенно другим, новым проектом. А возможно наши куклы отправятся куда-то далеко, за грань реальности, за пределы театрального мира. Они вышли из роли и теперь займутся какими-то совершенно иными делами, уже там, в совершенно другой Вселенной.

Младшие Арканы

А теперь переходим к Младшим Арканам. Что мне нравится в них — так это чёткая нумерологическая последовательность. Мне даже не хочется рассматривать каждую карту по отдельности — их интересно анализировать группами. Давайте на этот раз отойдём от привычного формата рассмотрения Арканов и просто проанализируем, как развивается масть на примере стихии Воды — Эмоций, как она названа в этой колоде.

Итак, Туз Эмоций — это Источник, первое яркое проявление эмоции. Здесь изображена кукла, которая набирает полную чашу впечатлений, чувств. Можно сказать, что это отправная точка. Двойка названа Обмен — здесь уже происходит взаимообмен эмоциями во время общения между двумя куклами. Тройка — Насыщенность. Ситуация Аркана яркая, здесь много чувств, эмоциональности и уже трое действующих лиц. Аркан характеризует эмпатию, а насыщение чувствами происходит через постоянный обмен, радость общения, через какие-то яркие события. После такого насыщения на сцену выходит Четвёрка — Скука, состояние, когда эмоций было слишком много, веселье закончилось и настал период опустошения. Интерес к жизни пропадает, возникает потребность в новых переживаниях, но она пока ещё не реализована.

После периода апатии и депрессии в Пятёрке происходит какой-то толчок извне — это встряска, которая должна раскачать человека, выбить из под-ног старые эмоции. Неспроста Пятёрка называется Всплеск. В Шестёрке происходит переосмысление своих эмоций, на первый план выходит ностальгия, воспоминания, некое опустошение эмоциональной сферы и переосмысление ситуации. В Семёрке положение вещей меняется — у куклы появляется новый интерес, новые интересные впечатления, любопытство, желание попробовать нечто необычное, неизведанное. Но пока ещё это только интерес, а само погружение в Новизну происходит на Восьмёрке, которая так и называется — Новизна.

Девятка Эмоций — Радость. На этой стадии человека охватывает множество ярких впечатлений, эмоции разнообразны, и любой новый опыт становится интересным, происходит погружение в новые чувства. Десятка является кульминацией масти и показывает нам Покой — теперь эмоции уравновешены, наступил период благодати, но рано или поздно это состояние должно вывести нашу куклу на новый цикл развития, на более высокий эмоциональный уровень.

Вот таким вот образом идёт нумерологическое развитие внутри каждой масти Таро Театр Кукол. Аналогичным образом, но, конечно же, в рамках своей стихии, идёт развитие Энергии (Жезлы), Ума (Мечи), Материи (Пентакли).

Придворные карты

Карты Двора, как я уже говорила, в колоде Марии Курара грамотно сбалансированы в плане разделения энергии — здесь представлено по два мужских и по два женских персонажа каждой масти. Для меня лично эти образы очень близки к кроулианских. Только, конечно, гораздо проще, чем в Таро Тота и аналогичных колодах — и всё же со своими нюансами. Если, конечно, помнить о том, какая была совершена перестановка у Кроули.

Итак, двор масти Энергии — это Игривость (Принцесса), Стремление (Принц), Жизнерадостность (Королева), Активность (Король). Двор Эмоций — Открытость (Принцесса), Лёгкость (Принц), Мягкость (Королева), Радушие (Король). Двор Ума — Любопытство (Принцесса), Упорство (Принц), Проницательность (Королева), Гениальность (Король). И, наконец, двор Материи — Усилие (Принцесса), Твёрдость (Принц), Хозяйственность (Королева), Трудолюбие (Король).

Особенности толкования карт

Таро Театр Кукол легко поддаётся интуитивному толкованию. Сама Мария Курара в сопроводительной (кстати, очень хорошей) книге к колоде указывает и значения для перевёрнутого положения, поэтому если вы пользуетесь перевёртышами — можете смело их использовать. Самое главное — понять, что означают повторяющиеся символы на картах одной масти, а дальше всё само собой выстраивается в очень логичную, чёткую и понятную даже новичку систему.

Читайте также:
Пирамида для демона: как ее построить

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Театр Кукол — колода универсальная, замечательно работающая в абсолютно любой жизненной области. Единственное, чего бы я на ней смотреть не стала — это вопросы магического негатива и диагностики, но лишь потому что для этой темы имею в арсенале более подходящие колоды. Лично у меня Куклы великолепно идут на вопросы работы, финансов, профориентации, социальных взаимоотношений, для советов, как стоит в той или иной ситуации поступать человеку. Но, опять-таки, повторюсь, для раскладов на любовь, самопознание и любые житейские ситуации она тоже отлично работает. Я же приспособила под эти нужды другие колоды, хотя при необходимости могу всё это просматривать и на Театре Кукол.

Кому подойдут данные карты?

Лично я рекомендую Таро Театр Кукол абсолютно всем. Новичкам будет очень легко освоиться в работе с данной колодой, даже не имея полноценных знаний о классических системах, поскольку здесь мы видим ту же самую классику, но без дебрей из деталей и сложной символики. Профессионалам, которые ищут простой и лёгкий инструмент для разнообразия своей коллекции Таро Театр Кукол тоже придётся по душе. В целом, каких-либо ограничений по работе с этой колодой я не вижу. Единственное — отторжение она может вызвать у тех, кому не нравится сама тематика — показать архетипы через театральный мир марионеток. Мне же сама концепция колоды очень нравится, всё-таки не зря на ум часто приходит крылатое выражение, что весь мир — театр, а люди в нём — актёры.

Рекомендованная литература по ознакомлению с колодой

Единственная действительно стоящая книга по работе с Таро Театр Кукол — это творение самой Марии Курара, которая идёт вместе с картами. Это не скудное бесполезное МБК, а полноценная книга, раскрывающая всю авторскую систему и дающая полноценные трактовки всех карт в прямом и обратном положении. Больше для глубокого проникновения в эту колоду никакая литература вам не потребуется. Единственное, что меня лично удручает — это качество самих карт. Издательство «Весь», к сожалению, не постаралось — карты могли бы быть более плотными. Ну и чёрная рамка на первом издании, тираж которого уже распродан, мне казалась намного симпатичнее белой. Но это уже мои личные замечания, сама же колода просто замечательная.

На этом свой обзор я заканчиваю. В комментариях хотелось бы услышать мнение тех, кто уже работал с данной колодой — расскажите о ваших впечатлениях.

"По ниточке, по ниточке,
Ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я,
Отныне я Живая!"

Маленькая предистория.
С автором этой колоды я "познакомилась", когда случайно в Инете наткнулась на первую, ею созданную колоду "Таро чёрных котов". Стало очень интересно узнать про автора необыкновенно звучащей для меня колоды и нашла сайт самой Марии Kurara, питерского таролога, талантливой художницы.

Уже тогда, в середине 2013 года, отдельные зарисовки Арканов новой колоды у Марии на сайте были.
Они были необычны и интересны, и решительно захотелось купить именно авторский вариант колоды, той, что первой принимает душу и чувства автора!
И как, полагается, "быстро сказка сказывается", но и тут слишком долго время не прошло и вот..

Та-да-дааамм!
Один из первых, свежеотпечатанных экземпляров Таро "Театра кукол" теперь у меня!
Недаром написала, что авторский вариант несет в себе сильнейшие вибрации! Каждая колода Таро кем-то и когда-то была создана, в каждую колоду тот или иной автор вкладывает частицу себя. Но, тут. когда знаешь, что начиная от выбора "осязательности" самой бумаги до точного соблюдения цветового исполнения, всё шло под "надзором" . это позволяет прикоснуться к некоей первичной магии.
Для меня лично энергетика такой колоды начинает играть совсем иными красками.
И ещё.. немаловажный фактор.
В нынешний век потребления мы иногда забываем, что подчас предвкушение – слаще чем вкушение :)
Тогда ожидание новой колоды, у которой ограниченный тираж, становится похожим на то, как в детстве ждала прихода двоюродного брата "с морей" с заграничными подарками :)

Читайте также:
Что такое «Страшные Карты»: их описание

Реальность стала ещё интереснее, почему в начале и обратила внимание на особенность энергетики колоды, отпечатанной по заказу автора.
Ибо, когда получила стало понятно – тут действительно сначала нужно друг друга почувствовать, побыть просто рядом, без торопливой суеты, и может даже попасть в сны (хороший совет с какой-то книги – с новой колодой лучше проспать ночь, положив под подушку), прежде чем взять её в руки. Пробный расклад смогла сделать только сегодня, спустя почти 5 дней после получения. Но, и результат не заставил себя ждать! Колода отозвалась очень чутко и говоряще! Обычный Кельтский Крест и цепочка образов выстроилась в стройный и логический ряд.

Теперь немного об особенностях.
Что не слишком привычно – изменены названия мастей, они стали стихиями, изменены привычные символы их обозначающие. 2 самых ярких – это мечи и жезлы, у Марии это иглы и спички.

Для меня это скорее плюс. Потому что до сих пор "принять", что мечи – это воздух и это стихия интеллекта, несколько сложно (внутри себя всё равно подчас путала с жезлами). А тут всё просто: мечи – это Ум и это иглы, с нитками или без, уже в зависимости от самой карты. Для меня же лично это сразу ассоциация со Страшилой и его умом, что буквально вылезал из соломенной головы, когда тот напряженно думал.
Символизм легко считывается и понятен практически без объяснений МБК.

"Мысль – как взмах меча, резкий и моментальный. Вжжжжжих! и всё. ушла, родимая, в пространство"

Жезлы – огонь: это спички и это Энергия! Яркая, быстрая. Но если её не подпитывать – тогда она быстро гаснет.
И тогда через визуальный образ (горит спичка, погасла или её только нужно зажечь) легко читается трактовка карты. Это бывает важно для новичков, которые только начинают вникать в структуру Таро.

Кубки, они и в Африке тут кубки :) Это видно и на картах, они везде. Правда вода, что в них льется может быть или простой, или радужной (насыщенной эмоциями по определению автора), и тогда стихия Эмоций буквально брызжет с каждой "картинки".

Пентакли проявились как райские яблочки и превратились в Материю. Очень интересно, как наглядно рост и всё, что происходит на материальном уровне, вопрощается в визуальном ряде. И не только это.
Автор дает имя каждой карте (как в традиционных оракулах), и тогда последовательность вполне ясная.
3 Материи (Ожидание) дает в 4 Материи свои Плоды.

Кстати, именно вот этого авторского, "концентрированного" названия каждой карты мне не хватает в печатном варианте Таро Черных Котов. Ло Скарабео, выкупив права, внесло свои коммерческие "коррективы", который на мой субъективный взгляд, не слишком удачны.

Что ещё важно для меня?!
Пажи заменены на Принцесс, тогда в придворной семье восцаряется баланс 2 "мальчика" и 2 "девочки"
Принцесса (из МБК) ". самая младшая при дворе и самая озорная, несмышленная и легкомысленная, она изучает мир, осязая его и контактируя с ним, делает первые шаги. "
Точное описание Пажа, но сразу же срабатывает собственный ассоциативный ряд с образом принцесс из сказок и мультфильмов. Ей только предстоит ещё стать Королевой, пройти ряд трансформаций для своего зрелого воплощения.

Читайте также:
Туз Жезлов Таро: значение в отношениях, любви, здоровье

Как и в любой другой колоде, тут отточены и максимально продуманы Старшие Арканы!
Но, и здесь явлены свои нюансы – названия карт изменены в соответствии с общей структурой колоды, не потеряв при этом ни грамма своей истинной сути.
Так Шут, становится Глупцом/Мудрецом, неся в себе и 0 Аркан и XXII Аркан одновременно.

Он, единственный из всей череды деревянных кукол, сделан из стекла! С одной стороны хрупкого, а с другой .. стекло станет закаленным, минуя всю череду внутренних трансформаций!

В отличии от Черных Котов, созданых на основе РУ, Равновесие 8 Аркан и Сила 11 Аркан встали на свои классические места.

И как ярко и образно проявляются вибрации карт в рисунках автора!
Хрустальное Равновесие застыло, чутко следуя движениям кукол, и очень важно сохранить этот баланс, иначе . чашка весов сверху уже опасно покачивается, миг – и стальные шарики полетят вниз с грохотом разрушая хрупкую конструкцию. Насколько внимательными и осторожными следует быть в сохранении такой позы, в принятии такого решения.
Сила же для меня тут скорее демонстрация некоей игры во власть. И наброшеные шкуры служат на деле масками для скрытия своих истинных возможностей.

Сама прорисовка всех карт не усложнена лишними деталями. Автор говорит, что придерживалась принципа минимализма, сосредотачиваясь лишь на основной теме того или иного аркана.
Для меня лично это плюс. Когда слишком много, пусть даже и филигранно прорисованных, "мелочей", сложнее сосредоточиться на "звучании" аркана.
Тут же глаз быстро "выцепляет" важную деталь, дает возможность на ней сфокусироваться, а черный фон позволяет более ярко высветить саму "картинку", держа её в строгой рамке.

Отдельное спасибо Марии за напечатанную МБК! Её даже назвать "маленькой, беленькой" сложно, потому что это действительно некий мини-учебник, экспресс-курс введения в мир символов и образов Таро. Каждая фраза выверена, ни одного лишнего слова, ни одной ненужной интонации.
Для тех, кто только начинает знакомится с этим удивительным миром, МБК послужит волшебным клубочком, который легко проведет по тайным тропам!

Недаром эпиграфом к посту поставила строчки из старой, забытой песенки моей юности. Потому что они удивительно точно озвучили эту колоду Таро Театра Кукол.
Шаблонные деревянные манекены, одухотворенные рукой Мастера, точно по мановению волшебной палочки Мага, стали живыми и говорящими, думающими и чувствующими, живущими своей, непридуманной жизнью!

Данный отзыв – это не обзор, претендующий на профессиональный "разбор полетов" или некий самопиар, а моя личная благодарность Марии Kurara за удивительный и прекрасный мир Театра Таро, где каждый из нас играет свою, уникальную роль!

Философско-эстетическое изучение феномена куклы

Философско-эстетическое изучение феномена куклы неразрывно связано с человеческими традициями, человеческим опытом. В современной цивилизационной модели народов, не знакомых с феноменом куклы, не существует. С древнейших времен кукла призывает человека к действию, выступая своеобразной репрезентацией особенностей культурного развития, глубинно соотносится с системой онирических ценностей того или иного этноса, нации, культурной модели, приобретая одушевленность.

Ключевые слова: дефиниция «кукла», образ куклы, кукла как метазнак, игровая кукла, кукольный театр, виды кукол.

Философско эстетическое изучение феномена куклы

Феномен куклы сопровождал человечество на протяжении всей истории развития, минуя сферу разума и апеллируя непосредственно к эмоциональной, психологической составляющей. Этимология русского названия феномена восходит к греческому «киклос» («круг»), и изначально обозначало нечто свернутое. Первые куклы были непосредственно связаны с обрядами, отражающими основы мировоззренческой парадигмы первобытного общества, на протяжении тысячелетий человеческой истории феномен всегда сопровождал человека, отражая историю развития общества.

Читайте также:
Таро Казановы: галерея, история создания, кому подойдёт колода

В современной научной литературе существует несколько подходов к дефиниции феномена. Чаще всего, под куклой понимают «детскую игрушку, выполненную в виде фигурки человека»; «вид пространственно-временного искусства, в котором внешность и физические действия кукольных персонажей изображаются барельефными и горельефными (объемными), полуобъемными и плоскими куклами»; «фигуру, воспроизводящую человека в полный рост» [8; С. 28].

Вместе с тем, по сегодняшний день спорным остается вопрос, что именно может считаться куклой. Как видно из приведенных дефиниций, все исследователи указывают на антропологическую составляющую феномена, схожесть с фигурой человека, однако, куклой может считаться и изображения животных, деревьев, цветов и проч.

В рамках театрального искусства успешно используются фигурки человека, животных, птиц, «одушевлённых» деревьев, цветов и проч., для изготовления которых могут использоваться самые различные материалы. «Оживают» куклы при помощи действий актеров-кукловодов.

Сценические куклы подразделяются на марионеток (куклы на нитях), перчаточных (надеваются на руку), теневые, проецирующий тени на экран, тростевые куклы, куклы-роботы, которые двигаются на сцене самостоятельно благодаря электронным или автоматическим устройствам.

Однако далеко не каждый образ, выступающий результатом нашего воображения, может считаться куклой. К примеру, скульптура – результат творческого мировоззрения создателя, однако, куклой она не считается. Причина этого кроется, по словам М. И. Шелаевой и Л. П. Шиповской, в пассивном восприятии информации о скульптуре, отсутствии интерактива. Кукла же призывает к действию, таким образом, «кукла начинается там, где есть интерактив» [8; С. 28].

Выступая своеобразной репрезентацией культурной модели, кукла на глубинном уровне соотносится с системой онирических ценностей этноса, нации, народности, соответственно, куклы стремятся к повторению всех существенных сторон человеческой жизни, трансформируясь в повод для детального эстетико-философского исследования. Кукла-игрушка копирует поступки, эмоции, поведение человека, служит показателем материального положения, социального статуса владельца.

Спорным остается вопрос относительно «одушевленности» куклы: выступая, с одной стороны, произведением человека, с другой, она все же обладает некоторой субъектностью, воплощая традиционные для данного этноса ценности, выступая референтом поведенческих стратегий, системы духовно-нравственных ценностей самого человека, другими словами, воображение человека наделяет куклу некоторой самостоятельностью, душой. В зависимости от визуального оформления куклы она воспринимается как комическая, трагическая фигура. Другими словами, взаимоотношения между человеком и куклой весьма сложные, противоречивые: «до тех пор, пока кукла остается куклой, сохраняется и гармония ее отношений с миром, с человеком, с собственным положением, когда же в ней просыпается человек, происходит трагедия» [5; С. 25].

Кукла, кукольный театр происходят от культа, мифа, ритуала, и на протяжении тысячелетней практики создания кукол, процесс использования кукольных образов всегда представлял собой «нахождение на границе живого и мертвого, это попытки вступить во взаимодействие с высшими, “надмирными” силами, со временем и самим собой, это и рефлексия по поводу возможности устроить мир человека в соответствии с истинными законами бытия» [7; С. 7]. Кукольный мир представляет собой воплощение мечты человечества об идеальном устройстве окружающего мира, отражая и устраняя в игровой форме недостатки современности, «своеобразное, наивное овеществление идеи мироздания» [6; С. 23], а кукла становится воплощением совершенства, недоступного человеку.

Кукла часто воспринимается человеком как нечто большее, чем просто игрушка, кукольный мир – это «всегда мир взрослых в миниатюре. Обязательно что-то означают, что-то социализированное, образованное из мифов и навыков современной взрослой жизни. … кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах» [3; С. 70 – 71]. Иначе говоря, кукла – средство создания нового, более справедливого, но неправдоподобного мира: «кукла не должна быть правдоподобной, но в ее неправдоподобии заключается своеобразная правда. Кукла иносказательна именно потому, что она не человек, а метафора человека» [7; С. 11].

Читайте также:
Таро Снов Чиро Марчетти: галерея, история создания, кому подойдёт колода

От первой игрушки до современных темпов развития современного театрального искусства, человечество стремится к созданию «второго мира», симулякра действительности, который позволит удвоить свою жизнь, эстетически, эмоционально, познавательно освоить эту новую сконструированную реальность. Приоритетная роль куклы в процессе построения двойной реальности обуславливают «исключительно серьезные и широкие возможности, присущие кукле в системе культуры» [4; С. 117].

В наиболее общем виде взаимоотношения человека и куклы могут быть сведены к двум доминирующим в научной литературе подходам: представители первого подхода полагают, что создавая куклу как подобие себе, человек является такой же куклой в руках Творца; сущность второго подхода сводится к тому, что постигая тайну куклы, человек стремится к самопознанию [4; С. 116].

Феномен куклы выступает репрезентацией определенного типа культурной модели, ее особенностей и характера. Трансформация культуры неизбежно приводит к изменению образа куклы. В процессе создания куклы свое отражение находят как общечеловеческие интенции, так и национальная специфика, этническая самобытность, что позволяет рассматривать игрушку в качестве особого метазнака, выступающего средством репрезентации мироощущения, миропредставления, мировосприятия создателя, отражения его региональной принадлежности, социального статуса. Утратив свое сакральное значение, которым кукла обладала в глубокой древности, в начале третьего тысячелетия кукла превратилась в «предмет игровой культуры, результат художественного творчества человека, предмет коллекционирования и экспонирования, предмет поточного, массового промышленного производства, то есть товар» [8; С. 29].

В облике современной куклы нашли свое отражение изменения социальной моды, социальные перемены, сама тема подобия «доводится до предела, вызывая иллюзию полного повторения человеческо­го тела» [2; С. 16]. В образе современной куклы преломляются особенности культуры, куклы разговаривают на своем языке, они, как в зеркале, отражают особенности современного мира, облик самого человека, стараясь объяснить человеку его самого. Современная кукла, таким образом, выступает средством репрезентации становления массовой культуры «постпрометеевского» Постмодерна, лишенного устойчивых интенций исторического развития, эпохи «симулякров симулякров», другими словами, современная кукла выступает отражением атрибутивных характеристик современной эпохи и современного человека в ней.

Кукла – наиболее узнаваемый атрибут детства, в процессе манипуляций с куклами ребенок усваивает систему духовно-нравственных ценностей, поведенческие, коммуникативные стратегии, социально одобряемые на данном конкретном историческом этапе развития конкретного общества. Другими словами, кукла выступает не только отражением сущностных характеристик современной эпохи, но и эффективным инструментом конструирования самой культурной модели.

Еще большей силой идеологического воздействия на реципиента, аудиторию, влияния на развитие современного искусства, общества и культуры в целом обладают куклы в театральных постановках. Современные кукольные спектакли давно вышли за рамки традиционных классических театральных канонов, освещая наиболее актуальные проблемы прошлого и современности, обновляя тематику, проблематику дискурса, приобретая эпические характеристики, обновляя формы, художественные приемы, активно используя эстетические игры, необычные, нетрадиционные предметы для декорирования, звуковые эффекты для музыкального сопровождения. Кукольные спектакли начала третьего тысячелетия отражают интенции развития искусства и общества в целом, влияя на развитие национальной и глобальной культуры.

Таким образом, кукла в политической и повседневной истории, в фольклоре и философии «участвует в отношениях человека и высших сил, стоит на границе живого и неживого, передавая из века в век тайну своих превращений» [7; С. 7], которая привлекает внимание зрителей в кукольном театре. Кукла – проводник между миром детства и миром взрослых.

На протяжении столетий образ куклы менялся, трансформировался, постоянно расширял свой ассоциативный ряд, семантику, что позволяет рассматривать современную куклу как знаковый символ, как определенный концепт, представляющий многочисленные внутренние смыслы. Расширение ассоциативного ряда, в свою очередь, отвечает целям большей субъективации куклы, которая «не хотела быть полным подобием человека потому, что ею изображаемый мир — чудесный мир вымысла, ею представляемый человек — выдуманный человек… На ее подмостках так, а не иначе, не потому, что так в природе, а потому, что так она хочет, а хочет она — не копировать, а творить» [1; С. 315].

Читайте также:
Магия и жизнь: защита внешнего пространства

Расширение семантики кукольного образа находит свое отражение в высокой символичности современных произведений визуальной культуры, все чаще на сцене театра появляются образы кукол, выступающих средством репрезентации наиболее разрушительных тенденций современной цивилизации: подобную семантику играют куклы, изображающие трупы детей, погибших в результате бомбардировок, сломанные и брошенные куклы Чернобыля и проч.

Как всегда в периоды резкой смены ценностных ориентаций, трагических событий, онтологических трансформаций новые идеи нуждаются в непосредственном вещественном представлении [2; С. 3], в начале третьего тысячелетия феномен куклы становится наиболее востребованным.

Кукла вызвала и продолжает вызывать у человека целый комплекс сложных, противоречивых чувств, эмоциональных состояний, она продолжает играть важную роль в практиках манипуляции сознанием, разрушая устаревшие и создавая новые актуальные имиджи и поведенческие стереотипы [8; С. 33], выступая и средством отражения особенностей культуры на конкретном историческом этапе ее развития, и средством развития этой культуры. Выступая произведением рук человека, она все же обладая некоторой субъектностью, выступая референтом поведенческих стратегий, системы духовно-нравственных ценностей, приобретая, таким образом, благодаря воображению человека категорию одушевленности.

Автор статьи: Салаева А.К.

Режиссер постановщик, «Театр кукол», Астана, Республика Казахстан, Старший преподаватель кафедры «Актерского искусства и режиссуры», Казахский национальный университет искусств

Драма

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами. Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса. В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Содержание

Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. [1] Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая . (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

Народные кукольные театры Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.

История театра кукол в России

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием [2] .

В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани [2] . В 1733 году, по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте [2] .

Виды театров кукол

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Читайте также:
Таро и руны: как можно успешно использовать обе системы в личной практике

Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений. [1]

Вертеп

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Юго-Восточной Азии

Театр кукол: с чего все начиналось и куда пришло

Рассказываем, нужен кукольный театр в 21 веке, или нет. Как он возник. Это театр только для детей, или для взрослых тоже. И что сейчас происходит с кукольным театром на примере Украины.

Театр кукол принято считать театром детским. В значительной мере он таковым и является. Конечно, существуют кукольные представления для взрослых. Но главная ценность кукольного театра, его значение для общества, все же видится именно в фокусе на ребёнка.

Декоратор, мастер реквизита, работавший над многими кукольными спектаклями в лучших театрах Украины Эдуард Полонский говорит, что, как правило, первым театром в жизни маленького человека оказывается именно кукольный. И от того, что ребенок там увидит, какой опыт получит, будут зависеть в будущем его отношения не только с театром, но и с другими людьми, с социумом, с самим собой, в итоге.

– Именно кукольный театр закладывает в человеке первые представления о добре и зле, красоте и уродстве, учит делать правильный выбор и занимать активную жизненную позицию, – рассказывает Эдуард Полонский

По словам театрала, куклы и актеры, которые ими управляют становятся одновременно и друзьями, и учителями для маленького человека. Важно, что с помощью этой пары малыш получает эстетический и этический опыт непосредственно, непринуждённо.

И оттого такой опыт особенно ценен, так как он не травмирует психику, не закрывает человека, но наоборот открывает ему новый мир, и его миру. Побуждает становится сотворцом сначала реальности игровой, театральной, а через нее и социальной.

Но почему для детей важен именно театр кукольный? Почему он им интересен?

– Да потому что куклы – это игрушки, – говорит Эдуард Полонский, – вещи, знакомые с младенчества. Представление игрушек – это естественно для ребенка, игра театральная – продолжение его собственной игры домашней.

Театр кукол происходит из домашней игры куклами, вещи простой и естественной. Эта игра – один из первых в жизни способов освоении среды, адаптации к ней, а в дальнейшем – трансформации и созидания.

Потому-то так легко и естественно театр кукол стал искусством именно детским. Ведь в его основе лежит игрушка – первый друг, и первый инструмент, с помощью которого ребенок познает мир.

Значит искать корни кукольного театра следует в детской игре игрушками.

Первыми куклами можно считать каменные, костяные, глиняные фигурки, которые присутствовали во всех обнаруженных древних культурах. Чаще всего им приписываю сакральное, культовое значение, но обряды и ритуалы – это тоже своего рода игра.

В дальнейшем появились куклы из ткани. Мотанка стала прообразом современных кукол, при этом сохранилась до нашего времени и стала одним из самых известных символов украинской культуры.

О появлении на территории Украины кукольного театра в том виде, какой привычен для нас сейчас, можно говорить начиная со времен Киевской Руси (9-13 века). Тогда одной из составляющих скоморошьих представлений были сценки с участием перчаточных кукол.

Появление вертепа стало следующим этапом развития театра кукол. Распространившийся по Европе, и оттуда в 16 веке попавший в Украину, вертеп поначалу показывал зрителям сценки о жизни Христа. Но постепенно там появились и народные герои – Запорожец, животные, наделенные человеческими чертами.

Читайте также:
Таро Дюрера: галерея, история создания, особенности

Отличительной чертой вертепа было наличие декораций и системы их смены. Это стало важным шагом на пути создания профессионального кукольного театра.

– Театр – это особая сфера, которая создает свою реальность, и эта особая реальность не может существовать без декораций. Декорации необходимы для театра. Они могут превратить обычную комнату с голыми стенами в полноценный мир со своей атмосферой, – уверен Эдуард Полонский.

Кукольный же театр в том виде, в каком знаем его мы, впервые появился на территории Украины почти сто лет назад. Только появившееся тогда советское государство уделяло много внимания искусству, прежде всего, как средству пропаганды своей идеологии. И кукольный театр был выбран как лучший способ донести нужные новой власти идеи маленьким детям.

Так был задан вектор на создание профессиональных кукольных театров и их направленность на самого маленького зрителя.

Из ныне существующих кукольных театров самый старый – Киевский академический театр кукол. Он был создан в 1927 году. В 1932 появился театр кукол в Одессе.

В 1934 году правительство Украинской советской социалистической республики (УССР) распорядилось создать театры кукол в каждом областном центре.

Процесс не был быстрым. В некоторых крупных городах театры кукол появились только в 80-х годах 20-го столетия.

– К счастью, детская специфика позволила избежать излишней зацикленности на идеологии, которая доминировала в искусстве для взрослых. – поясняет Эдуард Полонский, – Кукольные же театры стали учить детей базовым понятиям о добре и зле, о прекрасном и уродливом.

Тяжелыми выдались для театров кукол 90-е годы 20-го века. После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, начались проблемы с финансированием. В это время у театров кукол главной целью было выжить: сохранить свои коллективы и помещения.

С началом века 21-го страна оправилась от экономического кризиса. Получили толчок к развитию и кукольные театры. В коллективах задумались о творческих переменах. Прежде всего за счет расширения репертуара в сторону взрослой аудитории и актуальных для современности тем. Во многих из них появились вечерние представления, направленные именно на взрослых (Ивано-Франковск, Харьков).

– Для подростков можно ставить произведения Шекспира и Чехова с привлечением кукол, а для взрослых разработать развлекательный репертуар из истории Львова. Это привлечет туристов и даст прибыль. Кукольный театр имеет широкие возможности, надо просто найти способ их правильно реализовать, – говорит директор-художественный руководитель Львовского областного театра кукол Ульяна Мороз.

Экспериментируют в кукольных театрах Украины и с формой. Все чаще на сцене вместе люди и куклы. В планах – коллаборация с театрами других направлений и даже музеями. Например, в Одессе готовят совместный проект с Театром оперы и балета, и второй с Художественным музеем.

– Подписан договор на совместную постановку с Одесским национальным академическим театром оперы и балета: это будет опера Моцарта «Волшебная флейта» с участием оперных солистов и кукол. Совместно с Одесским художественным музеем мы готовим проект «Григорий Сковорода», посвященный великому украинскому философу, – поделился с прессой планами на будущее директор-художественный руководитель Одесского академического театра кукол Иосиф Меркович.

Как видим, у кукольных театров есть будущее. Они не стоят на месте, а динамично развиваются, следуя за изменениями в мире и в тоже время сами этот мир меняют.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: